Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 00:58, реферат
Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе.
Доля предприятий |
США |
Франция |
Япония | ||||||
крупные |
средние |
малые |
крупные |
средние |
малые |
крупные |
средние |
малые | |
В общем количестве предприятий |
0,5 |
7,9 |
91,6 |
0,1 |
1,3 |
98,4 |
1,4 |
21,6 |
77 |
В объеме промышленной продукции |
35 |
28,4 |
36,6 |
42,1 |
19,1 |
38,8 |
34,4 |
30,1 |
35,5 |
Примечание. К крупным предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 1 тыс. и более человек. К средним - от 100 до 1000 чел. К малым-до 100 чел.
В то же время развитие технологий,
науки и техники вызывает необходимость
постоянного качественного
Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов. Своим образованием малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е годы центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е годы. Из 40 млн рабочих мест, созданных с 1965 г., на долю высокой технологии приходится не более 5-6 млн чел. На каждые 100 новых предприятий приходится с новой технологией -одно или два, и то с оговорками*.
*См.: Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы- С. 10.
Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше и больше нарастает стремление среди граждан полнее проявить свои личные индивидуальные способности. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия своего собственного "дела", своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.
Таким образом, из изложенного следует, что малые предприятия не являются "побочным" продуктом перехода экономики в новое качество- к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая, во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20-30% граждан страны имеют свое собственное дело); во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики; в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий.
Если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления каждого открыть свое собственное "дело", то в настоящее время в большинстве случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Малые предприятия очень часто по поручению крупных компаний или с их помощью ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как "C.Penny" и "Seaes", контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Это дает этим гигантам не только выйти на миллионы потребителей через розничную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как "Форд" и "Крайслер", покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий. Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать самим. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему "франчайзинг" в монополистические производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших фирм.
Опыт работы небольших
предприятий в США показывает
ряд особенностей их развития. Им присущи
высокая маневренность
Согласно статистическим данным мелкий наукоемкий бизнес в США дает примерно 50% всех промышленных новшеств, в том числе 95% радикальных изобретений (калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, поляроидная фотография и др.).
На доллар затрат на НИОКР они создают в 24 раза больше нововведений, чем гигантские концерны. Скорость прохождения всех этапов НИОКР на 1/3 выше (2 года с выходом на рынок, а в крупных - 3 года). Затраты на одного инженера или ученого вдвое ниже, чем в корпорациях.
Малое предприятие тесно связано с корпорациями не только по линии производственных связей, развития новых технологий, но и по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру в США, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Причем в каждой отрасли, как показывает опыт США, должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а следовательно, все преимущества рыночного оборота будут подорваны.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают одну треть прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства*.
*Вопросы экономики. - 1996. - № 7.- С. 30.
Информация о работе Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности