Предпринимательство, его статус, формы, виды. Предпринимательский риск, пути снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[1]. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)


1.      Предпринимательство, его статус, формы, виды. Предпринимательский риск, пути снижения.

а)             

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[1]. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

 

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
 

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично отличных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями:

       сферой деятельности;

       наличием денежных средств;

       достоинством тех или иных форм предприятий;

       состоянием рынка.

 

Форма предпринимательства — это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами — с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства:

       Индивидуальное (занимает незначительное место в производственном секторе, оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс);

       Коллективное:

- Полное товарищество (объединение двух предпринимателей

(предприятий) и более).

- Товарищество на вере (один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность, по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада).
- Общество с ограниченной ответственностью (учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества).

- Общество с дополнительной ответственностью (учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества).
- Закрытое акционерное общество (форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций; акции  распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому).

- Открытое акционерное общество (основным отличием от закрытого акционерного общества является право акционеров отчуждать свои акции физическим или юридическим лицам без решения общего собрания акционеров).

- Государственное (предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если Г.п. является бюджетным, то оно финансируется из средств государственного бюджета).

 

             

Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на:

       малые и средние;

       крупномасштабные.

 

По степени законности выделяют:

       законное,

       незаконное (Ст. 171 УК РФ)

       лжепредпринимательство (Ст. 173 УК РФ).

 

По характеру деятельности различают:

       производственное,

       торгово-коммерческое,

       кредитно-финансовое,

       сервисное (оказание услуг)

       и др.

 

Для защиты своих интересов бизнес-сообщество по закону «О некоммерческих организациях» может формировать различные ассоциации.

 

 

б)

Риск - это неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Восприятие риска зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими особенностями, уровнем знаний в области его деятельности.

 

Предпринимательский риск заключается в возможности не достижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществления запланированной деятельности вследствие объективно существующей неопределенности. Риск реализуется через потерю предпринимателем своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов.

 

Эффективность организации управления предпринимательским риском в значительной мере определяется классификацией факторов риска, под которой понимается их распределение на конкретные группы, по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификация позволяет определить место риска в их системе и создает возможности для эффективного применения впоследствии соответствующих методов управления риском.

 

Всю совокупность рисков можно разделить на две основные группы. Причем первую группу образуют внешние риски, т. е. риски, возникающие во внешней среде организации. Ко второй группе относятся внутренние риски, соответственно возникающие во внутриорганизационной среде.

 

       Внешние риски:

- Политические (связаны с политической обстановкой в стране и деятельностью органов государственной власти (революция, военные действия, национализация частной собственности, конфискация имущества и др.);

- Законодательные (изменение действующих норм с выходом новых законодательных и нормативных актов, например, ухудшающих положение компании);

- Природные (связаны с возможными стихийными бедствиями и загрязнением окружающей среды);

- Региональные (обусловлены состоянием отдельных регионов, их законодательством и т. д.);

- Отраслевые (зависят от тенденций развития отрасли);

- Макроэкономические (обусловлены развитием экономических процессов в стране и в мире в целом. В свою очередь, макроэкономические риски включают инфляционные (дефляционные), валютные, процентные и структурные риски).

 

       Внутренние риски:

- Производственные (связаны с особенностями технологического процесса на конкретном предприятии, уровнем квалификации работников, организацией поставок сырья и материалов и осуществлением транспортных перевозок);

- Инвестиционные (несут потенциальную угрозу неполучения запланированного результата);

- Коммерческие (обусловлены обычно неправильно проведенными маркетинговыми исследованиями, в результате которых компания не может реализовать весь объем произведенной продукции, недооценкой конкурентов на товарном рынке, ошибочной ценовой политикой и др.).

 

Из основных групп рисков деятельности организации, прежде всего, следует выделить хозяйственные риски:

- производственный риск;

- риск нанесения ущерба собственности организации;

- коммерческие риски.

