Предпринимательство - первые шаги: как составить бизнес-план

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.
Она может быть выражена одной фразой, например: «Буду шить дома шапки из меха!»
Бизнес-идея — это только самое начало пути к бизнес-плану, но успех бизнеса очень сильно зависит от правильного выбора бизнес-идеи. Только очень опытный и грамотный бизнесмен может сделать прибыльным бизнес, основанный практически на любой бизнес-идее. Новичку нужно выбрать очень хорошую бизнес-идею.
Какой должна быть бизнес-идея, чтобы ее можно было назвать хорошей?

Содержание работы

Что такое бизнес-план? 2
Бизнес-идея 2
Успешная бизнес-идея 2
Подходящая бизнес-идея 3
От бизнес-идеи к бизнес-плану 4
Работа с клиентами 4
Конкуренция 5
Риски 5
Исследования 6
Как уменьшить потребность в средствах 6
Начало бизнеса 7
Доходы и расходы 8
Оформление 9
Приложениея 10
1. Выбор бизнес-идеи 10
2. Движение денежных средств 11

Файлы: 1 файл

kak_sostavit_biznesplan_0.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предпринимательство - первые шаги:

 

КАК СОСТАВИТЬ 

  БИЗНЕС-ПЛАН

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2009

 

Оглавление

 

 

 

Что такое бизнес-план?

Бизнес план может быть толстым цветным документом для банка с множеством таблиц и графиков, а может быть написан для себя от руки на листке бумаги…

Главное, он должен быть ПЛАНОМ, выполнение которого позволит получить ПРИБЫЛЬ, ради чего и начинается любой БИЗНЕС.

Бизнес-идея

В основе любого плана  лежит идея бизнеса. Идея – это  пока только общее представление  о том, чем следует заняться.

Она может быть выражена одной фразой, например: «Буду шить дома шапки из меха!»

Бизнес-идея — это  только самое начало пути к бизнес-плану, но успех бизнеса очень сильно зависит от правильного выбора бизнес-идеи. Только очень опытный и грамотный бизнесмен может сделать прибыльным бизнес, основанный практически на любой бизнес-идее. Новичку нужно выбрать очень хорошую бизнес-идею.

Какой должна быть бизнес-идея, чтобы ее можно было назвать хорошей?

Она должна быть потенциально УСПЕШНОЙ и ПОДХОДЯЩЕЙ для Вас.

Успешная бизнес-идея

Ни для кого не секрет, что бывают ситуации, когда некоторый  бизнес «без особых усилий» начинает быстро развиваться - можно вспомнить быстрое завоевание России йогуртами в 90-е годы. Фирмы, торговавшие йогуртами, росли как на дрожжах. На тот момент бизнес-идея поставлять в Россию из-за рубежа йогурты была потенциально успешной, только очень неумелый человек мог сделать убыточным такой бизнес. В 2000-ых годах ситуация повторилась с сотовыми телефонами.

Эти же идеи в настоящее время можно смело назвать проигрышными, отечественные йогурты продаются в каждом магазине, салоны сотовой связи - на каждом углу.

Большинство начинающих предпринимателей недолго раздумывают над выбором бизнес-идеи, ориентируясь исключительно на примеры, которые у всех на виду. Бизнес-идея, выбранная по такому принципу, как правило, содержит ссылку на этот образец: «Буду торговать мороженым, как моя знакомая».

Может ли быть успешной такая  идея? Может, но  наличие образца  свидетельствует о том, что достаточное  количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так  распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке, имеют своих постоянных поставщиков и покупателей. Новичку же придется несладко, придется налаживать бизнес с нуля при высокой конкуренции.

Сейчас практически  невозможно найти растиражированный бизнес, который бы был высокоприбыльным. Крупные компании заняли все, что еще можно было занять.

Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Понятно, что малый бизнес должен искать маленькие ниши, на такие ниши не позарятся крупные компании и в них можно будет выжить и даже длительное время процветать.

Например, один предприниматель  решил изготавливать специальные защищенные светильники для подъездов жилых домов. Его выбор был основан на том, что массово выпускаемые защищенные («гаражные») светильники оберегают лампочку от ударов, но не предотвращают ее кражу. Изготавливаемый им из отходов металла светильник был настолько неказист, что не привлекал воров, чем очень нравился жильцам.

Этот начинающий предприниматель  предложил товар, которого не было на рынке, поэтому его бизнес-идею стоит  оценить как очень успешную. При  этом спрос на такие услуги не столь  массовый, чтобы заинтересовать крупную компанию.

Как же найти оригинальную идею?

Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем  как глупые или нереальные. Сейчас предлагается множество товаров, которые  появились не так давно на основе простой, нетривиальной идеи. Например, швабры, позволяющие выжимать тряпку не замочив руки, еще 10 лет назад были суперновинкой. Казалось бы, ничего сложного, почему их не придумали ранее, ведь в таком изделии нет никаких технологических суперновинок.

Часто не требуется даже придумывать, достаточно только применить увиденное в другой области. Гибкие шланги использовались очень широко, но при подключении сантехники всегда применяли металлические трубы. Из-за этого приходилось вызывать сантехника, он гнул трубы и с использованием сварочного аппарата, наконец, устанавливал кран. Потом догадались выпустить специальные гибкие шланги для водопровода, теперь никто не представляет себе иного способа присоединения сантехники.

Иногда идея уже используется, но в другом регионе или стране. Очень много идей до сих пор привозят наши соотечественники с Запада, и наоборот, во время перестройки большой популярностью за рубежом пользовалась наша периодика с «советами домашнему мастеру».

Но не всякая оригинальная идея будет успешной.

Очень много зависит от того, есть ли объективные предпосылки для ее успеха. Особенно это важно в период кризисных явлений в экономике.

В Перми сейчас активно  развивается сфера услуг: пошив  портьер, татуировки и пр. Идея заняться подобным в небольшом поселке будет конечно оригинальной, но явно не успешной.

Успешная идея должна быть подкреплена следующим:

  • Покупатель должен нуждаться в Вашем товаре или услуге, если покупателю товар не нужен – бизнеса нет. В некоторых случаях покупатель может еще не знать о Вашем товаре, но тогда он должен понимать его полезность для него. Например, покупатель может не знать о существовании какого-то лекарства, но он легко убедится в его полезности;
  • Покупатели должны быть готовы заплатить Вашу цену товара. Все мы хотели бы иметь автомобиль, но не у всех есть деньги на его покупку. Если Вы решаете вопрос о производстве экологически чистой сметаны, то не достаточно спросить знакомых, нужна ли она им. Почти все едят сметану, и все предпочитают экологическую чистоту. Все ответят – да! Но если спросить, заплатят ли они за экологически чистую сметану вдвое дороже, то ответ, несомненно, будет иным.

Потребность в продукте совсем не то же самое, что готовность выложить за него деньги.

Будет ли спрос на оригинальный товар – сказать очень сложно. Казалось бы, и полезен новый товар, и недорого стоит, но покупать его почему-то не спешат. Просто, покупатели не готовы воспринять Ваш товар или услугу.

Необходимо считаться  с тем, что люди не меняют свои привычки резко. Картофелечистки существуют не один десяток лет, стоят они не дороже ножа и сильно упрощают чистку овощей, но до сих пор многие противятся их использованию и чистят картошку по старинке.

Именно поэтому успешная бизнес-идея не должна быть излишне оригинальной. Торговля чудо-товарами может оказаться как сверхприбыльной, так и разорительной. Зато продажа слегка улучшенных обычных товаров пусть и не принесет златых гор, но и убыточной точно не станет.

Тут мы подошли еще к одному условию успешности бизнес-идеи: чем меньше рисков – тем лучше.

Вложение своих денег в покупку морозильного лотка для торговли мороженным летом выглядит очень заманчиво, однако, если лето выдастся дождливым, то заработать ничего не удастся. В то же время торговля хлебом гораздо менее рискованный бизнес, он не зависит ни от погоды, ни от экономической ситуации (хлеб — последнее, на чем начинают экономить).

Какие идеи более успешны  во время кризиса?

Во-первых, надо замещать подорожавший импорт. Если раньше многие ездили отдыхать в Турцию и Египет, то во время кризиса люди возвращаются к летнему отдыху в родных местах. Сдача внаем дач снова становится успешной деятельностью.

Во-вторых, надо помогать повторно использовать вещи. Комиссионные магазины, ремонт и обновление вещей  начнут вновь пользоваться спросом.

В-третьих, надо дать возможность клиенту экономить, то есть предложить более ноские вещи, простые, но надежные устройства.

Подходящая бизнес-идея

Даже самая успешная бизнес-идея может быть совершенно не подходящей для Вас. К примеру, сейчас комиссионная торговля переживает второе рождение, и мысль открыть комиссионный магазин представляется перспективной. Но если Вы никогда не были связаны с торговлей и плохо ориентируетесь в ценах, то Вам не стоит этим заниматься.

Подходящая бизнес-идея – это такая идея, которая опирается  на Ваши возможности, знания и опыт. Как определить, подходит ли Вам та или иная идея бизнеса? Проще простого: ответьте на вопрос, почему именно Вам этот бизнес удастся лучше, чем другим.

В первую очередь следует  оценить свои профессиональные навыки. Имеете ли Вы образование и опыт в той сфере, в которой собираетесь заняться бизнесом? Если да, то это уже огромный плюс.

