Развитие предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы, всесторонне изучить предпринимательство, для получения общей картины возможностей в этой сфере в России.
Задачи данной работы: рассмотреть предпринимательство как экономическую категорию, его виды и функции, а так же принципы предпринимательства в рыночных отношениях и развитие предпринимательства на примере конкретной страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..…3
Глава I. Сущность предпринимательства
1.1 Экономическая природа предпринимательства……………….......…4
1.2 Функции предпринимательства……………………...…………..…....9
1.3 Предпринимательская деятельность. Свойства и виды………..…..12
Глава II. Развитие предпринимательства
Основные этапы развития предпринимательства в России….……..17
2.1.1 История предпринимательства в России (19-20в.в.)…….…....17
2.1.2 Предпринимательство в СССР………………………………….20
2.1.3 Предпринимательство в России..…….……………..…………..23
2.2 Предпринимательский потенциал России……………………...…...29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Отмена в России крепостного  права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая  формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

Отмена крепостной зависимости  оказала влияние на рост переселения  в Сибирь и распространение капитализма  вширь - на сибирские окраины. Оно  вело к хозяйственному освоению новых  земель, давало толчок разложению крестьянства на местах нового поселения. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки его тормозили.

Рост промышленности и торговли сопровождался ростом городов и городского населения, но получили развитие лишь те города, которые в виде цепочки тянулись вдоль железнодорожного полотна или находились в сфере ее экономического воздействия. Старые города Тюмень, Омск, Красноярск стали быстро менять свой провинциальный, купечески-чиновничий облик, превращаясь в крупные центры торгово-промышленной деятельности. Первое десятилетие после открытия железнодорожного сообщения ознаменовалось оживлением в развитии промышленности Сибири - каменноугольная, золото, мукомольное, кожевенное дело, маслоделие. В то же время старинные сибирские села Березово, Сургут, Тобольск оказались в стороне от экономической жизни, переживали упадок.

1914 год, война оказала  серьезное влияние на экономическое  развитие. Война создала условия  для широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьянства в потребительскую кооперацию. Приток новых членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее конкурировать с крупным капиталом. В 1915-16 гг. многие купцы ликвидировали свои дела, не довольствуясь прибылями, вложили капиталы в производство на войну. В деятельности кооператива была большая заинтересованность, так как его членам продавались дефицитные товары. Они также пользовались доверием жителей, которые с охотой вступали в кооператив. Кооперативная сеть была разветвленной. Этим обстоятельством кооперативы создавали конкуренцию купеческой торговле, чьи лавки находились только в центральных, более населенных пунктах. В 30-м году кооператив был закрыт, хотя и был финансово устойчив.

После Октябрьской революции  под влиянием разных факторов в несколько  приемов были национализированы  предприятия крупной, средней и  отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи.

Но через несколько  тяжелых лет правительство пришло к осознанию необходимости "коренной перемены всей точки зрения" на социализм. Основное содержание новой экономической  политики заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.

С переходом к нэпу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую  деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года - акционерных обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство.

Осуществление нэпа привело  к подъему производительных сил  нашей страны и улучшению положения  рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского общества.

Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные  для периода нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это  время административно-командной  системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю.

Установление предельных розничных цен создавало на рынке  устойчивое положение, частная торговля вынуждена была считаться с ценами государства. С рынка вытеснялся в первую очередь частный крупный оптовик, посредник межгосударственным и розничным товарооборотом.

Изменения в частной  торговле вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался только в розничной торговле.

Новая модель общества, которая  стала утверждаться, может быть охарактеризована как "феодальный бюрократизм", главной чертой которой является абсолютное огосударствление и возникновение нового класса - "класса начальства". "Ничейная" собственность, диктат и произвол высшего руководства, кадровый монополизм не давали проявиться предпринимательской инициативе. Многие руководители вынуждены были находиться в состоянии постоянной конфронтации с господствующей системой, бесплодно тратить свою энергию и способности на бесконечные согласования и рапорты.

Господство бюрократической олигархии в конце концов привело наше общество к кризису. И в этом главная цена, которую мы заплатили за десятилетия бюрократического абсолютизма. Корни кризиса лежат в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствием демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности. Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный этап развития российского предпринимательства.

