Предприниматели Пермского края. Любимовы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - дать систематическое изложение государственной и меценатской истории рода на протяжении 19 века, выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности.
Для достижения данной цели мной поставлены следующие задачи:
- определить основателя династии и основных представителей рода Любимовых и рассмотреть их деятельность,
- выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности в целом, с учетом их практической деятельности на высших государственных постах, меценатства, благотворительности.

Содержание работы

Введение стр. 2

Глава 1. Основатели династии. стр. 4
§ 1.1. Филипп Алексеевич – первый купец рода. стр. 4
§ 1.2. Иван Филиппович - старший сын. стр. 5

Глава 2. Известнейший Любимов. стр.8
§2.1. И.И. Любимов – видный промышленный деятель. стр. 8
§ 2.2. И.И. Любимов – видный общественный деятель. стр. 12

Глава 3. Закат династии. стр. 15
§ 3.1. Михаил Иванович стр. 15
§ 3.2. Послереволюционные события стр. 17

Заключение. стр. 17
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Любимовы.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Но самым крупным  предприятием И. И. Любимова был пу- 
щенный в действие в 1883 г. Березниковский завод по производ- 
ству соды аммиачным способом. В 1881 году Иван Иванович совместно с бельгийцем Сольве, с французами Лутрейлем и Вагау и англичанином Тонтоном приступили в Березниках к постройке содового завода по аммиачному способу, первого в России.  Акционерное общество «Любимов, Сольве и КО» было высочайше зарегистрировано в ноябре 1887 года. Со временем возник другой Донецкий содовый завод общества «Любимов, Сольве и КО»11.

Оба завода приносили огромную прибыль. За 30 лет существования фирма получила 33,85 млн. руб. золотом; со дня своего основания до революции 1917 г. заводы выпустили 875 тыс. тонн соды, т. е. в сред- 
нем по 25 тыс. тонн в год12.

На средства И. И. Любимова проводились изыскательные работы по проведению железной дороги от Перми.   Первый проект уральской железной дороги появился в 1861 г.  Еще один проект дороги выдвигает осенью 1868 г. пермский предприниматель и пароходовладелец И. Любимов: от Перми          к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск. В скором времени министерство путей сообщения дает разрешение на изыскания этой трассы. Летом 1869 г. по приглашению Любимова инженер путей сообщения Соболевский произвел топографические изыскания местности. После этого был составлен проект, по которому к данному направлению была добавлена горнозаводская ветка от Екатеринбурга.13

Предприниматель хотел  завести еще нефтяное производство на Кавказе, где и купил уже  землю, но не успел осуществить этого дела.

 

§      2.2. И.И. Любимов – видный общественный деятель.

Иван Иванович Любимов  проявил себя не только как видный промышленный деятель и заботливый хозяин для рабочих, но и как известный  общественный деятель. С 1859 года началась его общественная работа. Рубеж 60-х годов XIX века – время перемен, развития общественного движения. Происходит отмена крепостного права, общество пытается помочь беднейшему населению страны. В Перми возникает общество помощи бедным, детский приют, богадельня, поддерживаются идеи образования народа, открывается женское училище, впоследствии преобразованное в гимназию, и т. д. С 1859 по 1875 годы И. И. Любимов являлся «старшиной» детского приюта, в 1866 г.– бургомистром городового магистрата. За активную материальную поддержку зарождающимся благотворительным организациям И. И. Любимов в 1866 году награжден медалью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте. Городское общество несколько раз выбирает И. И. Любимова городским головой:           с 1 января 1869 года по 9 марта 1870 года, а затем с 1870 по 8 января 1875 г. и с 14 декабря 1876 г. по 18 августа 1878 года.

Зная о необходимости  для губернии технических специалистов, Любимов 

в 1873 году пожертвовал  свой дом на Вознесенской площади для Алексеевского реального училища, ежегодно внося для содержания здания и учащихся 2000 руб. В 1876 году Алексеевское реальное училище было открыто министром народного просвещения.     За организацию училища   И. И. Любимов был награжден бриллиантовым перстнем с вензельным изображением великого князя Алексея Александровича и орденом               Св. Анны 3-й степени и был избран попечителем Алексеевского реального училища.   В здании Алексеевского реального училища в настоящее       время расположен Пермский авиационный техникум имени Швецова.          На основании решения комиссии по наименованию улиц, площадей и других городских объектов и установке памятных знаков, мемориалов, монументальной скульптуры на территории города Перми 17 августа        2006 года скверу перед зданием техникума было присвоено                                  имя И. И. Любимова.14

