Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:43, контрольная работа
Цель исследования - дать систематическое изложение государственной и меценатской истории рода на протяжении 19 века, выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности.
Для достижения данной цели мной поставлены следующие задачи:
- определить основателя династии и основных представителей рода Любимовых и рассмотреть их деятельность,
- выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности в целом, с учетом их практической деятельности на высших государственных постах, меценатства, благотворительности.
Введение стр. 2
Глава 1. Основатели династии. стр. 4
§ 1.1. Филипп Алексеевич – первый купец рода. стр. 4
§ 1.2. Иван Филиппович - старший сын. стр. 5
Глава 2. Известнейший Любимов. стр.8
§2.1. И.И. Любимов – видный промышленный деятель. стр. 8
§ 2.2. И.И. Любимов – видный общественный деятель. стр. 12
Глава 3. Закат династии. стр. 15
§ 3.1. Михаил Иванович стр. 15
§ 3.2. Послереволюционные события стр. 17
Заключение. стр. 17
Список литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Основатели династии.
§ 1.1. Филипп Алексеевич – первый купец рода. стр. 4
§ 1.2. Иван Филиппович - старший сын.
Глава 2. Известнейший Любимов.
§2.1. И.И. Любимов – видный промышленный деятель. стр. 8
§ 2.2. И.И. Любимов – видный общественный деятель. стр. 12
Глава 3. Закат династии.
§ 3.1. Михаил Иванович
§ 3.2. Послереволюционные события
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Актуальность темы: История российского предпринимательства - тема весьма актуальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Исторические исследования, во-первых, дают возможность понять, почему наряду с другими явлениями и процессами, предпринимательство оказалось сегодня в зачаточном состоянии. Во-вторых, тема предпринимательства достаточно актуальна в настоящее время и по другой причине, имеющей скорее моральную окраску. На данный момент рушатся все прежние кумиры и идеалы, и, чтобы не остаться совсем без истории, нужно воссоздать те события, факты, имена исторических личностей, которыми в самых сложных обстоятельствах укреплялось государство, которые помогали народу возродиться и двигаться дальше по своему историческому пути. В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о необходимости усвоения исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций. Восхищают не только деловая хватка, предприимчивость, размах, но и другие аспекты многогранной деятельности предпринимателей на ниве благотворительности и меценатства. Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой. Широкое развитие частной инициативы снизу породило мощное промышленное движение. Это в полной мере относится и династии Любимовых, которой я решила посвятить свою работу.
Объектом исследования является роль династии Любимовых в истории развития Перми и России в целом, ее положение в обществе.
Предметом исследования является государственная и меценатская деятельность представителей рода Любимовых.
Цель исследования - дать систематическое изложение государственной и меценатской истории рода на протяжении 19 века, выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности.
Для достижения данной цели мной поставлены следующие задачи:
- определить основателя
династии и основных
- выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности в целом, с учетом их практической деятельности на высших государственных постах, меценатства, благотворительности.
Глава 1. Основатели династии.
Первая глава работы посвящена Филиппу Алексеевичу Любимову, который был приписан к пермскому купечеству и его старшему сыну Ивану, их предпринимательской, а затем и государственной деятельности.
§ 1.1. Филипп Алексеевич – первый купец рода.
Основателем купеческой
династии можно считать Филипа Алексеевича Любимова (1782-1837), с сыновьями Иваном, Леонтием
и Кузьмой приписался в пермское купечество
3 гильдии с капиталом 8 тыс. рублей. А до
этого времени в XVII веке Любимовы - крестьяне, XVIII - церковные служители Петропавловского
собора,1 но всегда
рисковые и предприимчивые. И в 1820 г. накопив средства с небольшой торговли
шелковыми и хлопчатобумажными тканями,
Филипп
Алексеевич решает взяться за новое
перспективное дело — грузовые перевозки,
и приобретает «суда для отправки купеческих
товаров
Таким образом, несмотря на то, Ф. Любимов не был ни именитым, ни богатым купцом, благодаря деловой хватке и удачным проектам по вложению денег, он приумножает и накапливает финансы и получает вес в купеческой среде.
