Предпринимательский риск и методы его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать сущность предпринимательского риска и изучить методы его оценки. Для достижения данной цели в работе поставлены задачи:
- рассмотреть сущность предпринимательского риска и его видов;
- проанализировать критерии риска и методы его оценки;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ»Тема-3.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

-соответствию содержания решения современному научно-техническому уровню производства и прогрессивному опыту;

-приложению максимума усилий по предупреждению, а в случае возникновения — по преодолению негативных последствий риск-действий;

-недопущению ущемления охраняемых законом интересов партнеров и потребителей продукции/услуг фирмы.

Выбор критериев желательно дифференцировать в зависимости от сферы экономической деятельности. Например, особенности сферы производственных технологий и инноваций предполагают использование в определенной мере специфических критериев, адаптированных к характеру решаемых задач.

Не может считаться правомерным риск-решение, если не приняты все доступные и необходимые меры по предотвращению вероятного ущерба правоохраняемым интересам партнеров. Эти меры не должны противоречить нормативным актам, общепризнанной этике хозяйствования.

В практике рисковой деятельности широко используется критерий, который поощряет выбор варианта, обеспечивающего невысокий результат, но зато в обстановке фактического отсутствия риска. Однако столь старательная предусмотрительность уменьшает не только риск, но и результативность, а вслед за этим и конкурентоспособность предприятия.

При прочих равных условиях предпочтительнее другой критерий максимакса, отражающий стремление получить максимально высокий результат, но и несущий угрозу значительных потерь. Вероятные потери определенным образом коррегируются со значимостью результата, для обеспечения которого идут на риск.

Нередки случаи оценки рисковых ситуаций по одному критерию, но гораздо разумнее использовать совокупность взаимоувязанных критериев, поскольку риск есть функция множества переменных разнонаправленного действия. К тому же большинство риск-решений одновременно преследует несколько целей, характеризуемых показателями далеко не одного порядка. Правда, при многоцелевой ситуации критерии подчас объективно противоречивы, что обязывает ранжировать их для учета предпочтений при разработке вариантов решений.

Если исходить из того, что предпринимательский риск – вероятность неудачи, то в этом случае критерием оценки риска является вероятность того, что полученный результат окажется меньше требуемого значения (намечаемого, планируемого, прогнозируемого).

R=P (Dt2 –D ),

где R – критерий оценки риска;

P – вероятность;

Dt2 – требуемое (планируемое) значение результата;

D – полученный результат.

Недостатком такого расчета является возможность оценки только после получения результата.

В качестве критерия оценки риска предполагается и абсолютная величина, которая определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет.

R=Y · P ( Y ),

где R – степень риска;

P (Y) – вероятность ущерба;

Y – ожидаемый ущерб.

Вероятность коммерческого и технического успеха, то есть учет рынка и оценка его степени, определяются в зависимости от характера продукции, которую предполагается получить в результате реализации и других факторов.

Количественный анализ представляет собой определение размеров отдельных рисков, производимое математическими и статистическими методами.

В общем плане существуют следующие методы оценки предпринимательского риска [6, с.224]:

– статистический метод оценки;

– метод экспертных оценок;

– использование аналогов;

– комбинированный метод.

Количественная оценка предпринимательского риска с помощью методов математической статистики устанавливается главными инструментами данного метода оценки – дисперсией, стандартным отклонением, коэффициентом вариации.

Преимуществом данного метода оценки предпринимательского риска является несложность математических расчетов, а явным недостатком – необходимость большого количества исходных данных (чем больше массив, тем достовернее оценка риска).

Кроме статистического метода существует метод экспертной оценки риска, который может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов.

Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень возможных рисков и предполагается оценить вероятность их наступления, основывали, например, на следующей системе оценок [7, с.372]:

0 – несущественный риск;

25 – рисковая ситуация, вероятнее всего не наступит.

50 – о возможности рисковой ситуации нельзя сказать ничего определенного;

75 – рисковая ситуация, вероятнее всего, наступит;

100 – рисковая ситуация наступит наверняка.

Затем оценки экспертов подвергаются анализу на их противоречивость и должны удовлетворять следующему правилу: максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому виду риска не должна превышать 50, что позволяет устранить недопустимые различия в оценках экспертами вероятности наступления отдельного риска.

max |ai – bi| ≤ 50 ,

где a, b – векторы оценок каждого из двух экспертов.

При трех экспертах должно быть сделано три оценки: для попарного сравнения мнений 1го и 3го, 2го и 3го;

i – вид оцениваемого риска.

Разновидностью экспертного метода является метод Дельфи, характеризующийся анонимностью и управляемой обратной связью (после обработки результата обобщенный результат сообщается каждому члену комиссии).

Важным методом исследования риска является моделирование задачи выбора с помощью “дерева решений”, где по ветвям “дерева” соотносят субъективные и объективные оценки возможных событий. Следуя вдоль построенных ветвей и используя специальные методики расчета вероятностей оценивают каждый путь и выбирают менее рискованный [13, с.231].

Однако для оценки предпринимательского риска данный метод не совсем подходит по ряду причин:

- это очень трудоемкий метод;

- в «дереве» учитываются только те действия, которые намерен совершить предприниматель, и совсем не учитывается влияние внешней среды на деятельность фирмы.

Метод аналогий используется в том случае, если другие методы оценки риска неприемлемы. При его использовании применяются базы данных о риске аналогичных проектов или сделок.

Комбинированный метод представляет собой объединения нескольких отдельных методов или их отдельных элементов. Примером может служить оценка предпринимательского риска на основе расчета вероятности нежелательного исхода сделки. В данном случае анализ риска производится с помощью элементов статистического, экспертного методов, а также метода аналога.

