Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 00:58, реферат

Описание работы

Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе.

Файлы: 1 файл

Предпринемательство.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

1. Тщательного анализа  всех необходимых факторов.

2. Ясного понимания преследуемой  цели, т.е. необходима четкая стратегическая  ориентация.

3. Организации предпринимательского  управления, поскольку здесь необходимы  финансовая и управленческая  гибкость и нацеленность на  рынок.

Нововведение, основанное на новых знаниях, должно "созреть" и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

Но есть нововведения, которые  основываются порой не на новых знаниях, а на идеях. Этот вид нововведений в количественном отношении и по своим последствиям перекрывает все остальные виды нововведений. Его можно рассматривать восьмым в дополнение к приведенной классификации. Примером этого является появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с пивом или прохладительными напитками и многое другое. Предприниматели должны быть всегда нацелены на использование остроумных идей.

Но при их использовании  наблюдается большая степень  риска.

В целом, говоря об изменениях, основанных на новых и блестящих  идеях, следует подчеркнуть, что  при их реализации необходимо руководствоваться  рядом принципов. К ним относятся:

все нововведения должны носить целенаправленный характер;

все они должны начинаться с анализа возможностей, и прежде всего анализируются источники инновационных возможностей;

установление восприимчивости  рынком осуществляемых нововведений.

Нововведения должны быть простыми и направленными. Они должны быть направлены на решение только одной задачи. Простота и доступность - залог успеха.

Следуя этим принципам  в своей практической деятельности, предприниматель может добиться хороших результатов в работе.

Но в этом случае возникает  вопрос: чем же отличаются от предпринимательства по своему содержанию относительно устойчивые формы экономической деятельности (это, как правило, относится к организации работы предприятий, располагающих большими производственными и материальными фондами), которые в условиях рынка также стремятся к получению прибыли как экономической основы их развития? Это отличие состоит в том, что их деятельность (формы и методы) основывается на долгосрочных целях развития предприятия, а цели включают не только получение прибыли, но и увеличение или удержание доли рынка для сбыта своих товаров или оказания услуг, создание новых видов продуктов и услуг, радикальное улучшение качества выпускаемой продукции, постоянное обновление ассортимента и т.д.

Необходимость учета долгосрочных целей развития предприятия обусловливается  тем, что их выполнение - проведение НИОКР, длительность изготовления, налаживание кооперации и т.д. - требует длительного времени. Кроме того, необходимо повышать эффективность использования дорогостоящего оборудования, что возможно только на долгосрочной основе. Но это, конечно, не означает, что обычная форма экономической деятельности не включает определенные элементы предпринимательской деятельности. Напротив, такие черты предпринимательства, как мобильность и динамичность, стремление чутко улавливать конъюнктуру рынка и др., всегда рассматриваются в плане осуществления текущих тактических действий, направленных на успешную реализацию стратегических целей с учетом изменяющихся условий среды, в которой работают предприятия.

В то же время и предприниматель  в своих действиях исходит  из долгосрочного прогноза и даже, может быть, из установления долгосрочных целей (в данном случае в качестве долгосрочной цели, как правило, берется  прибыль) своего развития, но ото не имеет определяющего значения для  результатов его деятельности. Он исходит из необходимости получения  результата в течение короткого  периода, для него первостепенное значение приобретает, учитывая, что в его  распоряжении небольшие финансовые и материальные средства, ускоренная оборачиваемость финансовых средств. Эта особенность предпринимательства предполагает установление соответствующей технологии его ведения.

2. Виды предпринимательства,  их взаимосвязь и особенности  участия в бизнесе

В отличие от устоявшихся  форм экономической деятельности предпринимательство  характеризуется тем, что предприниматель  берется за все, за что потребитель  готов сегодня заплатить деньги. Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова: это могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой из указанных товаров, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.

Производственное  предпринимательство и технология его осуществления

К производственному предпринимательству  относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку  и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.

Круг интересов производственного  предпринимательства довольно разнообразен, и для его реализации требуются  финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные. Стремление получить как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом этой технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Выбор вида деятельности предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучения, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабильны ли спрос на них, его величина и тенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.

Результатом производственно-предпринимательской  деятельности является производство продукта, который требует своей реализации. Мероприятия по его реализации составляют третью стадию технологии предпринимательства. Реализация возможна: с помощью посредников  -агентов, брокеров и т.п. или своими собственными силами. Это наиболее ответственная стадия технологии предпринимательства, от продуманности осуществления которой зависит успех всего начатого дела. Усилия предпринимателя еще на второй стадии (установление величины финансовых средств, необходимых для ведения выбранной предпринимательской деятельности) должны быть сосредоточены на заключении сделки на поставку изготовляемого продукта до начала его производства и лучше всего на долгосрочной основе, что позволит снизить риск банкротства. На этой стадии технологии предприниматель внимательно следит за конъюнктурой, чтобы вовремя отреагировать на изменения, происходящие в спросе. Эта реакция находит свое выражение в индивидуализации производимого товара (услуг) и в установлении на него соответствующего уровня цены.