 

2.1.2 Предпринимательство в СССР

 

Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.

Перестройка началась с  поиска новых подходов к преобразованиям  экономики, отягощенной крайне неэффективной  структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Первыми были приняты  решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

Бурное развитие новых  кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать  началом возрождения предпринимательства  в Советском Союзе и интенсивным  стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда — все говорило о том, что эти кооперативы — прообраз малых частных предприятий.

Нельзя сказать, что  развитие новых кооперативов происходило  безболезненно. Рывок этого сектора  с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства, вызывал  у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров.

Это было связано и  с общей экономической ситуацией 1989-1990 гг. Рост заработной платы на государственных предприятиях, доходов кооперативов и других коммерческих структур опережал темпы увеличения товарной массы. По ряду продовольственных товаров, которые закупались коммерческими структурами по относительно стабильным ценам, обнаружились признаки нового дефицита. В то же время конечная продукция и услуги кооператоров реализовывались по более высоким свободным  ценам. Это вызывало недовольство населения с низкими и средними доходами. Большинство кооперативов (почти 80%) было создано в рамках государственных предприятий, научно-исследовательских организаций или при них. Значительную часть своей продукции и услуг кооперативы по договорам реализовывали государственным предприятиям и учреждениям. Последние расплачивались из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета фондов) по безналичной форме расчетов, не затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования. Естественно, что кооперативы получали за выполненную работу наличные денежные средства, вознаграждая своих работников за качество продукции и срочность работы на более высоком уровне, чем госпредприятия.

Боязнь выпустить на свободу «джинна» частной предпринимательской  деятельности привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры.

Постановление Совета Министров  СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. Оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки частных малых предприятий еще не существовало. Эту задачу предстояло решить в условиях усилившегося обособления и выхода союзных республик из состава СССР.

В Законе «О собственности  в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано  право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость установления государством ограничений или, наоборот, предоставления им льгот предприятиям той или иной формы собственности.

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990г.) признал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную  деятельность, нацеленную на получение  прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы создания предприятий разных форм собственности. Но в нем не были рассмотрены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не были упомянуты кооперативы.

Дискриминация в отношении  малых предприятий была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке  и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими размеры малых предприятий, постановление рассматривало организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу по развитию малых предприятий и созданию программ их развития.

Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992г. ситуация в обществе и экономике поставила перед  гражданами России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места в грядущих экономических реформах 1992 года.

 

      1.  Предпринимательства в России (конец XX  - начало XXI в.в.)

 

Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы для частнопредпринимательской деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса уже к осени 1992г., правительство самоустранилось от какой-либо активной экономической политики, ссылаясь на то, что без государства и, соответственно, без правительства рыночная стихия сама все расставит по своим местам.

Провозглашалось, что  зарождающимся рыночным силам не надо мешать, а предпринимательские усилия широких масс населения решат все проблемы. Во главу угла была поставлена масштабная приватизация, которая, как утверждалось, должна будет создать широкие слои собственников, умеющих работать и в то же время отстаивать свои интересы, т.е. сформировать российский средний класс.

Либерализация цен и  введение налогового прессинга значительно  подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, продолжающийся по настоящее время.

В 1992 г. произошло существенное сокращение доли малых предприятий  в промышленности и строительстве. Но относительное сокращение производственного сектора в российском МП не может оцениваться только как отрицательное явление. Прекратилась деятельность полукриминальных малых предприятий, созданных ранее при советских государственных предприятиях лишь для того, чтобы получать исходное сырье и материалы по низким государственным ценам, а продавать продукцию по свободным высоким ценам. Либерализация цен сделала существование таких малых «производственных» предприятий бессмысленным.

В целом в 1992г. малое  предпринимательство было составным элементом массового процесса «учредительства». Через него несколько веков назад прошли все ныне высокоразвитые рыночные страны. Через него уже проходила царская Россия.

В начале 90-х гг. нынешнего  века биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в огромных количествах. Люди впервые в жизни обрели свободу самостоятельной предпринимательской деятельности, получили право от своего имени ставить подпись и печать на финансовых документах, что ранее было абсолютной монополией государственных чиновников. Во многом новое российское «учредительство» объяснялось не экономическими причинами, а законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.

Информация о работе Развитие предпринимательства