§ 2.1. Иван Филиппович - старший сын.
Старший сын Ф. А. Любимова Иван Филиппович (1807 – 1864) развивает грузовые перевозки и строит небольшую канатно-прядильную фабрику. В 1840-е годы занимался поставками соли с Дедюхинских казённых соляных промыслов в Оханск и Кунгур, потом-оптовой торговлей железом, хлебом и солью,3 с оборотом более миллиона рублей.
Он удачно продолжил дело отца, занявшись перевозкой не только грузов, но и пассажиров. В 1855 году купец построил свой первый буксирный пароход «Любимый», переименованный после в «Пермь». В том же году он покупает у судостроительной компании «Гаке и Тет» свой первый пароход «Екатеринбург» и "Березники" и устанавливает пассажирские перевозки от Перми до Нижнего Новгорода.
Последний пароход по роскоши отделки был безусловно лучшим пароходом того времени на Каме. Кроме этих у купца имелись речные суда обыкновенного устройства. Позднее в его пароходной компании было уже 4 парохода и более 30 барж.4 На земле и воде камско-сибирская фирма Ивана Филипповича Любимова демонстрировала колоссальные транспортные возможности. Владелец буксиро-почтово-пассажирского пароходства гарантировал доставку грузов по всей Западной Сибири. Они могли быть направлены пассажирскими или буксирными пароходами, позднее - железной дорогой, а также гужем в Ишим, Ново-Николаевск, Омск, Павлодар, Петропавловск, Тюмень, Томск.
Кроме того, в 60-х годах XIX века Иван Филиппович — потомственный почетный гражданин, имел звание коммерции советника, которое присваивалось купцам 1 гильдии, пробывшим в ней не менее 12 лет. Пермские краеведы отмечают, что он неоднократно занимал пост городского головы Перми: с 18 октября 1835 года по 1838 год, с 18 октября 1847 года по 1853 год и в 1859—1864 гг. А. А. Дмитриев писал: «Пройдя разные выборные должности и, между прочим, прослужив почти 10 лет пермским городским головою, Иван Филиппович … оставил о себе в Перми добрую память и общее уважение.»5
Иван Филиппович был дважды женат. В первом браке не было детей. Вторая жена, дочь кунгурского купца Анна Степановна Фоминых, родила пятерых детей: Ивана, Михаила, Константина, Александру и Клавдию. Церковь отметила, что дети росли «… в кругу благочестивого родного семейства, здесь в частной жизни своих родителей они видели примеры глубокой религиозности, любви ко храмам Божиим, строгого исполнения церковных уставов, сыновнего почтения к пастырям церкви, примеры христианского отношения к ближним».
Он участвовал в благотворительной деятельности: с 1862 года был сотрудником Пермского дамского попечительства о бедных. При городском голове И. Ф. Любимове решались такие бытовые вопросы, как устройство плота на р. Каме для полоскания белья, постройка моста через р. Егошиху.
Пермяки, пережив тяжелый урок – пожар 1842 года, стали застраивать город каменными зданиями. Несколько домов было
построено и самим купцом. Материально помогал сиротскому дому, жертвовал на благоустройство церквей.6 Жена Ивана Филипповича Любимова, Анна Степановна, внесла 10 тыс. руб. в пользу убежища детей бедных, а свой жилой дом завещала городу.7
Таким образом мы выяснили, что Любимовы не были потомственными привилегированными купцами, только благодаря уму, напористости, умению трудиться и рисковать они добились того положения, которое позволяло и до сих пор позволяет говорить о них, как о династии удачливых предпринимателей и ярких руководителей в Пермском крае. И именно с этого времени начинается история меценатства и благотворительности этой семьи.
Глава 2. Известнейший Любимов.
Во второй главе изучена деятельность И.И. Любимова, направленная на расширение и развитие предприятий края, его инновационные разработки в сфере транспорта, его государственная должность и меценатская деятельность его и его жены.
§ 2.1. И.И. Любимов – видный промышленный деятель.
