Развитие малого бизнеса в республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………….4
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ....7
1.1 Характеристика малого бизнеса…………...….……………..……7
1.2 Факторы и мотивы развития предпренимательства в малом бизнесе………………………………...……………………….......10
1.3 Виды, субъекты и формы предпринемательства в малом бизнесе……………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….19
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринемательства в Республике Беларусь…………………........19
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринемательства в Республике Беларусь……………………………………………..…27
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…..…..………….34
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь…………………………………………………….................34
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….53

Файлы: 1 файл

курсовая малый бизнес.doc.docx

— 345.00 Кб (Скачать файл)

5. Правовая  незащищенность. Важнейшей проблемой  развития малого бизнеса является  отсутствие правовых гарантий, которые  вытекают из возможности отстоять  свои права через суд. Сегодня  же для большинства малых предприятий  хозяйственные суды в силу  высоких пошлин просто недоступны. Для малого предприятия очень  важны отношения с местными  органами власти, например, для получения  лицензий, производственных площадей  или для того, чтобы не оказаться  под чрезмерным давлением местных  налогов и сборов. В то же  время, согласно проведенным исследованиям, отношение местных властей к  малым предприятиям очень разное: от открытой враждебности до  конструктивной поддержки.

6. Нехватка  помещений и производственных  площадей. Именно при решении  этих проблем малые предприятия  Беларуси находятся в особенно  невыгодном положении, затрудняющем  развитие. Арендные договоры с  более крупными предприятиями, учреждениями  и даже ведомствами в большинстве  случаев нестабильны. Редко бывает  ясно, будут ли арендованные помещения  через несколько месяцев все  еще находиться в распоряжении  арендатора, и сохранится ли та  же арендная плата. Следствие  этого – правовая неопределенность  малых предприятий и снижение  их готовности к инвестициям. [7, c. 71]

7. Недостаток  предпринимательских инноваций. Среди  мелких предпринимателей в Беларуси  высок удельный вес бывших  руководящих работников государственных  предприятий. Многие малые предприятия  фактически существуют уже несколько  лет, даже если некоторым из  них приходилось неоднократно  менять свою правовую форму  или с целью экономии на  налогах создаваться заново. Следовательно, они имели возможность накопить  предпринимательский опыт. Правда, предпринимателям иногда не достает  некоторых специальных знаний, например, по стандартизации или по патентному  законодательству. Поскольку в прошлом предприниматели накапливали свой опыт преимущественно в замкнутых производственных «нишах», у них часто недостаточно и просто умения разрабатывать на базе новых идей конкретные проекты и воплощать их в жизнь. Ощущается дефицит знаний в области дизайна новых товаров и поиска партнеров, особенно среди научных и конструкторских разработчиков новой продукции.

8. Нехватка  специалистов. Сами руководители-предприниматели  в большинстве своем с высшим  образованием, как правило, техническим  или экономическим. Однако среди  наемных работников наблюдается  довольно большая текучесть кадров: они часто не решаются полностью  отказаться от своих старых  рабочих мест на крупных предприятиях  хотя бы из-за того, чтобы не  потерять предоставляемые там  права на социальные услуги. Нередко  они работают на малых предприятиях  лишь на временной основе. Кроме  того, предпринимателю рискованно  нанимать «чужих». Поэтому многие  работают с членами своих семей, друзей или бывшими коллегами  по работе. Такая «кадровая политика»  препятствует росту малых предприятий.

9. Создание  негативного имиджа предпринимателей. Негативное отношение к предпринимательству  является одной из основных  проблем, препятствующих развитию  малого предпринимательства в  белорусской экономике. Неблагоприятный  для развития «климат» заставляет  большую часть бизнесменов переводить  свое дело за границу, многие  из них уже имеют паспорта  других стран, где основали свои  фирмы, многие не переехали туда  на жительство, но работают там. По несколько сотен белорусских  предпринимателей сейчас работают  в Чехии и Литве, тысячи –  в Польше и на Украине, десятки  тысяч в России. Из республики  идет интенсивная утечка предпринимательских  умов – золотого интеллектуального  фонда белорусского бизнеса. [7, c. 71]

Важно отметить, что не все трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы малого бизнеса в разных городах и регионах различны. Поэтому предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки малым предприятиям.

Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.

Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.п.

Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д. [9, c.118]

 Кроме  методов прямой поддержки развития  сектора малого бизнеса, необходимо  стабилизировать макроэкономическую  ситуацию, создавая рыночные институты, внося коррективы в законодательство  и налоговую политику в области  предпринимательства и, что наиболее  важно, воздействуя на отношение  к предпринимательству со стороны  общества в целом. Ведь пока  в Беларуси не изменится подход  к развитию малого предпринимательства, никакие программы поддержки  малого бизнеса не будут эффективны.