И. И. Любимов благоустроил дом Богородицкого приюта, где  был директором. В 1883 – 1891 годах он состоял членом попечительного совета Мариинской женской гимназии, был избран почетным мировым судьей Пермского уезда с 1879 по 1882 годы, членом учетного комитета Пермского отделения государственного банка, действительным членом губернского статистического комитета, почетным членом научнопромышленного музея,

членом совета общественной библиотеки.15

 В 1874 г. городская Дума выносит решение о строительстве 
в Перми каменного здания для театра. Собственных средств на 
такое крупное строительство у Думы не хватало, и она обрати- 
лась к населению с призывом собрать необходимые деньги. 
И. И. Любимов вошел в избранный Комитет по строительству 
театра, а кроме того внес значительные личные пожертвова- 
ния. Сейчас в этом здании, удачно реконструированном в 50-е 
годы нашего века, располагается один из известнейших россий- 
ских театров — Пермский академический театр оперы и балета 
им. П. И. Чайковского.16

Городской голова И. И. Любимов  заботился о благосостоянии родного  города. Он выступал за замену старых деревянных тротуаров на каменные плиты, при  нем были отремонтированы торговые лавки, уделялось внимание очистке рыночных площадей, содержанию и освещению городских бульваров.  В 1878-м неурожайном году он выступал в думе с идеей создания хлебного запаса города и т. д.17

Скончался Иван Иванович Любимов в Ялте 17 февраля 1899 года. Тело его было перевезено в родную Пермь и предано земле на кладбище при Кафедральном соборе при собрании народа в несколько тысяч человек.

Жена И. И. Любимова Елизавета  Ивановна, продолжая и по- 
сле смерти мужа благотворительные традиции семьи, жертвует 
на открытие торговой школы 25 тыс. руб. и свою библиотеку. На 
ее деньги в Перми был открыт вдовий дом, где находили себе 
приют одинокие женщины. В течение 25 лет Е. И. Любимова 
заведовала детским приютом, вкладывая значительные денеж- 
ные суммы в его обеспечение. Как и Иван Иванович, Елизавета 
Ивановна была отмечена многими высокими наградами. В на- 
шем столетии в ее доме успешно работал Пермский государст- 
венный драматический театр, а сегодня не менее плодотворно творит пермский ТЮЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Закат династии.

В этой главе автор  изучает деятельность младшего брата  И.И. Любимова – Михаила Ивановича  и рассматривает  развитие предпринимательства  в последние годы царской России.

§      3.1. Михаил Иванович

  Михаил Иванович был моложе брата Ивана на четыре года. Михаил окончил в 1862 г. Московский университет.

Михаил Иванович Любимов  сыграл значительную роль в развитии экономической и общественной жизни  края. 16 мая 1870 г. была открыта Пермская уездная земская управа. Первым ее председателем был избран Михаил Иванович Любимов.  В течение ряда лет М. И. Любимов являлся гласным Пермской городской думы. Городской голова поднимал вопрос о необходимости каменной застройки города и вопрос о развитии кирпичеделательной промышленности и удешевления стоимости кирпича.

   Михаил Иванович много лет был директором Пермского общественного Марьинского банка. Ежегодно капиталы и обороты банка увеличивались. Однако в этот период Михаил Иванович часто отсутствовал, жил в Москве и в Нижнем Новгороде.                                                                                                                  

    После смерти брата Михаил Иванович принял эстафету попечительства над Алексеевским реальным училищем. Для развития коммерческих дел необходимы были специалисты.

В 1902 г. в доме Любимовых  на ул. Покровской была открыта торговая школа, Михаил Иванович стал попечителем  торговой школы, членом правления и  попечителем общества «взаимного вспомоществования приказчиков».   Городской голова, директор детского приюта, попечитель учебных заведений — таков неполный список общественной и благотворительной деятельности Михаила Ивановича.

Уезжая из Перми, М. И. Любимов пожертвовал свой дом под торговую школу. Здание по тем временам оценивалось в 40 тыс. руб., по Михаил Иванович уступил его школе за 15 тыс., которые отдал на нужды Алексеевского училища.18

Но всё-таки некоторые  историки  отмечают, что не было в  Михаиле Ивановиче той боли за родной город, той самоотдачи и кристальной  честности, какими были отмечены его  предшественники.

   

3.2. Послереволюционные  события.                                               

    По ряду причин после революции 17-го года предпринимательская и общественная деятельность представителей семьи  Любимовых оказалась         в тени и подробно не изучалась. Фабрики и заводы, поезда и пароходы были национализированы советской властью и стали собственностью государства.                       

