Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:53, контрольная работа
Вполне логично и закономерно встает вопрос и о необходимости комплексного теоретико-правового анализа законодательства, регулирующего разные виды предпринимательской деятельности (инвестиционную в форме капитальных вложений, иностранных инвестиций, деятельность финансово-промышленных групп, лизинговую деятельность, предпринимательства осуществляемого в форме франчайзинга, посредническую деятельность на товарных и фондовых биржах). Эти виды предпринимательства при всей их значимости в гораздо меньшей степени являлись объектом исследования ученых-юристов, чем, в частности, банковская деятельность, деятельность акционерных обществ, деятельность в рамках различных иных обществ и товариществ.
Введение.
1. Общая характеристика правовых основ предпринимательской деятельности. Понятие и структура правовой основы предпринимательской деятельности
2. Правовые проблемы предпринимательской деятельности.
2.1 Проблемы систематизации и совершенствования предпринимательского законодательства
2.2 Основные направления систематизации предпринимательского законодательства
2.3 Предложения по совершенствованию законодательства
2.4 Библиографический список
Предпринимательское законодательство, которое формировалось зачастую наспех, в условиях социально-политической и экономической нестабильности, не лишено противоречий и коллизий, требующих своего разрешения.
К
настоящему времени налицо актуальная
задача систематизации законодательства,
регулирующего
Как форма совершенствования законодательства, систематизация позволяет решить в совокупности несколько разнородных, но взаимосвязанных задач: применение единого понятийного аппарата, структурирование правовых норм, устранение противоречий в правовых нормах и др.
С точки зрения теории права, как известно, основными способами систематизации предпринимательского законодательства можно назвать следующие.
Инкорпорация предпринимательского законодательства, осуществляемая в целях создания свода законов по сферам правового регулирования (торговля, промышленное законодательство, техническое регулирование и проч.) посредством их объединения без изменения содержания в сборниках (сводах) или иных изданиях.
Кодификация предпринимательского законодательства на уровне отдельных отраслей и подотраслей (несостоятельность, банковская сфера, страхование, инвестиционная деятельность).
Консолидация предпринимательского законодательства, заключающаяся в укрупнении предмета правого регулирования путем объединения нескольких законов в один.
Каждый из указанных способов имеет предпосылки для применения в современных российских условиях.
2.2
Основные направления
систематизации предпринимательского
законодательства
В настоящее время первыми шагами по систематизации предпринимательского законодательства являются консолидация и инкорпорация (подготовка свода федеральных законов) по таким направлениям как: организационно-правовые формы юридических лиц - коммерческих организаций; финансовые отношения; отношения в сфере интеллектуальной собственности; несостоятельность (банкротство); торговля; промышленная политика; строительный комплекс; аграрный комплекс; антимонопольное регулирование; внешнеэкономическая деятельность; энергетическая политика; морское дело; транспортные отношения; банковское дело; страховое дело.
Как мы знаем, работа по систематизации законодательства о защите интеллектуальной собственности (часть IV Гражданского кодекса РФ), о строительной деятельности (Градостроительный кодекс РФ), в сфере морского права (Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ) успешно ведется в течение последних лет.
Наиболее проблемными представляются вопросы торгового права. Учитывая факт подготовки в рамках ЕврАзЭС проекта Торгового кодекса этой международной организации, необходимо согласиться с концепцией кодификации собственно торгового законодательства с целью подготовки Свода законов о торговле.
Содержательно
в Свод законов о торговле должны
войти нормы законов "О товарных
биржах и биржевой торговли", а
также готовящийся в
Подготовка
Свода законов о торговле позволит
частично унифицировать российское
законодательство с законодательством
большинства европейских
Вторым крупным направлением систематизации может стать финансовая сфера. В данной сфере также необходим Свод законов о финансах юридических лиц. Данный Свод должен объединить в одном документе законодательство об аудите и бухгалтерском учете. Учитывая, что публично-правовые акты в финансовой сфере практически полностью кодифицированы (приняты Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы Российской Федерации), предложенная выше систематизация представляется стратегически необходимой.