Таким образом, для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность. Но несмотря на некоторые негативные стороны, развитие малого бизнеса Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь

 

Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 (далее – Программа). Данная Программа разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 290 в Программу внесены изменения и дополнения. В настоящее время Программа состоит из 7 разделов, в которые включены 47 мероприятий (фактически освоено в 2011 году 42 083,9 млн. рублей, что составляет 93,5 процента от запланированных денежных средств, в 2010 году освоено 24 866,8 млн. рублей, что составляет 77,8 процента от запланированных денежных средств). [14]

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности.

Государственная финансовая поддержка предоставляется:

1) на конкурсной  основе;

2) с соблюдением  принципа целевой направленности;

3) при обеспечении  исполнения обязательств;

4) на условиях  срочности и возвратности:

• финансовые средства на условиях займа – до 3 лет,

• имущества на условиях лизинга – до 5 лет,

• гарантии по льготным кредитам – до 3 лет;

5)  на условиях  платности:

• процентная ставка за пользование финансовыми средствами на условиях займа равна  ставке рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь,

• вознаграждение по договору лизинга  устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь,

• плата за предоставление гарантии составляет 5% от размера предоставленной гарантии;

6) в национальной  валюте Республики Беларусь;

7) в безналичном  порядке. [14]

Основана концепция на положениях Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“, Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“ и Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, одобренных четвертым Всебелорусским народным собранием. Цель государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь заключается в обеспечении благоприятных условий для развития существующих и вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе эффективных мер государственной поддержки.

По состоянию на 15 июня 2012 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 80 центров поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов малого предпринимательства. В 2011 году центрами поддержки предпринимательства оказаны услуги по вопросам предпринимательской деятельности около 79 тыс. человек, по актуальным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, в том числе по повышению финансовой грамотности населения проведено 2681 курса и семинара, в которых приняли участие 47,6 тыс. человек. На площадях инкубаторов малого предпринимательства (21 036,3 кв.м) в 2011 году размещалось 293 субъекта малого предпринимательства с общей численностью персонала 2 159 человек. [3]

В 2011 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 2133,2 млн. рублей (в 2010 году - 956,6 млн. рублей).

В 2011 году и 11 месяцев 2012 года предоставлены льготные кредиты 4 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 1,4 млрд. рублей.

В 2011 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет на сумму 4,7 млрд. рублей (в 2010 году – 2,5 млрд. рублей), инкубаторами – 1,98 млрд. рублей (1,4 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) – 27,8 млрд. рублей (22,0 млрд. рублей).

В 2010 году в Беларуси был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие и поддержку предпринимательства. Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 г. № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения» были установлены ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей в рублях вместо евро. Особую роль в развитие малого и среднего предпринимательства занимает одобренный Советом Республики Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 01.07.2010 г. № 148-З. В данном документе предусмотрено участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг). Согласно закону, для субъектов малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться резервирование не менее 10% от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение среди таких субъектов отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг).

Важным нормативным актом, направленным на дальнейшее улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности, также стала Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». [17]

В соответствии с ее положениями предусматриваются:

- для плательщиков  налогов, получивших убытки, - возможность  минимизировать эти убытки за  счет будущей прибыли; меры по  совершенствованию упрощенной системы  налогообложения. В частности, в 2011 г. ее применение субъектами при  размере валовой выручки не  более 12 млрд. руб. нарастающим итогом  в течение календарного года; сокращение перечня обязательных  для применения первичных учетных  документов, отмена требования об  обязательной сдаче наличной  выручки в банк и согласование  лимитов остатка в кассе;

- сохранение  государственного регулирования  цен только в отношении продукции  организаций-монополистов и социально  значимых товаров, работ и услуг, определяющих жизненный уровень  населения;

- отмена  ограничений при установлении  надбавок в оптовой и розничной  торговле, а также обязательного  составления экономического обоснования  уровня применяемых цен и тарифов  на товары, работы и услуги.

В целом поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства имеет свои эффективные формы, которые широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это – Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.

Субъектами инфраструктуры являются:

1. центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.

2. инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.

Воспользовались льготными кредитами: [24]

  • фермерское хозяйство «Фортуна» на сумму 520,0 млн. руб. в    ОАО «Белагропромбанк» для приобретения сельскохозяйственной техники;
  • частное предприятие «ГлассМастер» - на сумму 250,0 млн. руб. в  ОАО «Приорбанк на закупку комплектующих;

 

  • частное предприятие «Алинка» - на сумму 450,0 млн. руб. в  ОАО «БПС-Сбербанк» на строительство детского кафе в п. Жемчужный;
  • частное предприятие «ТоргКомплекс» - на сумму 200,0 млн. руб. на реконструкцию здания кулинарного цеха в д. Новая Мышь для организации в нем производства мебели.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в республики Беларусь