Процедура наблюдения в деле о банкротстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным. Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Файлы: 1 файл

банкротство.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Процедура наблюдения в деле о банкротстве является важной процедурой, регламентирующего  вопросы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит  в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным. Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание процедуры наблюдения. Ограничения прав кредиторов в ходе наблюдения.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении должника.

Наблюдение  – процедура банкротства, применяемая  к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления  о признании его банкротом  в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно  не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Определение о  введении наблюдения выносится в  случае, если суд установит, что требования заявителя не удовлетворены на дату судебного заседания, превышают установленный законом минимум, не исполнены в течении более чем трех месяцев, а меры по взысканию задолженности в принудительном порядке в течение не менее 30 дней оказались безрезультатными. Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, суд отказывает во введении наблюдения.

Процедура наблюдения вводится на период до даты проведения первого заседания арбитражного суда. Наблюдение может вводиться  на срок, не превышающий трех месяцев  с момента принятия арбитражным  судом заявления о признании должника банкротом. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на два месяца.

Однако, так  как Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» не определены последствия, возникающие из-за невозможности  завершить процедуру наблюдения в указанные сроки, на практике бывают случаи, когда арбитражный суд своим определением продляет сроки проведения наблюдения сверх пяти месяцев.

Цели  введения данной процедуры – это:

  • Обеспечение сохранности оставшегося имущества должника.
  • Проведение анализа финансового состояния должника.
  • Составление реестра требований кредиторов
  • Проведение первого собрания кредиторов.

С даты вынесения  арбитражным судом определения  о введении наблюдения наступают  следующие последствия:

  • С момента введения процедуры наблюдения все требования к

должнику могут  быть предъявлены только через собрание или комитет кредиторов.

  • Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника.
  • По ходатайству кредиторов приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств или иного имущества.
  • Запрещается удовлетворение требований участника должника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.
  • Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.
  • При введении наблюдения не может быть приостановлено исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
  • Принудительное исполнение исполнительных документов, выданных на основании указанных выше решений, которые приняты судами после даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, приостанавливается и не может осуществляться до того, как завершено рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве.
  • В течение всего периода наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а только выявляются. Тем самым законодатель предоставил должнику возможность работать без долгов, что позволяет выявить возможность восстановления платежеспособности и продолжения деятельности должника, установить реальный срок такого восстановления. С учетом того, что процедура наблюдения является также стадией подготовки дела к рассмотрению в рамках арбитражного процесса, логично, что ее введение и назначение временного управляющего не влечет за собой отстранения от должности руководителя должника. Исполнительный орган организации-должника продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью организации-должника, но уже под контролем временного управляющего.

Органы управления должника с момента введения процедуры  наблюдения имеют право совершать  исключительно с согласия временного управляющего определенные сделки:

  1. связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в виде вклада (пая) в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или с распоряжением имуществом иным образом;
  2. связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника;
  3. связанные с получением и выдачей займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступкой права требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Временный управляющий  дает согласие на совершение таких  сделок, а также обеспечивает контроль за их осуществлением. Если данные сделки совершены в период наблюдения без согласия временного управляющего, они могут быть признаны недействительными в судебном порядке в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Временный управляющий должен решить вопрос о целесообразности таких сделок для должника, проанализировать их последствия для его имущества, учитывая, что в результате заключения указанных сделок платежеспособность должника может быть не восстановлена. Исключительно с согласия временного управляющего органы управления должника могут принимать решения об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово – промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.

Органы управления должника не вправе с момента введения наблюдения принимать решения:

  1. о реорганизации во всех формах, предусмотренных Гражданским кодексом, и ликвидации должника;
  2. о создании юридических лиц, филиалов, представительств или об участии в иных юридических лицах;
  3. о выплате дивидендов; о размещении должником эмиссионных ценных бумаг, признаваемых в качестве таковых в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»;
  4. о выходе из состава участников должника – юридического лица и о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

В случае если руководитель организации – должника не выполняет требований, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не принимает мер, направленных на сохранение имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при осуществлении им своих обязанностей, а также допускает иные нарушения действующего законодательства, арбитражный суд вправе отстранить его от занимаемой должности. В этом случае полномочия по управлению организацией – должником возлагаются на временного управляющего.

В отличие от таких  процедур банкротства, как внешнее  управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые  могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда.

Введение наблюдения и ограничение полномочий его  руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

 

 

 

 

  1. Особенности банкротства отдельных категорий должников

Закон о банкротстве  учитывает специфику отдельных категорий должников - юридических лиц, таких как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства.

 

 Рассмотрим  особенности банкротства некоторых  категорий должников.

 Банкротство  сельскохозяйственных организаций  имеет отличительные особенности,  продиктованные, во-первых, особым характером  их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, сезонным характером их работы. В соответствии с Законом о банкротстве сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее 50 % общей суммы выручки (ст. 139).

 

 Преимущественным  правом приобретения недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации наделяются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение же земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

 

 С учетом  сезонного характера работы сельскохозяйственной  организацией и необходимости  дождаться окончания соответствующего  периода сельскохозяйственных работ  увеличивается и срок внешнего  управления. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счет возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может достигать 2 лет и 9 месяцев (общий максимальный срок - 1,5 года). В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны осуществляться по общим правилам.

 

 Ст. 132 Закона о банкротстве  под градообразующими предприятиями  понимает юридические лица, численность  работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности соответствующего населенного пункта.

 

 Определяя особенности  банкротства градообразующих организаций,  закон учитывает возможные социальные  последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Однако в этом случае, представляя ходатайство, соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

 

 Кроме того, по ходатайству названных органов  внешнее управление может быть  продлено арбитражным судом на  срок не более года. Таким образом,  общая продолжительность внешнего  управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов, может составить 2,5 года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже, чем через 2,5 года после введения внешнего управления (ст. 135). Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам. В процессе внешнего управления должником - градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого являются сохранение рабочих мест не менее чем для 70% работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только в том случае, если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия. Положения о банкротстве градообразующей организации будут применяться также и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Информация о работе Процедура наблюдения в деле о банкротстве