Поскольку на рынке появляются все новые и новые товары и  услуги, то в предпринимательской  деятельности в условиях недостатка финансовых средств чрезвычайно важно, чтобы товары не залеживались, чтобы высвобождающиеся финансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости денег. Считается, что сделка должна давать годовую прибыль не менее 20-22% затрат.

Ситуация заставляет предпринимателя  держать в центре своего внимания каналы распределения товаров и  услуг (оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты и т.д.). Это и представляет собой четвертую стадию технологии. Дело в том, что в зависимости  от выбранных каналов (форм) доведения  товаров до потребителей в значительной степени определяется скорость оборота  вложенных средств.

Коммерческое  предпринимательство

Этот вид деятельности характеризуется тем, что суть его  содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа  товаров и услуг. В отличие  от производственно-предпринимательской  деятельности здесь нет необходимости  обеспечения производственными  ресурсами, связанными с выпуском продукции  и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. При решении этих вопросов прежде всего следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Эти шаги составят вторую стадию технологии.

Зная предварительную  прогнозную оценку движения товаров  и услуг, предприниматель вырабатывает для себя конкретный план действий (бизнес-план). В нем определяются мероприятия по проведению сделки купли-продажи, делаются расчеты цен по закупке  и продаже товара, затрат и результатов. В нем также определяются необходимое  количество работников, объем транспортных работ, проведение рекламной кампании, работ по оформлению коммерческих документов. В бизнес-плане также рассматриваются:

∙ закупка товаров для  последующей продажи;

∙ получение услуг от сторонних организаций и их оплата;

∙ наем помещений и складов  для хранения, торговых точек для  реализации;

∙ формы реализации товара;

∙ обоснование получения  кредитов или других заемных средств;

∙ выплата налогов и  платежей государственным и местным  финансовым органам.

Важно, чтобы многие мероприятия  были увязаны по срокам и исполнителям. На основе бизнес-плана рекомендуется  проводить укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основании  которых предприниматель может  получить представление о выгодности или убыточности сделки.

Финансовое  предпринимательство

Является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи  выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение  прибыли.

С переходом к рыночным отношениям рынок денег, валюты и  ценных бумаг становится реальностью, его участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации  и физические лица-предприниматели. Поскольку финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Последняя связана с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг. Одновременно с этим он устанавливает источник получения денег, валюты и ценных бумаг. В данном случае первичным обладателем "финансового товара" может быть сам предприниматель (им ранее были накоплены деньги, валюта, ценные бумаги). Он выступает как бы в роли продавца или ростовщика, предоставляющего деньги, валюту и другое потребителю взаймы за определенную плату или под определенный процент.

Еще одной формой финансового  предпринимательства является своеобразная эмиссия ценных бумаг, таких, как  собственные акции, облигации, кредитные  билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Ценные бумаги предприниматель продает, размещает  при определенных условиях и обязательствах в качестве "финансового товара". Эту форму предпринимательства  ведут, как правило, предприятия, банки, а не отдельные предприниматели.

Наиболее распространенная форма - покупка ценных бумаг самим  предпринимателем. Смысл ее состоит  в том, что предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму (Дф), а затем продает их другому покупателю за большую сумму (Дв) (разница между Дв и Дф дает доход).

Если у предпринимателя  нет денег для покупки ценных бумаг, то он осуществляет покупку в  кредит либо обращается в банк за кредитом (Дк).

Финансовое предпринимательство, как никакой другой вид предпринимательства, нуждается в наличии достоверной  информации, в обеспечении вычислительной и организационной техникой. За все  предприниматель должен платить. При  проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму  на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделить проверке финансовой состоятельности  покупателя, установить гаранта, который  поручается за покупателя.

Считается, что финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжительности  сроком до одного года расчетная чистая прибыль составляет не менее 5% объема сделки (денежной выручки), а при  долговременных сделках этот процент  повышается до 10-15%.

14.3. Малые предприятия  - важное условие развития национальной  экономики

Предпринимательство, как  указывалось ранее, является важнейшим  фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает чрезвычайно  большое влияние на развитие национальной экономики. Последнее объясняется  тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого  гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление  в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью (табл. 10).

Как видим, роль малых предприятий  в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих  порой противоречиво. Так, например, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных  предприятий (поскольку требуются  большие капвложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

Таблица 10

Распределение различных  размеров предприятий в ряде стран (%)

Информация о работе Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности