Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:47, контрольная работа
Страхование как сфера предпринимательства является относительно молодым сегментом российского бизнеса. Оно проникает во все его сферы, снижая риск потерь. Функциональное назначение страхования — защита от финансовых «провалов» — столь важна для современного рынка, что настоящий труд должен обратить на себя вполне заслуженное внимание. Целью данной работы является рассмотрение инструментов управления, обеспечивающих существование или развитие отдельной страховой организации.
Введение
Страхование как сфера предпринимательства является относительно молодым сегментом российского бизнеса. Оно проникает во все его сферы, снижая риск потерь. Функциональное назначение страхования — защита от финансовых «провалов» — столь важна для современного рынка, что настоящий труд должен обратить на себя вполне заслуженное внимание.
Целью данной работы является рассмотрение инструментов управления, обеспечивающих существование или развитие отдельной страховой организации.
Появившиеся в стране на волне перехода к новым экономическим отношениям самостоятельные российские предприниматели — страховщики не могут войти в цивилизованный рынок, пока не научатся разрабатывать для себя эффективную финансовую стратегию, маркетинговую политику, формировать оптимальную структуру капитала, использовать методы регулирования налоговых платежей, без чего никто не предоставит гарантии финансового обеспечения. К сожалению, одной из отличительных черт российской экономики «переходного периода» является ее криминальный характер.
Результаты деятельности страховщика используются также для анализа и контроля с целью управления и корректировки собственного положения на страховом рынке. Такое управление подразделяется на текущее и стратегическое. Текущее управление позволяет быстро реагировать на изменения внешней среды и внутреннего состояния страховщика, сосредоточивая в себе менеджмент финансовый и риск-менеджмент. Осуществление последнего выражается в методах регулирования:
•тарифной политики, предполагающей
изменение структуры брутто-
• состава и структуры страховых резервов: технических резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни; резерва по страхованию жизни, резерва предупредительных мероприятий;
• посредством перестрахования части рисков для большей финансовой устойчивости страховых операций.
Конечной целью этих мер является формирование сбалансированного страхового портфеля как основы устойчивого положения страховой организации на рынке.
Финансовый менеджмент позволяет на базе анализа и оценки финансового состояния выработать меры для реального и объективного подхода к управлению финансовыми потоками страховщика с помощью:
• налогового планирования, целями которого являются оптимизация налоговых платежей и эффективное управление собственными финансовыми ресурсами;
• «управления по отклонениям», под которыми понимаются отклонения от модельных (средних планируемых) значений и меры, предпринимаемые структурными подразделениями страховой организации, которые позволяют скорректировать текущее финансовое положение.
Финансовый менеджмент стремится к достижению стабильного финансового положения организации, позволяющего расширять и совершенствовать объем и ассортимент предлагаемых «страховых продуктов».
Аналитические данные используются
также для выработки
1. Теоретические
основы страхового
1.1 Сущность страхового предпринимательства
Страховое предпринимательство
представляет собой рыночную деятельность,
связанную с разработкой и
реализацией страховой
Страховое предпринимательство отражает:
В соответствии действующим законодательством РФ типы предпринимательской деятельности в страховой сфере следующие:
Признаки предпринимательской деятельности в страховой сфере приведены на рис. 1.1.1.
Рис.1.1.1 Признаки страхового предпринимательства
Успешность страхового предпринимательства зависит от состояния страхового менеджмента. Понятие «страховой менеджмент» раскрывается в нескольких измерениях: описание базовых аспектов управления страховой организацией, описание атрибутов объектов управления, система показателей для анализа аспектов управления.
Страховой менеджмент рассматривает внутреннюю среду как совокупность различных атрибутов, определяющих ее сильные и слабые стороны, рыночные возможности, угрозы и квоты. Все атрибуты находятся в тесной взаимосвязи, изменение каждого из них неизбежно приводит к изменению характера и состояния других атрибутов. Все аспекты управления страхового менеджмента воздействуют на эффективность страховой деятельности, так как в определенной мере отражают рыночный потенциал страховщика, т .е. структуру страхового портфеля, финансовое состояние, систему продаж, маркетинговые исследования.
