Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 22:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………….4
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ....7
1.1 Характеристика малого бизнеса…………...….……………..……7
1.2 Факторы и мотивы развития предпренимательства в малом бизнесе………………………………...……………………….......10
1.3 Виды, субъекты и формы предпринемательства в малом бизнесе……………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….19
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринемательства в Республике Беларусь…………………........19
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринемательства в Республике Беларусь……………………………………………..…27
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…..…..………….34
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь…………………………………………………….................34
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….53
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 54с., 4 рис., 1 таб., 26 источник.
РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является малый бизнес Республики Беларусь.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
При выполнении работы использованы методы: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в различных странах, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
__________________
(подпись студента)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………….…………………………………
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ....7
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………
2.1 Анализ
функционирования и развития
малого предпринемательства в
Республике Беларусь…………………....
2.2 Проблемы
и перспективы развития малого
предпринемательства в
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…..…..………….34
3.1 Государственная поддержка
малого бизнеса Республики Беларусь……………………………………………………..
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….53
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.
Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки малого предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнеса сосредоточено от 45 до 80 % работающих, малые предприятия составляют более 90 % всех предприятий, они создают до 50 % валового национального продукта.
Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.
Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.
Развитие частного бизнеса, как правило, связывают с образованием и деятельностью малых и средних предприятий. Однако стабильность и высокая продуктивность функционирования экономической системы развитых капиталистических стран в значительной степени определяются оптимальным сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса.
В целом, несмотря на трудности, наше государство находит возможности для поддержки и защиты производителей, создает правовые и экономические условия для их деятельности. Благодаря этому растет число предприятий негосударственной формы собственности, расширяется сфера оказания платных услуг населению.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. В сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию предпринимательства, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования малое предпринимательство Республики Беларусь.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
-изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
-разработать
направления активизации
-дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
-проанализировать
зарубежный опыт развития
В ходе исследования была использована совокупность взаимодополняющих методов: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.
В данной работе использованы пособия Л.Н.Тэпмана, М.И.Балашевича, В.Н.Шимова, статьи белорусских специалистов в периодических изданиях, а также официальные материалы, то есть постановления и законы Совета Министров, касающиеся малого бизнеса.
ГЛАВА 1
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А. Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. С течением времени такого рода деятельность видоизменялась, требовала научного объяснения возникающих форм и субъектов сферы предпринимательства. Из-за разнообразия целей и приоритетов экономических школ и течений определение различных понятий, границ чаще носит условно принятый характер [16, с. 147].
Обобщающей позицией теоретических представлений можно выделить то, что предпринимательство возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: экономической свободы и частной инициативы в сочетании с умением организовать процесс хозяйственной деятельности. Главным требованием здесь выдвигается свобода человека, исключающая его подчинение воле других людей и сочетающаяся с законами общества, а также автономия принятия управленческих решений с целью оптимизации и повышения результативности работы.
В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долларов.
Несмотря на свое определение «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:
Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, менее затратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
Взаимозаменяемость, перемена характера труда, также как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений [24. с.104].
Поэтому в странах
с рыночной экономикой малый бизнес постоянно
укрепляет и расширяет свои позиции. Реализовать
потенциал малого бизнеса возможно только
в случае создания естественной для предпринимательства
рыночной инфраструктуры (экономической,
юридической, финансово-кредитной, страховой,
производственно-
Проведение анализа и теоретического обоснования ряда положений, дающих научное представление о современных тенденциях в развитии малого бизнеса, выявление их особенностей или идентификации в различных экономических системах позволит не только перевести предпринимательское движение в Беларуси из стихийного в цивилизованное русло, но и научно аргументировать степень перспективности малых экономических форм в наших условиях, обосновать, в каких сферах и отраслях народного хозяйства их развитие наиболее целесообразно.
Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:
инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
В мелком производстве, скорее всего, главенствовать должен частный бизнес. Однако открыть собственное дело и превратить его в процветающее не так-то просто. И, тем не менее, только за последние годы в мире возникли миллионы новых предприятий. Они создаются в любых условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, отсутствие необходимой инфраструктуры, неопределенность будущего и высокую степень риска. Открытию любой новой компании предшествует решение человека изменить свой образ жизни и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации. Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие: [16. с. 148].
Информация о работе Развитие малого бизнеса в республики Беларусь