Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 22:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………….4
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ....7
1.1 Характеристика малого бизнеса…………...….……………..……7
1.2 Факторы и мотивы развития предпренимательства в малом бизнесе………………………………...……………………….......10
1.3 Виды, субъекты и формы предпринемательства в малом бизнесе……………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….19
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринемательства в Республике Беларусь…………………........19
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринемательства в Республике Беларусь……………………………………………..…27
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…..…..………….34
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь…………………………………………………….................34
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….53
5. Правовая
незащищенность. Важнейшей проблемой
развития малого бизнеса
6. Нехватка
помещений и производственных
площадей. Именно при решении
этих проблем малые
7. Недостаток
предпринимательских инноваций. Среди
мелких предпринимателей в
8. Нехватка
специалистов. Сами руководители-
9. Создание
негативного имиджа
Важно отметить, что не все трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы малого бизнеса в разных городах и регионах различны. Поэтому предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки малым предприятиям.
Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.
Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.п.
Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д. [9, c.118]
Кроме
методов прямой поддержки
Таким образом, для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность. Но несмотря на некоторые негативные стороны, развитие малого бизнеса Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь
Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 (далее – Программа). Данная Программа разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 290 в Программу внесены изменения и дополнения. В настоящее время Программа состоит из 7 разделов, в которые включены 47 мероприятий (фактически освоено в 2011 году 42 083,9 млн. рублей, что составляет 93,5 процента от запланированных денежных средств, в 2010 году освоено 24 866,8 млн. рублей, что составляет 77,8 процента от запланированных денежных средств). [14]
В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности.
Государственная финансовая поддержка предоставляется:
1) на конкурсной основе;
2) с соблюдением
принципа целевой
3) при обеспечении исполнения обязательств;
4) на условиях срочности и возвратности:
• финансовые средства на условиях займа – до 3 лет,
• имущества на условиях лизинга – до 5 лет,
• гарантии по льготным кредитам – до 3 лет;
5) на условиях платности:
• процентная ставка за пользование финансовыми средствами на условиях займа равна ставке рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь,
• вознаграждение по договору лизинга устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь,
• плата за предоставление гарантии составляет 5% от размера предоставленной гарантии;
6) в национальной валюте Республики Беларусь;
7) в безналичном порядке. [14]
Основана концепция на положениях Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“, Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“ и Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, одобренных четвертым Всебелорусским народным собранием. Цель государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь заключается в обеспечении благоприятных условий для развития существующих и вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе эффективных мер государственной поддержки.
По состоянию на 15 июня 2012 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 80 центров поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов малого предпринимательства. В 2011 году центрами поддержки предпринимательства оказаны услуги по вопросам предпринимательской деятельности около 79 тыс. человек, по актуальным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, в том числе по повышению финансовой грамотности населения проведено 2681 курса и семинара, в которых приняли участие 47,6 тыс. человек. На площадях инкубаторов малого предпринимательства (21 036,3 кв.м) в 2011 году размещалось 293 субъекта малого предпринимательства с общей численностью персонала 2 159 человек. [3]
В 2011 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 2133,2 млн. рублей (в 2010 году - 956,6 млн. рублей).
В 2011 году и 11 месяцев 2012 года предоставлены льготные кредиты 4 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 1,4 млрд. рублей.
В 2011 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет на сумму 4,7 млрд. рублей (в 2010 году – 2,5 млрд. рублей), инкубаторами – 1,98 млрд. рублей (1,4 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) – 27,8 млрд. рублей (22,0 млрд. рублей).
В 2010 году в Беларуси был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие и поддержку предпринимательства. Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 г. № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения» были установлены ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей в рублях вместо евро. Особую роль в развитие малого и среднего предпринимательства занимает одобренный Советом Республики Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 01.07.2010 г. № 148-З. В данном документе предусмотрено участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг). Согласно закону, для субъектов малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться резервирование не менее 10% от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение среди таких субъектов отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг).
Важным нормативным актом, направленным на дальнейшее улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности, также стала Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». [17]
В соответствии с ее положениями предусматриваются:
- для плательщиков
налогов, получивших убытки, - возможность
минимизировать эти убытки за
счет будущей прибыли; меры по
совершенствованию упрощенной
- сохранение
государственного
- отмена
ограничений при установлении
надбавок в оптовой и
В целом поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства имеет свои эффективные формы, которые широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это – Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.
Субъектами инфраструктуры являются:
1. центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.
2. инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.
Воспользовались льготными кредитами: [24]
Информация о работе Развитие малого бизнеса в республики Беларусь