Ключевые показатели эффективности страхового менеджмента следующие:
1.2 Классификация страховых продуктов и услуг страхового предпринимательства
В стратегии среди задач развития национальной страховой отрасли названы создание развитой инфраструктуры, активизация внедрения новых страховых продуктов и услуг, улучшение качества страховых услуг и расширение их перечня.
Страховое предпринимательство строится на разработке и продвижении страховых продуктов и услуг, которые классифицируются по ряду критериев (Приложение 1). Классификация в страховании предусматривает разделение совокупности страховых отношений на взаимосвязанные звенья по следующим основным критериям:
По отраслевому критерию выделяют:
Личное страхование- отрасль страхования, где объектом страхования являются жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование сочетает рисковую и накопительную функции, в том числе за счет выдачи ссуд под залог страхового полиса.
Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектом страхования являются жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование сочетает рисковую и накопительную функции, в том числе за счет выдачи ссуд под залог страхового полиса.
Имущественное страхование
– отрасль страхования, в котором
объектом страховых правоотношений
выступает имущество в
Страхование ответственности – отрасль страхования, где объектом является ответственность перед третьими лицами 9физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия (или бездействия) страхователя. Через страхователя реализуется ответственности реализуется страховая защита экономических интересов от возможных причинителей вреда. Эти интересы в каждом страховом случае имеют свое конкретное денежное выражение.
В основе классификации по методам расчета страхового тарифа лежат различия в рисковой природе страховых случаев. Первая группа – страховые случаи маловероятные (пожары, аварии, несчастные случаи и т.п.) – это рисковое страхование, основная часть нетто-ставки страхового тарифа рассчитывается пропорционально вероятности наступления страхового случая. Вторая группа – страховые случаи неизбежные, случайные во времени наступления: страхование жизни.
Страхование жизни – это накопительное страхование, при котором риск страховщика состоит в том, что он может не успеть накопить инвестиционный доход со страхового взноса для выплаты установленной договором страховой суммы при преждевременной смерти страхователя и буде вынужден производить выплату из собственных средств.
При страховании имущества
и предпринимательских рисков страховая
организация возмещает
В последней редакции Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в основе классификации лицензирования страховой деятельности выделено 23 вида страхования.
1.3 Основные тенденции
развития страхового
Анализ страхового рынка Росси и прогнозы его развития требуют учета его специфики, сложившейся
2. Анализ состояния и динамики страхового бизнеса
Анализ страхового рынка Росси и прогнозы его развития требуют учета его специфики, сложившейся в предшествующий период развития. Особенностью национального страхового рынка является высокая доля так называемых нерисковых операций, связанных с налоговым планированием, а также значительный удельный вес «кэптивного» страхования. По итогам 2011 года по данным официальной статистики (Приложение 2) совокупный сбор страховой премии по всем видам добровольного и обязательного страхования составил 16,4 млрд. долл. При этом по экспертным оценкам сборы по обязательному неконкурентному страхованию составили 3,5 млрд. долл., по операциям «кэптивных» страховщиков – 1,7 млрд. долл., а на финансовую деятельность по налоговой оптимизации с использованием различных видов страхования пришлось около 6,7 млрд. долл. Иными словами сбор страховых премий в секторе реального конкурентного страхования составил 4,5 млрд. долл., т.е. не более 1/3 от всего объема операций на рынке.
В 2010-2011 годах на долю российского реального рынка страхования приходилось существенно менее 1% от мирового рынка. Россия генерирует в 100 раз меньше страховых сборов, чем США. Российский рынок по своим масштабам сопоставим с польским, при том. Что экономика и население Польши в несколько раз меньше, чем Россия.
По сравнению с 2009 годом в 2011 г. реальный конкурентный рынок страхования в России вырос с 1,7 млрд до 4,5 млрд. долл.
Таким образом следует отметить, что страховой рынок России, имея большие возможности, находится на первоначальном этапе своего развития. Для реализации этих возможностей нужна активная государственная поддержка страховой отрасли. Чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентированному рыночному росту.