Вполне возможно, что  Вы не профессионал, но способный любитель-самоучка. Это тоже неплохо. Большинство женщин не обучалось на парикмахера или визажиста, но они понимают в этом толк, им нравится эта деятельность. Женщине не потребуется много времени для того, чтобы достичь в этой сфере профессионального мастерства. Именно поэтому подобный бизнес гораздо более подходит женщинам, чем мужчинам, хотя среди известных парикмахеров – немало мужчин.

Редко кто рассматривает  свое хобби как основу бизнеса. А  жаль, это может быть подходящий бизнес: Вы много знаете в этой области, имеете опыт, любите свое хобби, а сделанная  с любовью работа обязательно  будет оценена потребителем, будь то вышивание бисером или ремонт и реставрация мебели.

Наконец, бизнес может  быть подходящим в силу Ваших личных особенностей. Набор текстов на компьютере требует аккуратности и терпения, такая деятельность гораздо больше подойдет увальню, чем спортсмену, которому надо все время куда-то бежать. Не стоит становиться продавцом тому, кто не любит общаться с людьми и свободное время проводит один перед телевизором.

Бизнес может оказаться  подходящим, если Вы имеете какое-то оборудование для его ведения или площади для его размещения. Например, если Вам в наследство достался старенький частный дом рядом с автозаправкой, то Вам вполне может подойти придорожная торговля, ведь у других, пусть более опытных в торговле, нет столь удачно расположенного участка земли.

Подведем итог: Ваши особенности  – знания и умения, черты характера, имущество, которым Вы владеете –  могут делать Вас более приспособленным  для ведения какого-то бизнеса. Вы сразу получаете преимущество по отношению к тем, кто этим не наделен.

Выбор успешной и подходящей бизнес-идеи будет проще сделать, если Вы воспользуетесь специальной  методикой, изложенной в приложении № 1. Не поленитесь заполнить таблицу  – изложенные на бумаге доводы позволят значительно лучше осмыслить  достоинства и недостатки различных вариантов.

От бизнес-идеи к бизнес-плану

Бизнес-идея, сформулированная с виде одного предложения, может  быть гениальной, но из нее ещё непонятно, что же нужно делать, чтобы получить заложенные в ней миллионы. Искусство бизнеса состоит не только в поиске бизнес-идеи, но и в ее грамотном осуществлении.

Организовать успешный бизнес ничуть не проще, чем построить  хороший дом. Стали бы Вы строить  дом без детального плана?

Создание плана требует  тщательности и учета всех деталей. Если Вы уже поняли, что делает планируемый бизнес успешным, а что этому мешает, то первый шаг сделан. Если Вы можете ответить, почему он Вам подходит – это еще один шаг.

Теперь пора задуматься над вопросом: «КАК я буду этим заниматься?»

Работа с клиентами

Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа Вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли Вам придется проститься.

Первое и главное  заблуждение начинающих бизнесменов насчет клиентов можно выразить примерно такой фразой: «Все будут покупать мои деревянные ложки, потому что они – лучшие!»

На самом деле, клиентам нужны не деревянные ложки как  таковые, а удовлетворение их потребностей, например:

  • иметь сувенир, элемент дизайна кухни в народном стиле;
  • пользоваться ложкой, не царапающей антипригарное тефлоновое покрытие.

Различие в потребностях влечет за собой различие в критериях  выбора товара покупателем:

  • искатели сувениров будут в первую очередь обращать внимание на красоту, при этом им совершенно безразлично, удобно ли этой ложкой есть;
  • те, кто использует тефлоновые сковородки, купят не раскрашенную ложку и будут тщательно оценивать, насколько удобно ею пользоваться.

Можно ли продать одну и ту же ложку обеим категориям покупателей? Можно, если сделать ее такой, чтобы она удовлетворяла обе потребности. Например, это может быть ложка, декор которой будет не нарисован, а вырезан или выполнен выжиганием и не на рабочей поверхности, а на ручке.

Чем больше потребностей способен удовлетворить товар, тем больше покупателей захочет его приобрести.

Еще одна ошибка начинающих – представление о том, что  они прекрасно знают, почему клиенты  покупают их товар. «Женщины приходят ко мне стричься, потому что я  отлично стригу» – утверждает  парикмахер. Однако, если спросить самих клиенток, то причин будет намного больше:

  • приемлемая цена;
  • с мастером приятно поболтать;
  • нравится интерьер парикмахерской;
  • сюда же ходит начальница;
  • салон расположен на 3 этаже и прохожие не могут заглядывать в окно;
  • и еще много самых разнообразных причин...

Информация о работе Предпринимательство - первые шаги: как составить бизнес-план