Правовые проблемы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Вполне логично и закономерно встает вопрос и о необходимости комплексного теоретико-правового анализа законодательства, регулирующего разные виды предпринимательской деятельности (инвестиционную в форме капитальных вложений, иностранных инвестиций, деятельность финансово-промышленных групп, лизинговую деятельность, предпринимательства осуществляемого в форме франчайзинга, посредническую деятельность на товарных и фондовых биржах). Эти виды предпринимательства при всей их значимости в гораздо меньшей степени являлись объектом исследования ученых-юристов, чем, в частности, банковская деятельность, деятельность акционерных обществ, деятельность в рамках различных иных обществ и товариществ.

Содержание работы

Введение.
1. Общая характеристика правовых основ предпринимательской деятельности. Понятие и структура правовой основы предпринимательской деятельности
2. Правовые проблемы предпринимательской деятельности.
2.1 Проблемы систематизации и совершенствования предпринимательского законодательства
2.2 Основные направления систематизации предпринимательского законодательства
2.3 Предложения по совершенствованию законодательства
2.4 Библиографический список

Файлы: 1 файл

Проблемы предпринимательской.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

     Предпринимательское законодательство, которое формировалось  зачастую наспех, в условиях социально-политической и экономической нестабильности, не лишено противоречий и коллизий, требующих своего разрешения.

     К настоящему времени налицо актуальная задача систематизации законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность. Целью такой работы является создание правовыми методами более благоприятных условий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом основной задачей можно определить совершенствование механизма правового регулирования.

     Как форма совершенствования законодательства, систематизация позволяет решить в совокупности несколько разнородных, но взаимосвязанных задач: применение единого понятийного аппарата, структурирование правовых норм, устранение противоречий в правовых нормах и др.

     С точки зрения теории права, как известно, основными способами систематизации предпринимательского законодательства можно назвать следующие.

     Инкорпорация  предпринимательского законодательства, осуществляемая в целях создания свода законов по сферам правового  регулирования (торговля, промышленное законодательство, техническое регулирование и проч.) посредством их объединения без изменения содержания в сборниках (сводах) или иных изданиях.

     Кодификация предпринимательского законодательства на уровне отдельных отраслей и подотраслей (несостоятельность, банковская сфера, страхование, инвестиционная деятельность).

     Консолидация  предпринимательского законодательства, заключающаяся в укрупнении предмета правого регулирования путем  объединения нескольких законов  в один.

     Каждый  из указанных способов имеет предпосылки для применения в современных российских условиях.

 

2.2 Основные направления систематизации предпринимательского законодательства 

     В настоящее время первыми шагами по систематизации предпринимательского законодательства являются консолидация и инкорпорация (подготовка свода федеральных законов) по таким направлениям как: организационно-правовые формы юридических лиц - коммерческих организаций; финансовые отношения; отношения в сфере интеллектуальной собственности; несостоятельность (банкротство); торговля; промышленная политика; строительный комплекс; аграрный комплекс; антимонопольное регулирование; внешнеэкономическая деятельность; энергетическая политика; морское дело; транспортные отношения; банковское дело; страховое дело.

     Как мы знаем, работа по систематизации законодательства о защите интеллектуальной собственности (часть IV Гражданского кодекса РФ), о  строительной деятельности (Градостроительный  кодекс РФ), в сфере морского права (Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ) успешно ведется в течение последних лет.

     Наиболее  проблемными представляются вопросы  торгового права. Учитывая факт подготовки в рамках ЕврАзЭС проекта Торгового  кодекса этой международной организации, необходимо согласиться с концепцией кодификации собственно торгового законодательства с целью подготовки Свода законов о торговле.

     Содержательно в Свод законов о торговле должны войти нормы законов "О товарных биржах и биржевой торговли", а  также готовящийся в Правительстве Российской Федерации законопроект "О торговле" и другие аналогичные акты.

     Подготовка  Свода законов о торговле позволит частично унифицировать российское законодательство с законодательством  большинства европейских государств и, тем самым, подтвердить желательное для России движение в сторону европейской интеграции.

     Вторым  крупным направлением систематизации может стать финансовая сфера. В  данной сфере также необходим  Свод законов о финансах юридических  лиц. Данный Свод должен объединить в  одном документе законодательство об аудите и бухгалтерском учете. Учитывая, что публично-правовые акты в финансовой сфере практически полностью кодифицированы (приняты Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы Российской Федерации), предложенная выше систематизация представляется стратегически необходимой.

     Третьим направлением систематизации должно стать  в ближайшее время законодательство о техническом регулировании. Вершиной Свода законов о техническом  регулировании может быть Федеральный  закон "О техническом регулировании", вторым "этажом" данного Свода станут технические регламенты, принимаемые в форме федеральных законов.

     Четвертым направлением систематизации предлагается страховое дело. В этой связи первым этапом могло бы стать издание  Свода законов о страховании, включающего все существующие законодательные акты об обязательном и добровольном страховании. На втором этапе полагаем целесообразным внести предложение о разработке Страхового кодекса.

     Пятым наиболее важным направлением систематизации представляется законодательство о банкротстве. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о разработке и принятии Кодекса несостоятельности (банкротства). Такой Кодекс существует, например, в Германии. Известно, что рецепция германского законодательства весьма распространена при совершенствовании правового регулирования корпоративной сферы в нашей стране.

