Предпринимательские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследовать нормативно- правовые акты, которые регулируют институт предпринимательского риска, найти недостатки и пробелы и внести свои предложения по их устранению.
Задачами курсовой работы является рассмотрение следующих разделов: понятие предпринимательской деятельности, предпринимательский риск как объект страхования, ответственность сторон по договору страхования предпринимательского риска.

Содержание работы

• Введение.
• Глава 1.Понятие предпринимательской деятельности.
• 1.1.Юридические лица.
• 1.2. Индивидуальные предприниматели.
• Глава 2.Понятие страхования.
• 2.1. Предпринимательский риск как объект страхования.
• 2.2.Порядок заключения договора страхования предпринимательского риска.
• Глава 3. Условия договора.
• 3.1.Ответственность сторон по договору страхования предпринимательского риска.
• 3.2.Ответственность сторон по договору за его неисполнение.
• Глава 4. Проблемы развития предпринимательства в России.
• 4.1.Причины возникновения проблем.
• 4.2. Проблемы предпринимательства.
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

Предпринимательские риски.docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

- неотработанность процесса купли-продажи;

- отсутствие должного  законодательства о земле;

- внутренняя противоречивость  законов.

¨   невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные  налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном  порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

2) Несовершенство  налоговой системы.

        Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен.

        Так же весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам.

3) Несовершенство  финансово-кредитной системы.

        В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

        Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП.

4) Безопасность  деятельности предприятия.

        Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

*   невыполнение  потребителями продукции предприятия  условий договора в части ее  оплаты;

*   невыполнение  своих обязательств поставщиками;

*   произвол  чиновников, вмешивающихся в деятельность  предприятия путем установления  норм, запретов, вольной трактовки  законодательства, ограничение товародвижения  и т.п.

        Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

5) отсутствие систем  государственной и общественной  поддержки малого бизнеса.

        С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь,  но и на средний и крупный бизнес.

        Такая задача не по плечу никакому комитету.  Ее в состоянии решить  лишь  целенаправленная политика правительства в целом,  и притом за весьма продолжительное время.

 

 

 

 

4.3.Пути решения проблем предпринимательства.

        Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей.

        К видам и формам поддержки  предприятий-производителей  относят:

А) организационную  помощь в скором и эффективном  решении всех вопросов, поднимаемых  предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции  за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую  поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

        Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:

* Налоговые освобождения (также освобождения по сборам  и платежам), исключительная форма  поддержки, которая может предоставляться  в том случае, если указанная  сумма будет направлена на  финансирование конкретных социально  значимых объектов (программ), признанных  таковыми властью.

* Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться  по таким налогам как НДС,  налог на прибыль, налог на  имущество, налог на содержание  жилого фонда. 

* Налоговый кредит  должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные»  и «средне-перспективные».

        Поддержку новых производств.

        Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года, но если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то,

- старое предприятие  не может полностью войти в  состав нового (например, просто  перерегистрировавшись), переданные  новому предприятию производственные  мощности не могут превышать  трети производственных мощностей старого предприятия и т.д.

 

 

                                              Заключение

 

        В современных условиях концентрации потенциальных рисков особенно в мегаполисах, промышленных центрах и крупных городских поселениях интенсификация динамики развития страхового механизма, защиты имущественных интересов субъектов приобретает наибольшую актуальность и значимость.

        Страхование становится необходимым элементом социально-экономической системы общества, обеспечивающим защиту имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно обеспечивает гарантии восстановления имущественного положения субъектов, существовавшего до воздействия вредоносных факторов, оказывает положительное влияние на укрепление финансов страны.

        Наиболее характерной чертой страхования является образование резервов (денежных фондов) за счет децентрализованных источников - взносов страхователей. Эти фонды находятся в распоряжении самостоятельного юридического лица - страховой организации, которой выдана лицензия (разрешение) на право заниматься страховой деятельностью. При наступлении страхового случая и производятся выплаты либо самому страхователю, либо иному указанному в законе или договоре лицу. 

В настоящее время  в нормативно - правовой базе, регулирующая страховые отношения, есть ряд недостатков. Для их устранения необходимо внести следующие поправки:

 

  1. Представляется необходимым принятие специального закона о предпринимательской деятельности в целях уточнения понятия предпринимательской деятельности, ее признаков и видов, субъектов предпринимательства, а также утверждается необходимость дать в этом законе развернутое понятие предпринимательского риска в следующей редакции: «Предпринимательский риск - это потенциально возможное, случайное событие, воздействующее на материальные и денежные ресурсы, а так же производственные процессы предпринимательской деятельности и причиняющее убытки предпринимателю».

        Так как страхование предпринимательского риска имеет свои особенности в зависимости от содержания понятия предпринимательской деятельности, оно нуждается в уточнении.

 

        Понятие предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, действующем на протяжении периода времени с момента зарождения рыночной экономики в России и до настоящего времени, претерпело диалектические изменения в соответствии требованиями 4П (цена, место, продукт, движение) экономических и правовых реалий в коммерческой сфере.

