Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:08, курсовая работа
Цель работы: на основании анализа организации расчетной зоны магазина разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты устройства и оформления магазинов;
- осуществить анализ организации расчетной зоны магазина;
- разработать пути улучшения функционирования расчетной зоны магазина.
Введение
1. Общие требования, предъявляемые к устройству и планировке магазинов…………………………………………………………………..7
1.1. Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов…………………………….………………………………7
1.2. Организация расчетной зоны магазина…………………………..16
2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия…..21
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта……...21
2.2. Анализ организации расчетной зоны объекта…………………...26
3. Пути улучшения функционирования расчетной зоны магазина…29
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Планировочная структура магазина должна определяться системой движения товаров и создавать условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем.
Для решения этой задачи необходимо: помещения для хранения и продажи одноименных товаров размещать на одном уровне (этаже); предусматривать кратчайшие пути между разгрузочными площадками, помещениями для приемки, хранения и торговым залом в последовательности, определяемой технологией выполняемых операций; вспомогательные, подсобные и административно-бытовые помещения размещать в стороне от основных направлений движения товаров; не допускать пересечения направлений товародвижения с потоками покупателей; обеспечить гибкую планировку, позволяющую в процессе эксплуатации передвигать перегородки внутри здания с учетом изменений в технологическом процессе магазина, переспециализации отделов, внедрения средств механизации.
Планировочная структура магазина должна обеспечить последовательность технологического процесса, максимальные удобства для покупателей и персонала, их функциональную взаимосвязь (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Функциональная взаимосвязь помещений магазина
В соответствии с технологическим процессом рекомендуется:
Все помещения, в которых размещаются товары, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим их сохранность.
Архитектурно-планировочные условия требуют соблюдения некоторых рекомендаций. В первую очередь важно обеспечить рациональное использование участка застройки, увязать с общей композицией застройки, придать ему выразительность и привлекательность, выделить как общественное здание. Учитывая, что это торговый объект, необходимо определить площадь световых проемов торговых залов и других помещений магазина на основе расчета необходимой естественной освещенности, создания условий сохранности товаров от воздействия солнечных лучей, оформить интерьер магазина, предусмотрев остекленные фасады, рекламные элементы (постоянные и периодически сменяемые), выносные витрины, а также "маркизы" и другие устройства, защищающие от прямых солнечных лучей.
Рекламно-информационное оформление магазина включает различные художественно-графические средства, используемые в различных зонах магазина и на прилегающей к нему территории.
Зона наружной информации включает вывеску с режимом работы и витринно-выставочную рекламу. Вывеска магазина должна включать фирменный блок (эмблему, знак), текстовое его название, соответствующее типу магазина, информацию о принадлежности магазина. Витрины магазина должны быть оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание покупателя, представить ему срез ассортимента магазина, обеспечить просмотр торгового зала через них. Важным элементом оформления экстерьера магазина является планировка прилегающей к нему территории.
Художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач:
Внутримагазинная реклама содержит указатели размещения товарных отделов, знаки-символы входа-выхода, узлов расчета, информацию о товарах, дополнительных услугах, правилах отбора и расчета.
Войдя в торговый зал, покупатель должен получить максимальную информацию о размещении товаров и выбрать наиболее рациональный маршрут своего движения.
При оформлении торгового зала следует соблюдать следующие принципы: обеспечить оптимальные условия для показа товаров. На первом плане должен быть товар, а все рекламные элементы призваны способствовать его наилучшему показу, подчеркивать его потребительские качества. Эту роль могут выполнить так называемые рекламные ценники, которые отличаются от обычных большим форматом, яркостью оформления, наличием дополнительной информации о свойствах, качестве и назначении товара.
Качество интерьера торгового зала определяется тем, насколько полно соблюдены при проектировании следующие требования:
ных проходов;
Проектируя интерьер торгового зала, следует иметь в виду главную задачу:
Характер отделки интерьера магазина зависит от товарной специфики и размера торгового зала.
Отделку пола рекомендуется выполнить в одном тоне, геометрически нейтральным рисунком, позволяющим передвигать торговое оборудование, не нарушая композиционного решения отделки.
Подвесные потолки предусматриваются в крупных универсальных магазинах. Они выполняют декоративные, акустические и осветительные функции [16, С.180].
В интерьерах торговых залов следует широко использовать легко изменяемые средства рекламы в соответствии с требованиями времени.
В интерьерах предусматривается использование рекламы, информирующей о наличии товаров, расположении отделов, дополнительных услугах, а также различных торговых знаков, эмблем и т. д.
В витринах, размещаемых внутри магазина, следует создавать преимущественно постоянно сменяемые композиции. В отдельно стоящих витринах, расположенных перед фасадом торгового здания, экспозиция должна характеризовать назначение предприятия, его профиль. Она, как правило, меняется редко.
В целях создания оптимальных условий для обозрения экспозиции в витринах следует предусмотреть специальное освещение и свободные подходы.
