Предпринимательская деятельность и особенности её функционирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия, благодаря своей приспособленности и высокой деловой активности, создают условия для благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в последние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют все более заметную роль в решении проблем научно-технического развития, совершенствовании структуры и повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров, услуг и капитала, оказывая влияние на расширение международных экономических связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие предпринимательства и его роль
1.2 Современное состояние предпринимательства в Беларуси
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Добрада»
3. ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДОБРАДА»
3.1 Анализ прибыли и рентабельности
3.2 Анализ товарооборота и товарных запасов
3.3 Анализ показателей по труду и заработной плате
3.4 Анализ доходов торговой организации
3.5 Анализ финансового состояния предприятия
4. Формы регулирования предпринимательской деятельности и их совершенствование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Особенности предпринимательской деятельности в современных условиях.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Данные таблицы 3.8 свидетельствуют о том, что на начало 2006 г. за счет имеющихся денежных средств и реализации краткосрочных ценных бумаг предприятие сможет погасить 2,2% краткосрочных обязательств, на 1.01.2006 г. только 1,4%. Снижение коэффициента абсолютной ликвидности вызвано опережающим ростом краткосрочных обязательств по сравнению с денежными средствами. При этом данный коэффициент, раскрывающий реальную платежеспособность субъекта хозяйствования, ниже теоретически допустимого уровня (0,1). Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует потенциальную платежеспособность предприятия, его значение свидетельствует о том, что за счет имеющихся денежных средств и по мере погашения дебиторской задолженности предприятие сможет 94,4% всех краткосрочных долгов на начало года и соответственно только 54,7% краткосрочных обязательств на 1.10.2006 года. Данный показатель выше установленного норматива (0,5).

Коэффициент текущей  ликвидности характеризует прогнозную платежеспособность предприятия при условии реализации оборотных активов. На начало года анализируемое предприятие может рассчитаться по всем обязательствам, что соответствует нормативным показателям.

Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственных  оборотных средств находится  в пределах нормы. Это значит, что  оборотные активы покрываются собственными средствами предприятия и текущее финансовое положение нельзя признать неудовлетворительным.

От интенсивности и  эффективности использования основных средств зависит доходность капитала и многие показатели деятельности предприятия. Для обобщающей характеристики эффективности и интенсивности использования основных средств служат следующие показатели (табл. 3.9.):

 

Таблица 3.9. Расчёт динамики показателей эффективности основных фондов ООО «Добрада»

Показатели

9 мес. 2005

9 мес. 2006

Абсолютное отклонение

1. Средняя стоимость  основных средств, млн. руб.

415,15

642,9

227,75

2. Выручка от реализации  продукции, млн. руб.

25864,1

36158,9

10294,8

3. Среднегодовая численность  рабочих, чел.

92

170

78

4. Фондоотдача (стр.2:стр.1)

62,300

56,243

-6,057

5. Фондоёмкость (стр.1:стр.2)

0,016

0,017

0,001

6. Фондовооружённость (стр.1:стр.3)

4,512

3,781

-0,730


Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Подводя итог анализу  показателей табл. 3.9 можно сделать вывод, что более высокий темп роста основных средств по сравнению с темпом роста выручки от реализации продукции обусловил некоторое снижение показателей эффективности использования основных фондов.

Одной из важных задач  управления оборотными средствами предприятия торговли повышение эффективности их использования и прежде всего путем ускорения оборачиваемости. Эффективность расходования оборотных средств, составляющих преобладающую часть всех финансовых средств, оказывает непосредственное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности — прибыль и рентабельность.

Расчёт показателей  эффективности оборотных активов исследуемой организации представлен в табл. 3.10.

 

Таблица 3.10. Расчёт показателей эффективности оборотных активов ООО «Добрада»

Показатели

9 мес. 2005

9 мес. 2006

Абсолютное отклонение

1. Средняя стоимость  оборотных средств, млн. руб.

4836,6

6918

2081,4

2. Выручка от реализации, млн. руб.

25864,1

36158,9

10294,8

3. Коэффициент оборачиваемости  (стр.2:стр.1)

5,347

5,227

-0,120

4. Оборачиваемость в  днях (365 дн.:стр. 3)

68,255

69,832

1,577

5. Коэффициент загрузки (стр.1:стр.2)

0,187

0,191

0,004


Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Как видно из показателей  табл. 3.10, рост выручки от реализации продукции обусловила рост эффективности показателей оборотных активов.

Таким образом, подводя  итог анализу, проведённому в данном разделе, можно сделать вывод, что несмотря на некоторое снижение показателей эффективности использования основного и оборотного капитала, финансовое положение исследуемой организации следует признать удовлетворительным.

 

4. ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 

Мировой опыт убедительно  показал, что ключевой фигурой рыночной экономики является предприниматель. В развитых странах малый бизнес производит 50-70% общего объема товаров и услуг, а следовательно в значительной степени определяет темпы экономического роста, качества и структуру валового национального продукта. Малое предпринимательство стало основой современной либеральной экономики многих стран.

В целях развития в  республике института малого предпринимательства государство осуществляет поддержку данного вида инициативной деятельности граждан в соответствии с государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также на основании отраслевых региональных программ.

Существуют международные совместные программы поддержки малого предпринимательства. Одной из таких программ является программа ООН/ПРООН и Правительства РБ «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства».