 

3. Оценка риска управленческих решений

3.1. Оценка риска при  заключении сделки купли-продажи товаров

 

Правила заключения договора купли-продажи регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Поскольку купля-продажа относится к сделкам, то на нее распространяются требования главы 9 части 1 Гражданского кодекса РФ и главы 30 части 2 того же Кодекса, где содержатся нормы, относящиеся к этому виду договоров.

Договор купли-продажи - это двусторонняя сделка, сторонами которой могут выступать как юридические, так и физические лица. Мы будем рассматривать случай, когда продавцом выступает юридическое лицо, а покупателем физическое лицо - гражданин.

Форма сделки может быть письменной или устной. Но по нормам Гражданского кодекса сделки между юридическим и физическим лицами должны быть совершены письменно. Такое требование содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса РФ.

Любая продажа товара является выражением воли двух сторон - продавца и покупателя, один хочет продать, другой хочет купить. Для того чтобы сделка купли-продажи была законной, необходимо, чтобы ее участники пришли к соглашению по основным условиям сделки. Момент, когда такое соглашение достигнуто и определенным способом зафиксировано, является моментом заключения договора купли-продажи.

Со стороны покупателя товара основные риски при заключении сделки купли-продажи товаров включают:

    • Риск при несогласовании предмета договора.
    • Риск при определении в договоре наименования товара без указания на его вид.
    • Риск при недостаточной конкретизации товара, определенного родовыми признаками.
    • Риск при несогласовании индивидуальных признаков товара.
    • Риск при несогласовании индивидуальных признаков товара в договоре или в документах, подтверждающих передачу товара.
    • Риск при несогласовании количества товара.
    • Риск при несогласовании цены единицы товара при определении количества товара в денежном выражении.
    • Риск при несогласовании условия о поставке товаров в ассортименте.
    • Риск при несогласовании условия об ассортименте (покупатель обязан принять товар в ассортименте поставщика).
    • Риск при несогласовании условия об ассортименте (поставщик может отказаться от договора).
    • Риск при несогласовании условия о необходимой покупателю комплектности товара.
    • Риск при несогласовании перечня частей товара, входящих в его комплектность.
    • Риск при несогласовании назначения, по которому покупатель предполагает использовать товар.
    • Риск при несогласовании условия о том, что стоимость всех частей товара входит в общую цену товара.
    • Риск при несогласовании условия о поставке товаров в комплекте.
    • Риск при несогласовании в договоре документов, относящихся к товару.
    • Риск при несогласовании условия об обязанности передачи поставщиком иных документов, необходимых покупателю (для учета товара, совершения операций с ним и т.п.).
    • Риск при несогласовании условия о сроке передачи документов на товар.
    • Риск при несогласовании условия об особых требованиях к таре (упаковке).
    • Риск при несогласовании условия о требованиях к качеству товара.
    • Риск при несогласовании условия о соответствии товара конкретному ГОСТу.
    • Риск при согласовании условия о продаже товара, бывшего в употреблении.
    • Риск при отсутствии в договоре условия о гарантийных обязательствах поставщика и т.д.

Со стороны продавца товара основные риски при заключении сделки купли-продажи товаров включают:

    • Риск при несогласовании предмета договора.
    • Риск при несогласовании количества товара.
    • Риск при несогласовании цены единицы товара при определении количества товара в денежном выражении.
    • Риск при несогласовании условия о том, что стоимость всех частей товара входит в общую цену товара.
    • Риск при несогласовании условия о сроке возврата многооборотной тары.
    • Риск при несогласовании условия о порядке распределения расходов по возврату многооборотной тары.
    • Риск при несогласовании условия о сроке действия договора.
    • Риск при согласовании условия о сроке действия договора до полного исполнения сторонами обязательств.
    • Риск при несогласовании условия о цене товара.
    • Риск при несогласовании условия о том, что транспортные расходы по доставке товара входят в его цену.
    • Риск при несогласовании условия о включении в цену товара налогов.
    • Риск при несогласовании условия о сроке оплаты товара.
    • Риск при согласовании срока оплаты не в соответствии с положениями ст. 190 ГК РФ.
    • Риск при согласовании момента исполнения обязанности по оплате в день зачисления денег на расчетный счет поставщика.
    • Риск при несогласовании момента исполнения обязанности по оплате товара.
    • Риск при согласовании условия об оплате товара плательщиком, не являющимся покупателем или получателем товара.
    • Риск при согласовании условия об оплате товара получателем, не являющимся стороной договора поставки.
    • Риск при несогласовании срока внесения предоплаты.
    • Риск при несогласовании обязанности поставщика об уплате процентов на сумму предоплаты за пользование коммерческим кредитом.
    • Риск при несогласовании существенных условий договора об оплате товара в рассрочку.

Рассмотрим пример оценки риска при заключении сделки купли-продажи.

Компания ООО «Оптима» стоит перед выбором, сколько закупить товара: 500 единиц или 1000 единиц. При покупке 500 единиц товара затраты составят 2000 руб. за единицу, а при покупке 1000 единиц товара затраты составят 1200 руб. за единицу. Предприятие будет продавать данный товар по цене 3000 руб. за единицу. Однако руководство точно не знает, будет ли спрос на товар. При отсутствии спроса придется значительно снизить цену, что нанесет убыток хозяйственной операции. При продаже товара вероятность составляет "50 на 50", т.е. существует вероятность 0,5 для продажи 500 единиц товара и 0,5 для продажи 1000 единиц товара.

Информация о работе Предпринимательский риск и методы его оценки