   Между тем машиностроительные, химические и транспортные предприятия, основанные этой династией, дали толчок экономическому развитию Прикамья и, наряду с казенными Мотовилихинскими заводами, во многом опередили судьбу крупнейших его городов, профиль их промышленного развития.                         В XX веке Пермь стала одним из ведущих центров машиностроения и важным 
транспортным  узлом, а Березники - крупнейшим центром добычи калийных солей и химической промышленности.

   

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Династия Любимовых  оставила значительный след не только 
в истории развития промышленности Перми и Пермского края, но и в истории России.  Отличаясь многопрофильностью, Любимовы создали крупное торгово-промышленное хозяйство, включавшее машиностроительные, химические, транспортные и торговые предприятия, которые играли активную роль в развитии и 
становлении экономики.

    К тому же Любимовы были одной из немногих пермских семей, где к началу 20го века насчитывалось, четыре поколения, одинаково активно принимавших участие и в государственной и в общественной деятельности. Проявление упадка были, но, в общем, эта семья долго сохраняла своё руководящее влияние. Они действительно добились успеха в своих делах. Не было начинаний, на которые они не откликнулись. Династия  пользовалась   большой   известностью   благодаря  громадным  богатствам,  выдающимся   заслугам   в   развитии   отечественной  промышленности, предпринимательства и широкой общественной благотворительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

 

  1. Баяндина Н.П. , Купцы и предприниматели Любимовы // Страницы истории  Урала. - Пермь, 1995. -  Вып. 2.- с.49
  2. Баяндина Н.П. Купцы и предприниматели Любимовы  // Проблемные  

        вопросы историко-  культурного наследия Урала.- Березники, 1996.-с.46

  1. Дмитриева А.Л. Биографический указатель памятных деятелей Пермского края.- Вып. 1: 30 очерков. Пермь, 1902. - С.19.
  2. Спешилова Е. А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723–1917.– Пермь, 1999. – С. 257.

 

 

Электронные ресурсы

Архив Перми _ Пермские градоначальники _ Любимов Иван Филиппович  

   http://www.permarchive.ru

Архив Перми _ Пермские градоначальники _ Любимов Иван Иванович

   http://www.permarchive.ru

Архив Перми _ Пермские градоначальники _ Любимов Михаил Иванович  

   http://www.permarchive.ru

БГ- Знание.Ру   http://bg-znanie.ru/

    Любимов, Иван Иванович — Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki

    Любимов,_Иван_Филиппович  Википедия   http://ru.wikipedia.org/wiki

   Любимов,_Михаил  Иванович  Википедия   http://ru.wikipedia.org/wiki

О дороге/Свердловская ЖД /история    http://svzd.rzd.ru/isvp/public/svzd

1 Биографический указатель памятных деятелей Пермского края.-                   

   Вып. 1: 30 очерков, А.Л. Дмитреева. Пермь, 1902. - С.19.

2 Баяндина Н.П. Купцы и предприниматели Любимовы // Проблемные

   вопросы историко- культурного наследия Урала. - Березники, 1996.-с.46

3 Любимов,_Иван_Филиппович .- Википедия-электронная энциклопедия   

    http://ru.wikipedia.org/wiki/

4 там же

          5 Дмитриев А.А. Биографический указатель памятных деятелей Пермского

            края.-Пермь, 1902.-С. 19.

      6 Архив города Перми / http://www.permarchive.ru/index.php?

        7 Купцы и предприниматели Любимовы // Страницы истории Урала. - Пермь, 1995. – Вып.2.- с.49

8 Любимов Иван Иванович - Пермские градоначальники. - Архив Перми

  http://www.permarchive.ru

9 БГ- Знание.Ру   http://bg-znanie.ru/

10 Купцы и предприниматели Любимовы // Страницы истории Урала.-Пермь, 1995.-Вып.2.

11 Любимов Иван Иванович - Пермские градоначальники _ Архив Перми                

   http://www.permarchive.ru

12 Купцы и предприниматели Любимовы // Страницы истории Урала. –

    Пермь, 1995. - Вып.  2.- с.48

13 О дороге/Свердловская ЖД /история    http://svzd.rzd.ru/isvp/public/svzd

14 Любимов, Иван Иванович — Википедия,

15 Спешилова Е. А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723–1917.– Пермь,

    1999. – С. 257.

16  Купцы и предприниматели Любимовы // Страницы истории Урала. –

     Пермь, 1995. - Вып. 2.- с.49

17 Любимов Иван Иванович - Пермские градоначальники _ Архив Перми                

Информация о работе Предприниматели Пермского края. Любимовы