1.2. Организация расчетной зоны магазина
С точки зрения покупателей, наиболее важные причины, вызывающие их неудовлетворённость тем или иным магазином, являются теснота (отсутствие достаточного пространства между стеллажами с продукцией), недостаточный выбор продукции возле касс, неудобное расположение зоны хранения личных вещей покупателей и, конечно же, неудобное расположение касс и длинные очереди на выходе из торгового зала.
Нужно отметить, что большинство вышеназванных причин легко устраняется при помощи перепланировки торгового зала и правильной организации процесса обслуживания покупателей. Рассмотрим эти причины более подробно.
Существует несколько основных причин, вызывающих очереди в узлах расчёта магазина. Прежде всего, к таким причинам можно отнести недостаточное количество кассовых кабин в магазине, узкие проходы между кассовыми кабинами и медлительность или даже некомпетентность продавцов, а также отсутствие необходимого расчетно–кассового оборудования, значительно ускоряющего процесс расчётов с покупателями.
Для того, чтобы ликвидировать или снизить до минимума негативное воздействие всех вышеперечисленных факторов на работу магазина, нужно правильно организовать как расчётные зоны, так и весь торговый зал, а также должным образом организовать работу персонала.
Так, при организации процесса расчётов с покупателями магазины должны руководствоваться соответствующими стандартами обслуживания покупателей и организации торговли.
Согласно вышеупомянутым положениям, юридические и физические лица, применяющие кассовые аппараты, обязаны устанавливать их в местах, доступных для визуального просмотра покупателями.
Площадь под узлами расчета включает площадь, занятую кассовыми кабинами, проходы и резервную площадь. Нормы для определения этой
площади при проектировании магазинов представлены в таблице 1.2
Примерные нормы площади торгового зала на одну кассу,
Таблица 1.2
Группа товаров |
Площадь торгового зала на одну кассу в магазинах с торговой площадью | ||
До 650 |
651-1500 |
Свыше 1500 | |
Одежда, обувь, трикотаж, белье, ткани, головные уборы, культтовары |
80 |
100 |
120 |
Спорттовары, хозтовары, галантерея, парфюмерия, косметика, канцтовары, продтовары |
60 |
80 |
100 |
Источник: В.Н Платонов Организация и технология торговли. Учебник. Минск: БГЭУ, 2009
При переводе магазинов на самообслуживание количество рабочих мест контролеров-кассиров может определяться исходя из интенсивности покупательского потока и затрат времени на ожидание обслуживания
,
где – количество рабочих мест; – площадь торгового зала, ; n – площадь торгового зала на одного покупателя, (стесненное движение – 1-3, свободное, поточное – 4- 7,5, свободное – 10); Т – средние затраты времени покупателя на обслуживание (около 10 минут); 2- коэффициент неравномерности движения потока покупателей.[2, с. 83]
Применение штрихового кодирования позволяет автоматизировать не только продажу товара покупателю, но и все функции товародвижения и максимально снизить количество ошибок и бумажного документооборота.
В гипермаркете «Гиппо» применяются кассовые терминальные комплексы, что позволило увеличить скорость потока движения покупателей из торгового зала и, соответственно, уменьшить очереди у касс в часы пик.
Но, планируя организацию торгового зала, следует помнить о том, что избыток оборудования в зале может привести к ряду негативных последствий. Это, прежде всего, ухудшение прибыльности супермаркета и его конкурентных преимуществ из-за высоких единовременных и эксплуатационных трат. Сужение проходов в залах самообслуживания затрудняет движение покупателей и персонала по пополнению запаса, вдобавок, товар на нижних полках практически не виден, и эти полки рационально использовать только как накопитель. Часто при планировке зала не проектируются места для продвижения, дополнительных точек продаж, в результате без перестановки оборудования усилить слабые места в зале и заставить покупателей проходить через весь магазин бывает довольно сложно.
Эффективность же использования площади торгового зала определяют такие показатели, как установочная площадь и демонстрационная площадь.
Установочная площадь магазина — часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товара, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей (в нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещённых на полу).
Демонстрационная площадь — отношение площади выкладки товара к площади торгового зала.
Площадь выкладки товара — суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных площадей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.
Различают следующие основные варианты планировки торгового зала:
Выбор того или иного вида планировки осуществляется с учётом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи.
Так, линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для магазина самообслуживания: она удобна для покупателей и позволяет наиболее эффективно организовать работу магазина.
Линейная планировка может быть трёх видов: продольная, поперечная и смешанная. [Приложение 2]
При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга участки (отделы), в каждом из которых есть свой расчетно–кассовый узел. Такая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах, где выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора.
Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинации линейной и боксовой планировки.
В гипермаркете «Гиппо» использована линейная смешанная планировка торгового зала.
Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания (через прилавок), зависит от ассортимента реализуемых товаров и типа предприятия. Глубина рабочего места продавца в таких магазинах может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают же рабочие места продавцов в магазинах такого типа ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.
Планировка контрольно–кассового узла должна обеспечить беспрепятственное движение потоков покупателей, исключая встречное движение.
Информация о работе Пути улучшения функционирования расчетной зоны магазина