Третьим
направлением систематизации должно стать
в ближайшее время
Четвертым направлением систематизации предлагается страховое дело. В этой связи первым этапом могло бы стать издание Свода законов о страховании, включающего все существующие законодательные акты об обязательном и добровольном страховании. На втором этапе полагаем целесообразным внести предложение о разработке Страхового кодекса.
Пятым наиболее важным направлением систематизации представляется законодательство о банкротстве. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о разработке и принятии Кодекса несостоятельности (банкротства). Такой Кодекс существует, например, в Германии. Известно, что рецепция германского законодательства весьма распространена при совершенствовании правового регулирования корпоративной сферы в нашей стране.
Шестым направлением представляется целесообразным назвать банковское законодательство. В данной сфере полагаем возможным приступить сразу к стадии его кодификации. Итоговым документом может стать Банковский кодекс, объединяющий Закон "О банках и банковской деятельности", Закон "О Центральном Банке Российской Федерации" и другие законы. Банковский кодекс должен в понятийном аппарате изначально быть унифицированным со Сводом законов о финансах юридических лиц.
Седьмым направлением систематизации предпринимательского законодательства предлагаем Федеральный закон "О порядке ценообразования", в котором бы нашли отражения нормы, регулирующие тарифы на услуги естественных монополий, ЖКХ и методы определения ценовой политики в иных отраслях хозяйствования. Такой Федеральный закон позволил бы унифицировать существующие методы тарифного регулирования.
Восьмым направлением полагаем возможным предложить принятие Федерального закона "О коммерческих организациях", объединяющего законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах, холдингах и т.д.
Девятым направлением систематизации видится Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности", который мог бы объединить Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и нормы иных законодательных актов в части инвестиций.
Десятым
направлением в перспективе может
стать принятие Федерального закона
"О государственном
Указанные направления являются наиболее актуальными для предпринимательского сообщества. Разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов будет способствовать созданию четких правил для рыночного хозяйства Российской Федерации.
Проведенный
анализ выявил следующие обстоятельства
возможности разработки в среднесрочной
перспективе
1. Российская правовая наука и практика в целом содержат понимание комплексности предпринимательского законодательства и формирования на его основе подотрасли предпринимательского права.
2.
Изучение опыта развитых
3.
Анализ законодательства и
4.
Экономическое
В тоже время, безусловно, нельзя обойти вниманием и имеющиеся в данной области концептуальные проблемы.
Так,
в отечественной
В настоящее время авторы действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и активные сторонники монизма в частном праве во многом определяют правовую политику по вопросам совершенствования и кодификации гражданского законодательства.
За десять лет активного применения единого ГК РФ сложилась определенная система регулирования, приняты специальные законы, наработана правоприменительная практика.
В странах с исторически сложившейся дуалистической системой частного права (Франция, Германия) в настоящее время имеется тенденция к гармонизации права в рамках ЕС, в том числе путем слияния гражданского и торгового права. Так, разработан проект Европейского Гражданского кодекса (European Civil Code), который по объему правового регулирования охватывает и сферу предпринимательского права.
В связи с этим, действительно, представляется не вполне целесообразной коренная ломка с трудом сложившейся законодательной системы и усложнение ее дополнительной надстройкой в виде Предпринимательского кодекса.
Вместе с тем, учитывая, что внешней формой предпринимательского права являются многочисленные корпоративные акты и корпоративные обычаи, кодифицировать которые в принципе невозможно, полагаем, что систематизация в данной отрасли права возможна и должна иметь существенные особенности.
Представляется
оправданной позиция, в соответствии
с которой сочетание частных
и публичных начал в
При
этом важнейшей задачей на перспективу
является формирование единой, внутренне
согласованной и
Полагаем,
что кодификация
При этом Предпринимательский кодекс должен иметь комплексный, межотраслевой характер с элементами частноправового (в развитие некоторых норм ГК) регулирования, но с существенным преобладанием норм административно-правового характера.
Предметом регулирования в Общей части Кодекса может быть:
- более тщательная проработка положений, устанавливающих принципы предпринимательской деятельности;
-
систематизация норм, определяющих
основные принципы и порядок
осуществления мер
-
принципы, задачи и основные направления
структурной политики
-
развитие инфраструктуры
-
введение института "
В
Особенной части Кодекса
Информация о работе Правовые проблемы предпринимательской деятельности