Предпринимательская деятельность и особенности её функционирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия, благодаря своей приспособленности и высокой деловой активности, создают условия для благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в последние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют все более заметную роль в решении проблем научно-технического развития, совершенствовании структуры и повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров, услуг и капитала, оказывая влияние на расширение международных экономических связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие предпринимательства и его роль
1.2 Современное состояние предпринимательства в Беларуси
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Добрада»
3. ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДОБРАДА»
3.1 Анализ прибыли и рентабельности
3.2 Анализ товарооборота и товарных запасов
3.3 Анализ показателей по труду и заработной плате
3.4 Анализ доходов торговой организации
3.5 Анализ финансового состояния предприятия
4. Формы регулирования предпринимательской деятельности и их совершенствование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Особенности предпринимательской деятельности в современных условиях.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

На 1 января 2005 года на 1000 жителей республики приходится в среднем примерно 3 малых предприятия.

По данным Министерства по налогам и сборам, численность  индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете налогоплательщиков, на 1 января 2005 года составила 183,9 тыс. человек.

Таким образом, на начало 2005 года в секторе малого предпринимательства занято более 504 тыс. человек, что составляет более 13% от числа занятых в экономике. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 80,2 млрд. рублей и составила на 1 января 2005 года 410,5 млрд. рублей.

 

Рисунок 1.3. Отраслевая структура частного малого предпринимательства

 

Примечание. Источник: [17]


Рисунок 1.4. Количество индивидуальных предпринимателей, человек

Примечание. Источник: [17].

 

Главными целями развития малого и среднего предпринимательства  на среднесрочную перспективу являются обеспечение роста эффективности  и активизации производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также развитие предпринимательства в сельской местности.

Предпринимательство в  Республике Беларусь, в том числе  малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

Рисунок 1.5. Количество малых предприятий

Примечание. Источник: [17]

 

В текущем пятилетии  Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2010 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.

Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие.

Кроме того, планируется  расширение участия предпринимательского сектора в реализации народнохозяйственных программ, направленных на развитие регионов и отраслей.

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ДОБРАДА»

 

Объектом исследования в данной работе является Общество с ограниченной ответственностью «Добрада».

Предприятие является юридическим  лицом, действует на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, имеет  самостоятельный баланс, расчетный и валютные счета в банках.

Местонахождение Предприятия (юридический адрес): 220012 г.Минск, ул. К.Чорного, д.8, к.3.

Основной целью деятельности Предприятия является хозяйственная  деятельность, направленная на получение  прибыли для обеспечения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. В соответствии с этими целями и законодательством Республики Беларусь предметом деятельности Предприятия являются: посредническая деятельность между издательствами газет и журналов и населением Республики Беларусь, включающая финансовую, техническую, творческую, правовую деятельность, а также работа по реализации товаров народного потребления.

Заработная плата на предприятии регулируется тарифной системой. Размер должностных окладов  и тарифных ставок работников рассчитывается по коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставке 1-го разряда, действующей в организации.

В ООО «Добрада» применяется  сдельно-премиальная и повременно-премиальная  оплата труда. При сдельно-премиальной (наиболее распространенной) системе оплаты труда, кроме сдельного заработка, работникам начисляют премии за конкретные показатели торговой и другой производственной деятельности. Сдельная оплата труда предусматривает оплату за количество и качество произведенной продукции или выполненной работы по установленным расценкам с учетом выработки. Такая форма оплаты труда стимулирует рост производительности труда, обеспечивает сочетание интересов предприятия и работника. При повременно-премиальной системе наряду с оплатой за отработанное время по тарифным ставкам (должностным окладам) работникам начисляют премии за качество работы, за достижение определенных количественных показателей.

Предприятие на основе полного  хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств, всецело отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед бюджетом, поставщиками, кредиторами и банками.

Генеральный Директор и  главный бухгалтер несут личную ответственность за соблюдением порядка ведения и достоверности учета и отчетности.

На ООО «Добрада», как и на большинстве предприятий, применяется линейно-функциональная организационная структура управления. Более детально организационная структура управления ООО «Добрада» представлена на рис. 2.1.