В настоящее время  в Беларуси уже сформирована институциональная структура государственной поддержки частного предпринимательства, базовыми элементами которой являются [12, c.51]:

  • Министерство экономики Республики Беларусь;
  • белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей;
  • центры поддержки предпринимательства;
  • научно-технологические парки;
  • инкубаторы малого предпринимательства;
  • союзы, ассоциации, объединения предпринимателей.

Основными задачами центров  поддержки предпринимательства  являются:

  • информационное обеспечение малого предпринимательства;
  • консультационная поддержка;
  • обучение предпринимательской деятельности.

В настоящее время  насчитывается ряд инкубаторов  малого предпринимательства. Основными направлениями их деятельности считаются: предоставление в аренду помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность; предоставление в аренду офисного оборудования и иного и имущества; оказание иных услуг.

Научно-технологические  парки создаются с целью активизации  научно-инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства. Целью деятельности технопарков является комплексное решение проблем, касающихся ускоренной передачи результатов научно-технических исследований в производство и доведения их до потребителя на коммерческой основе.

Общества взаимного  кредитования (ОВК) субъектов малого предпринимательства являются некоммерческими организациями, созданными в форме потребительских кооперативов и осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства субъекты предпринимательства - юридические лица могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями.

Ведется и активная нормотворческая  деятельность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в подписании Президентом Республики Беларусь Указов "О государственной поддержке малого предпринимательства" и "О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям" от 19.07.96 г., в соответствии с которыми было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики; принятии Верховным Советом Республики Беларусь Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" от 16.10.96 г.; принятии постановления Совета Министров Республики Беларусь "О программе государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 г. от 7.04.97 г. (данные программы принимаются ежегодно) и "Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь" от 4.06.92 г. Предприняты шаги по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти.

В области ресурсного и финансового обеспечения развития малого предпринимательства проведены работы по организации новых форм финансово-кредитного обеспечения, было принято Постановление Совмина Республики Беларусь «Об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства» №1178 от 24.07.1998 г. Министерством предпринимательства и инвестиций (теперь преобразовано в одноименный Комитет при Министерстве экономики) совместно с ПРООН разработан механизм микрокредитования малого бизнеса.

В рамках информационного  обеспечения предпринимательства велась разработка и создание автоматизированной системы информационного обеспечения. В результате в настоящее время большинство центров поддержки объединены в единую компьютерно-информационную сеть (система «Телеинтернет»).

Конкретные меры государственного стимулирования деятельности малого бизнеса были закреплены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы и в Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 годы [14].

В Беларуси утверждена Программа  государственной поддержки малого предпринимательства на 2006-2010 годы. Программа предусматривает реализацию основных направлений региональной государственной политики в сфере малого предпринимательства и направлена на создание благоприятных условий для устойчивого развития данного сектора экономики. В программе обозначены формы и методы государственного регулирования малого предпринимательства. Основной источник финансирования - средства бюджета, финансово-кредитных учреждений и собственные средства предпринимателей.

Утверждена и Программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год, целью является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.

Для достижения указанной  цели предусмотрено решение следующих  основных задач [16]:

  • совершенствование законодательства, регулирующего вопросы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;
  • развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование деятельности инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;
  • развитие механизмов производственной кооперации субъектов малого предпринимательства с крупными организациями;
  • совершенствование информационного обеспечения малого предпринимательства;
  • сопровождение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.

Также в программе  содержатся мероприятия по совершенствованию  деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, информационному обеспечению малых предприятий, активизации взаимодействия с общественными организациями предпринимателей, расширению международного сотрудничества.

Таким образом, с целью  поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь создается определенная инфраструктура: центры, государственные программы, инкубаторы и т.д., которые выполняют определенные функции. Активно ведется и нормотворческая деятельность, направленная на формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в Беларуси.

Правительством  и Нацбанком Беларуси в конце  прошлого года утвержден Совместный план действий по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 год. Специальный раздел в этом документе посвящен вопросам развития предпринимательства и включает в себя комплекс мероприятий по совершенствованию экономическо-правовых условий предпринимательской деятельности.

В частности, предусматривается  дальнейшее упрощение порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время подготовлен проект комплекса мер по введению принципа «единого окна», предусматривающего, что после подачи заявителем документов на государственную регистрацию все последующие регистрационные процедуры будут выполняться без его участия. Планируется разработать также план действий по подготовке перехода на заявительный принцип регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Важным инструментом стимулирования предпринимательской  активности, упорядочения взаимоотношений малого бизнеса с республиканским и местными бюджетами является налоговая составляющая. В соответствии с Совместным планом действий в целях упрощения системы налогообложения предусмотрены меры по освобождению субъектов малого предпринимательства от уплаты отдельных видов налогов и сборов, а также доработка нормативного правового акта по уплате единого налога индивидуальными предпринимателями (Декрета Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4).

Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.

В связи с этим необходимо:

  • совершенствовать правовые и экономические условия для устойчивого развития предпринимательства;
  • повысить эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса;
  • упростить налогообложение и процедуру получения кредитов;
  • упорядочить систему государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;
  • развивать инфраструктуру предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центров поддержки предпринимательства, технопарков, инкубаторов, инновационных центров, венчурных фондов и др.) при частичном финансировании государства;
  • создавать льготные условия для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
  • расширять возможность эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности и малых городах.

Информация о работе Предпринимательская деятельность и особенности её функционирования в современных условиях