 

1.1. Легальное определение  предпринимательской деятельности, данное в ст. 2 ГК РФ9 нуждается в совершенствовании. Предлагается, в частности, уточнить понятие предпринимательской деятельности в ГК РФ с учетом конкретизации понятия систематичности, а также с введения в перечень видов предпринимательской деятельности производства товаров, изложив его в следующей редакции: «Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производства и продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При применении правил о предпринимательской деятельности под систематичностью понимается повторение этой деятельности с целью получения прибыли более двух раз в течение установленного периода времени».

 

1.2. С принятием  специального закона о предпринимательской  деятельности представляется возможным  полностью отойти от необходимости  конкретизировать виды деятельности, результаты которой являются  прибылью от предпринимательства,  и считать предпринимательской  любую деятельность, осуществляемую  коммерческими организациями и  индивидуальными предпринимателями,  приносящую им доход.

 

1.3. Предлагается  внести изменения в главу 48 ГК РФ10 в части устранения противоречий в использовании понятий «страховой риск » и «имущественный интерес». Для этого необходимо дополнить гл.48 ГК РФ ст. 927 «Страховой риск. Страховой интерес», в следующей редакции ст.92711:

 

1. Страховой риск - это предполагаемое (вероятное)  случайное событие, на случай  наступления, которого производится  страхование.

 

2. Страхование предпринимательских  рисков является подотраслью имущественного страхования, с делением ее на виды страхования в зависимости от предметов страхования. Сформулирован примерный перечень предметов страхования предпринимательских рисков:

 

- неуплата или  неполная уплата покупателем  договорной стоимости проданных  предпринимателем-страхователем товаров,  выполненных работ;

 

- полная или частичная  невыплата банком в установленные  сроки сумм вклада, невыдача денег  со счетов предпринимателя или  неисполнение операций по ним  по распоряжению их владельца;

 

- непогашение заемщиком  кредита и процентов за кредит;

 

- полная или частичная  утрата реальных инвестиций в  производство или иную сферу  деятельности и доходов на  них вследствие воздействия на  объект инвестирования;

 

- остановка производства  из-за гибели, утраты или повреждения  его элементов и систем;

 

- осуществление  инноваций и остановка производства  из-за отказа новшеств;

 

- снижение объема  продаж товаров, выполненных работ,  оказанных услуг. Таким образом,  можно выделить следующие виды  страхования предпринимательских  рисков;

 

1) страхование убытков  по сделкам продажи товаров,  работ, услуг, иного имущества  предпринимателя;

 

2) страхование предпринимателем  срочных депозитных вкладов и  денег на счетах в банках;

 

3) страхование банком  непогашения кредита заемщиком;

 

4)страхование инвестиций;

 

5)страхование от  остановок производства;

 

6) страхование инноваций  предпринимателем;

 

7) страхование рисков  снижения объемов продаж, дополнительных  расходов и прочих убытков  от предпринимательской деятельности.

 

2.1. Имущественный  интерес представляет собой заинтересованность  владельца материальных ценностей  либо нематериальных благ в  их сохранности, восстановлении, замене при возможном наступлении  страховых случаев и в наличии  дополнительного источника денежных  средств для возмещения ущерба».

 

2.2. Существует необходимость  выделения отдельного вида имущественного  страхования: страхования непредпринимательских  финансовых рисков физических  и юридических лиц, исходя из  того, что страхование предпринимательских  рисков не включает возмещение  потерь доходов физических лиц,  не являющихся предпринимателями,  а также финансовых потерь  некоммерческих организаций.

 

2.2.1. При страховании  предпринимательских рисков в  инвестиционной деятельности должны  страховаться не сам капитал,  вложенный в здания, сооружения, незавершенное строительство и  др., а будущие доходы, связанные  с конкретным инвестиционным  вложением.

 

2.2.2. Представляется  целесообразным внести в законодательство  о страховании предпринимательского  риска правила об обязательном  страховании. Например, в случаях  заключения крупных сделок градообразующими  предприятиями и другими субъектами  предпринимательства, деятельность  которых имеет особое значение  для общества и государства.

 

2.3. Предлагается внести изменения в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», дополнив его статьей, содержащей определение категории «имущественный интерес» под которым нужно понимать интересы лица, связанные с приобретением, владением, пользованием и распоряжением имуществом, с гражданской ответственностью, за нарушение обязательств и причинение вреда, а также интерес, связанный с возможностью получения дохода хозяйствующим субъектом.

 

3. Предлагается дополнить ст. 933 ГК РФ12 новым пунктом, характеризующим понятие договора страхования предпринимательских рисков, по которому одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового, случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки от предпринимательской деятельности, связанные с потерей имущества или неполучением им доходов, (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором страховой суммы.

 

3.1. Утверждается  необходимость изменения наименования  рассматриваемого вида имущественного  страхования, и, учитывая, что  предметом страховой охраны в  данном случае является именно  деятельность страхователя, правильнее  было бы назвать его договором  страхования предпринимательской  деятельности. Кроме того, в целях  установления действительной стоимости  предпринимательского риска, предлагается  внести в ст. 945 ГК РФ13 пункт следующего содержания: «при заключении договора страхования предпринимательского риска, страховщик вправе запрашивать и получать от страхователя необходимую документацию для оценки страхового риска». В целях защиты интересов страхователей предлагается изменить редакцию п. 1 ст. 964 ГК РФ14, путем указания на то, что основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, могут быть предусмотрены федеральным законом.

Информация о работе Предпринимательские риски