 

 

Рисунок 2.1. Действующая организационная структура ООО «Добрада»

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Данная структура управления характеризуется:

    • высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных,
    • организацией директивных связей по однолинейному принципу,
    • преобладающим применением инструментов координации с технической поддержкой.

Для ООО «Добрада» данный тип  организационной структуры наиболее эффективен, так как:

    • обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников,
    • позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы (кадровые),
    • способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.

Существуют определенные недостатки структуры, с которыми борется руководство ООО «Добрада»:

    • образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование;
    • структура жестка и с трудом реагирует на изменения.

Генеральный директор:

    • осуществляет общее административное и оперативное руководство и контроль за деятельностью Предприятия;
    • обеспечивает соблюдение действующего законодательства;
    • обеспечивает выполнение текущих и перспективных планов;
    • обеспечивает надлежащую организацию бухгалтерского учета, финансовой отчетности и их контроля и др.

Контроль за хозяйственной  деятельностью Предприятия осуществляет ревизионная комиссия, которая составляет заключение по годовым отчетам и балансам.

 

3. ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДОБРАДА»

3.1 Анализ прибыли  и рентабельности

 

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Анализ прибыли исследуемого предприятия представлен в табл. 3.1.

 

Таблица 3.1. Показатели прибыли  ООО «Добрада»», млн. руб.

Показатель

9 мес. 2005

9 мес. 2006

Абсолютное отклонение

Темп роста

Выручка от реализации продукции

25864,1

36158,9

10294,8

139,8

Себестоимость реализованной  продукции

21736,2

30861,9

9125,7

141,9

Расходы на реализацию

3712

4051

339

109,1

Прибыль от реализации

415,9

1246

830,1

299,5

Сальдо от операционных доходов (расходов)

6

4

-2

66,7

Сальдо по внереализационным  операциям

-318

-743

-425

233,6

Прибыль за отчётный период

103,9

507

403,1

487,9

Налоги, производимые из прибыли

15

16

1

106,6

Чистая прибыль

88,9

491

402,1

552,3


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Анализ источников формирования финансового результата показывает, что прибыль от реализации товаров возросла с 415,9 млн. руб. за 9 мес. 2005 году до 1246 млн. руб. в 2006 году. На данный показатель, в основном, повлиял рост выручки от реализации продукции.

За 9 мес. 2006 г. положительное сальдо от операционных доходов и расходов составило 1,5 млн. руб., сальдо по внереализационным операциям уменьшилось с -318 млн. руб. до -743 млн. руб. Балансовая прибыль за отчётный период увеличилась с 103,9 млн. руб. до 507 млн. руб. Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли.

Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность – это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент иди в процентах.

Многообразность вариантов  решений, принимаемых при определении  прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей. В данном отчёте рассчитаны показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

Анализ рентабельности продаж предполагает, прежде всего, определение величины этого показателя, уточнение его слагаемых. В учетно-аналитической практике рентабельность реализованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции.

Рассмотрим методику расчёта и динамику указанных выше показателей предприятия за 9 мес. 2005-2006 гг.

 

Таблица 3.2. Показатели рентабельности продукции в 2005-06 гг.

Показатель

9 мес. 2005

9 мес. 2006

Абсолютное отклонение

1. Выручка от реализации  продукции

25864,1

36158,9

10294,8

2. Себестоимость реализованной  продукции

21736,2

30861,9

9125,7

3. Прибыль от реализации

415,9

1246

830,1

4. Чистая прибыль

88,9

491

402,1

5. Товарооборот

25864,1

36158,9

10294,8

6. Средняя стоимость  основных фондов

415,15

642,9

227,75

7. Средняя стоимость  оборотных фондов

4836,6

6918

2081,4

8. Рентабельность товарооборота  (стр.4:стр.5*100)

0,343

1,357

1,014

9. Рентабельность основных  фондов (стр.4:стр.6*100)

21,413

76,372

54,959

10. Рентабельность оборотных  фондов (стр.4:стр.7*100)

1,838

7,097

5,259

11. Рентабельность продукции  (стр.4:стр.2*100)

0,408

1,590

1,182

12. Рентабельность продаж (стр.3:стр.1*100)

1,608

3,445

1,837

Информация о работе Предпринимательская деятельность и особенности её функционирования в современных условиях