Внук родоначальника династии, Иван Иванович Любимов
Получив домашнее образование, унаследовав 5 домов, Пермскую канатную фабрику, 12 лавок в гостином дворе, 4 амбара, пароходы, он продолжил коммерческое дело отца. Обладая духом предприимчивости и широтою взглядов в промышленных делах, он значительно расширил предприятия Ивана Филипповича.8
Сначала Иван Иванович занялся дальнейшим развитием своего пароходства и судоходства по Каме и устройством близ Перми механического завода ниже Слудской Свято-Троицкой церкви, основание которому было положено Тетом еще в 1858 году. Любимов со временем значительно увеличил производство завода и стал брать подряды на постройку паровых судов не только для Камы и Волги, но и для Каспийского моря. В 1877 году в навигацию на Каме открылось новое пассажирское пароходство И. И. Любимова. Были пущены в рейс прекрасные по устройству и удобствам пассажиров пароходы.
Можно добавить, что пароходы обыкновенного устройства реконструировались и облагораживались. Так было с "Пермью" и "Кунгуром". Несколько слов о пароходе "Пермь", на котором в апреле 1890 года А.П.Чехов отправился в путешествие из Нижнего Новгорода. Первоначально это был буксир "Любимый". Позднее, купив пароход "Екатеринбург", купец переименовывает "Любимый" в "Пермь".9
Любимовы становятся сильными конкурентами известных пароходных компаний «Самолет» и «Кавказ и Меркурий». Огромный размах это дело получило после объединения капиталов и усилий акционерного общества "Иван Любимов и К" с почтово-пассажирским пароходством товарищества "Ф. и Г. бр.Каменские".
На заводе Любимова зимой 1882 года шла самая деятельная работа:
строились сразу 6 пароходов: один пассажирский для самого И. И. Любимова в 100 сил, пассажирский для купца Якимова в 60 сил на р. Белую, такой же для Лунегова на Верхнюю Каму и буксирные пароходы для купцов Куракина, Ушкова в Елабугу и Корнилова в Западную Сибирь. В 1887 году на судостроительном заводе впервые сооружались две паровые шхуны для Каспийского моря – «Васпуракан» и «Князь Пожарский» господам Солину и Петелину в 100 номинальных сил каждая. Назначение шхун – перевозка керосина и нефти из Баку в Астрахань. Всего впоследствии было построено 5 шхун вместимостью 7800 тонн.
Для будущего любимовского содового завода здесь
были изготовлены аппараты и механизмы
этого нового химического производства.
Все
проекты и чертежи составлялись собственными
техниками заво-
да. Таким образом, к началу XX века бывший
заброшенный за-
вод превратился в одно из" крупнейших
предприятий Урала.
Среди заказчиков у И.
И. Любимова были Министерство пу-
тей сообщения, предприниматели П. К. Ушков,
А. П. Куракин,
А. Ф. Морозов и др. Мощности завода уже
не справлялись с воз-
росшим объемом заказов. Поэтому в 1895 г.
Любимов задумал
серьезное расширение и переоснащение
предприятия, для чего
намеревался взять кредит в Пермском отделении
Госбанка, но
получил отказ. Основанием для отказа
послужил тот факт, что
кроме судостроительного Любимов владел
крупными солева-
ренным и содовым заводами, и мог, по мнению
комиссии торго-
во-промышленного кредитного отдела, изыскать
средства само-
стоятельно. Судостроительный завод
Любимова давал работу значительному
числу жителей Перми. В неблагоприятные
для судового промысла годы число рабочих
мест приходилось сокращать до 200—300, иногда
даже временно закрывать производство,
но в
среднем на заводе работало около 800 человек.10
17 июня 1883 года на судостроительном
заводе произошел большой
Ещё в конце 60-х годов XIX в. Иван Иванович занялся солеварением. Он возобновил действие заброшенного 100-летнего Березниковского завода, поправил варницы по новому «белому» баварскому способу, и в 1872 году завод начал работать. Таким же образом был пущен в действие стоявший Дедюхинский солеваренный завод. Бедствующее безработное население воспринимало работодателя как «истинного поильца и кормильца».
Информация о работе Предприниматели Пермского края. Любимовы