 

 

Поскольку важнейшей задачей любого предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность в нестабильной среде, является недопущение банкротства организации, в целях управления риском следует выделять:

       Допустимый риск – это угроза возникновения потерь, сопоставимых с потерей прибыли от реализации проекта или от предпринимательской деятельности в целом.

       Критический риск – это опасность потерь, сопоставимых с суммой выручки от реализации продукции (услуг).

       Катастрофический риск – это риск, который характеризуется опасностью потерь в размере, равном или превышающем собственный капитал предприятия. Как правило, приводит к банкротству предприятия.

 

Управление рисками - это та часть деятельности руководителей фирмы (управленческий или административный процесс), которая направлена на экономически эффективную защиту фирмы от нежелательных сознательных и случайных обстоятельств, в конечном счете наносящих материальный ущерб фирме.

 

Объектом управления в риск-менеджменте является риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между субъектами предпринимательства в процессе реализации риска.

 

Субъект управления – это группа руководителей и специалистов, которая посредством различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.

 

Риск-менеджмент, рассматриваемый как система управления риском и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стратегией управления понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществлении этих вариантов. При достижении поставленной цели определенная стратегия утрачивает своё значение. Новые цели требуют разработки новой стратегии.

 

Тактика – это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели в реальных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, приемов и методов управления, наиболее соответствующих конкретной хозяйственной ситуации.

 

В управлении рисками предприятий следует различать два относительно автономных блока действий – организация борьбы непосредственно с опасностями (рисками) и организация борьбы с экономическими последствиями реализации этих опасностей (рисков). Борьба с опасностями с технической точки зрения может носить характер предупреждения (превенции) и пресечения (репрессии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней среды, активный маркетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучение персонала и его инструктирование, увольнение некомпетентных сотрудников, осуществление противоаварийных, противопожарных и других предупредительных мероприятий.

 

Репрессивная деятельность направлена на сокращение экономических последствий уже реализовавшегося риска. Ее успех на предприятии предопределяется готовностью к принятию экстренных мер, подкрепленной материальными и финансовыми ресурсами. Пресечение уже возникших опасностей реализуется через такие меры, как расторжение договоров с ненадежными партнерами, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, действия по проведению спасательных работ, ремонту поврежденных линий электропередачи, гидротехнических сооружений, путепроводов и т.д. Во многих случаях успешность репрессивных мер зависит от возможности оперативного принятия управленческих решений.

 

Даже при самой эффективной организации превентивной и репрессивной деятельности полностью избежать ущерба от реализации опасностей (рисков) невозможно.

 

Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя из конкретной ситуации каждое предприятие должно сделать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними.

 

В российской хозяйственной практике наиболее распространены методы избежание и локализации риска. Этими методами пользуются руководители многих производственных предприятий.

       Хозяйствующие субъекты, использующие методы избежания риска, отказываются от инновационных и иных проектов, эффективность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Сдаче в аренду неиспользуемых площадей и оборудования они предпочитают их консервацию, страхованию – поиск гарантов. Метод «поиска гарантов» широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. При этом первые используют гарантии различных фондов (поддержки малого предпринимательства, рыночных реформ и т.д.), вторые – органов государственного и муниципального управления. Выдача подобных гарантий в определенной мере способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.

       Методы локализации риска позволяют предприятию выделить наиболее финансово опасный этап или участок деятельности в обособленное структурное подразделение или дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод также допускает реализацию рисковых инвестиционных проектов через механизм договоров о совместной деятельности. Производственные предприятия применяют методы локализации риска через выделение в самостоятельные дочерние предприятия своих торговых отделов (развившихся в силу необходимости реализации товаров, полученных по бартеру), транспортным и ремонтно-строительных подразделений.

 

Методы диверсификации риска представляют собой более гибкие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты управления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания риска. Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Диверсификация предусматривает два основных способа управления рисками - активный и пассивный.

       Активное управление представляет собой составление прогноза размера возможных доходов по основной хозяйственной деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов. Активная тактика фирмы по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, - максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.

Информация о работе Предпринимательство, его статус, формы, виды. Предпринимательский риск, пути снижения