     Шестым  направлением представляется целесообразным назвать банковское законодательство. В данной сфере полагаем возможным  приступить сразу к стадии его  кодификации. Итоговым документом может стать Банковский кодекс, объединяющий Закон "О банках и банковской деятельности", Закон "О Центральном Банке Российской Федерации" и другие законы. Банковский кодекс должен в понятийном аппарате изначально быть унифицированным со Сводом законов о финансах юридических лиц.

     Седьмым направлением систематизации предпринимательского законодательства предлагаем Федеральный  закон "О порядке ценообразования", в котором бы нашли отражения  нормы, регулирующие тарифы на услуги естественных монополий, ЖКХ и методы определения ценовой политики в иных отраслях хозяйствования. Такой Федеральный закон позволил бы унифицировать существующие методы тарифного регулирования.

     Восьмым направлением полагаем возможным предложить принятие Федерального закона "О  коммерческих организациях", объединяющего законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах, холдингах и т.д.

     Девятым направлением систематизации видится  Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности", который мог бы объединить Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и нормы иных законодательных актов в части инвестиций.

     Десятым направлением в перспективе может  стать принятие Федерального закона "О государственном регулировании  предпринимательской деятельности", который включил бы в себя нормы  о государственном контроле и  надзоре за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, в том числе законодательство о лицензировании и т.д.

     Указанные направления являются наиболее актуальными  для предпринимательского сообщества. Разработка и принятие соответствующих  нормативных правовых актов будет  способствовать созданию четких правил для рыночного хозяйства Российской Федерации.

     Проведенный анализ выявил следующие обстоятельства возможности разработки в среднесрочной  перспективе Предпринимательского кодекса Российской Федерации (далее - ПК РФ).

     1. Российская правовая наука и практика в целом содержат понимание комплексности предпринимательского законодательства и формирования на его основе подотрасли предпринимательского права.

     2. Изучение опыта развитых европейских  государств с правовой системой, близкой к российской, показывает наличие в их структуре права как гражданского, так и торгового (коммерческого) кодексов.

     3. Анализ законодательства и практики  работы системы арбитражных судов  Российской Федерации показывает  объективное отличие предпринимательских отношений от общегражданских и доказывает наличие большого числа противоречий в предпринимательском законодательстве.

     4. Экономическое законодательство  в сфере предпринимательства,  регулирующее частноправовые и  публично-правовые отношения, может  быть дифференцировано на общую и особенную части, подлежащие систематизации в форме кодификации.

     В тоже время, безусловно, нельзя обойти вниманием и имеющиеся в данной области концептуальные проблемы.

     Так, в отечественной законодательной  практике традиционно преобладает подход, направленный на сохранение формального единства частного права.

     В настоящее время авторы действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и активные сторонники монизма в частном праве во многом определяют правовую политику по вопросам совершенствования и кодификации гражданского законодательства.

     За  десять лет активного применения единого ГК РФ сложилась определенная система регулирования, приняты  специальные законы, наработана правоприменительная  практика.

     В странах с исторически сложившейся дуалистической системой частного права (Франция, Германия) в настоящее время имеется тенденция к гармонизации права в рамках ЕС, в том числе путем слияния гражданского и торгового права. Так, разработан проект Европейского Гражданского кодекса (European Civil Code), который по объему правового регулирования охватывает и сферу предпринимательского права.

     В связи с этим, действительно, представляется не вполне целесообразной коренная ломка  с трудом сложившейся законодательной  системы и усложнение ее дополнительной надстройкой в виде Предпринимательского кодекса.

     Вместе  с тем, учитывая, что внешней формой предпринимательского права являются многочисленные корпоративные акты и корпоративные обычаи, кодифицировать которые в принципе невозможно, полагаем, что систематизация в данной отрасли права возможна и должна иметь существенные особенности.

     Представляется  оправданной позиция, в соответствии с которой сочетание частных  и публичных начал в регулировании  предпринимательских отношений  обусловливает возможность наличия специфического правового регулятора как логического продолжения действующего ГК РФ.

     При этом важнейшей задачей на перспективу  является формирование единой, внутренне  согласованной и непротиворечивой концепции разработки такого акта. Необходимо единое понимание границ, которые будут проводиться между Предпринимательским кодексом, существующим ГК РФ и специальным гражданским законодательством.

     Полагаем, что кодификация предпринимательского права возможна и необходима, прежде всего, для решения ряда публично-правовых вопросов государственного регулирования экономики, как, например, в Японии, где наряду с Гражданским существуют и Торговый, и Хозяйственный кодексы.

     При этом Предпринимательский кодекс должен иметь комплексный, межотраслевой характер с элементами частноправового (в развитие некоторых норм ГК) регулирования, но с существенным преобладанием норм административно-правового характера.

     Предметом регулирования в Общей части  Кодекса может быть:

     - более тщательная проработка  положений, устанавливающих принципы предпринимательской деятельности;

     - систематизация норм, определяющих  основные принципы и порядок  осуществления мер государственного  регулирования экономической деятельности (в том числе о поддержке  добросовестной конкуренции);

     - принципы, задачи и основные направления  структурной политики государства  в сфере экономики, включая  основы промышленной, в том числе  кластерной политики;

     - развитие инфраструктуры согласования  интересов власти и бизнеса,  поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности (в том числе через саморегулируемые и иные предпринимательские организации - на отраслевом уровне, торгово-промышленные палаты - на межотраслевом, надотраслевом и международном уровне);

     - введение института "государственного предпринимательства" (принципы и приоритеты построения государственного сектора экономики).

     В Особенной части Кодекса предлагается урегулировать основы государственной  политики в основополагающих отраслях экономики.

Информация о работе Правовые проблемы предпринимательской деятельности