Развитие предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы, всесторонне изучить предпринимательство, для получения общей картины возможностей в этой сфере в России.
Задачи данной работы: рассмотреть предпринимательство как экономическую категорию, его виды и функции, а так же принципы предпринимательства в рыночных отношениях и развитие предпринимательства на примере конкретной страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..…3
Глава I. Сущность предпринимательства
1.1 Экономическая природа предпринимательства……………….......…4
1.2 Функции предпринимательства……………………...…………..…....9
1.3 Предпринимательская деятельность. Свойства и виды………..…..12
Глава II. Развитие предпринимательства
Основные этапы развития предпринимательства в России….……..17
2.1.1 История предпринимательства в России (19-20в.в.)…….…....17
2.1.2 Предпринимательство в СССР………………………………….20
2.1.3 Предпринимательство в России..…….……………..…………..23
2.2 Предпринимательский потенциал России……………………...…...29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

В 1993г. продолжался процесс  бурного «учредительства», выразившийся в увеличении количества малых предприятий  примерно на 2/3. Причем, в абсолютном выражении прирост малых предприятий  превысил данные за предыдущий год. Примерно на миллион человек возросло число полностью занятых в МП, достигнув рекордной величины в 8,бЗ млн. человек. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и столь же немного уменьшилась доля сферы производства.

Сложилась относительно устойчивая региональная структура  российского малого бизнеса: по численности  малых предприятий абсолютным лидером  стал Центральный экономический  район (36 %) во главе с Москвой — (23%).

В 1994г. резко замедлились  темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них: рост составил чуть более 1%, сократилась среднесписочная численность занятых в МП. После бурного роста резкая остановка в развитии МП произвела эффект абсолютной неожиданности.

Замедление роста числа  новых малых предприятий можно объяснить тем, что никак не проявлял свою силу — и в экономическом, и в социальном плане - такой фактор, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения. Пока он действовал, создавал такой социально-психологический эффект, при котором люди не стремились к занятию самостоятельной деятельностью, в том числе пробуя свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или выполнения подсобных работ.

В экономике России стала  прослеживаться тенденция к началу новой концентрации и централизации  капитала, а также самой хозяйственной  деятельности. Началось широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой такого поглощения. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность.

В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых  предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%). Падение  темпов прироста малых предприятий  по-разному проявилось в отдельных  отраслях.

Общая тенденция на сокращение численности малых предприятий  и занятых на них продолжилась и в 1996г.

Провозглашенный правительством B.C. Черномырдина курс на финансовую стабилизацию перевел в разряд «выживающих» уже  все российские малые предприятия.

Особо обращало на себя внимание увеличение инвестиционной активности МП. Общий объем капитальных вложений в этой сфере за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.

В стране начался процесс  определенного реального укрепления российской государственности, выразившийся, в том числе, в активизации налоговых служб.

В 1994-1996гг. российское МП остро нуждалось в поддержке  и защите государства. Это осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах становление системы  поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития МП и создавались первые фонды его поддержки. На федеральном уровне первая программа поддержки МП была принята только в 1994 г., но она так и не была до конца выполнена.

Наметившаяся еще в 1995г.тенденция сокращения общего числа  малых предприятий в 1996г. усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это  было связано с новыми подходами  к учету малых предприятий  в принятом в 1995г. Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.

В 1997г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа  малых предприятий, в целом по Российской Федерации он составил 4,2.

Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек.

Сложившаяся отраслевая структура МП за эти годы практически  не изменилась. Непроизводственная сфера  остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор.

Доля малых предприятий  в основных показателях развития экономики остается скромной; по данным официальной статистики, она даже сокращается. Тем не менее, относительная  прибыльность сектора малого бизнеса даже в этих условиях остается более высокой, чем крупных предприятий

Крайне неравномерным  остается распределение малого бизнеса  по стране — по-прежнему свыше трети  малых предприятий сосредоточено  в двух столицах. Среднее число  малых предприятий на тысячу жителей — около 10 — примерно в 3-5 раз ниже, чем в странах Западной Европы или ряде бывших социалистических стран.

В целом ни темпы, ни характер развития сектора МП, зафиксированные  данными государственной статистики, в период 1996 — 1999 гг. не отвечают представлениям об эффективной структуре конкурентной рыночной экономики: желаемого прорыва на новые рубежи не произошло.

В последние годы в  российской политике и экономике  наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства. Этому послужили рассмотрение и одобрение Государственным Советом РФ Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, большое внимание, уделяемое Президентом РФ созданию благоприятных условий развития малого бизнеса в стране, а также принятый Правительством РФ комплекс мер по дебюрократизации экономики.

Вклад малых предприятий  в экономику России с каждым годом  растет. По данным Госкомстата, количество малых предприятий по состоянию на 01.01.06 г. составило 882,3 тыс., что на 4,7% выше соответствующего показателя прошлого года. Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица увеличилось на 2,7% и охватывает 4,6 млн. человек.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий выросли на 14,4%, в том числе в промышленности - на 28,3%. Объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями увеличился на 36% и составил 1159,9 млрд. руб. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства также выросли на 11% и составили 28,4 млрд. руб.

К сожалению, пока немало препятствий ограничивает реализацию больших потенциальных возможностей малого бизнеса: несовершенство законодательной  базы, налоговый пресс, административные барьеры.

Одним из эффективных  способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг. Это наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для предпринимателей, даже для тех, кто никогда не занимался бизнесом. Развитие международного франчайзинга влечет за собой привлечение значительных иностранных капиталов в российскую экономику.

За последние 10 лет  проводилась работа по созданию региональной сети специализированных лизинговых компаний, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства, по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции (выполнению работ, оказанию услуг) для государственных нужд.

В дальнейшем необходимо продолжить работу в данных направлениях, а также создать сеть специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

2.2 Предпринимательский потенциал России

    

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно.

С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных. Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей  от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Довольно пестрым является сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе, и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, программного обеспечения. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства 90-х гг.

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей.

В этой связи чрезвычайно  важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе было рассмотрено предпринимательство как экономическая категория, его виды и функции, а так же принципы предпринимательства в рыночных отношениях и поэтапно проанализировано развитие предпринимательства в России.

Предпринимательство —  это инициативная, связанная с  хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования  ресурсов деятельность, ведущаяся с  целью извлечения дохода и приумножения собственности. В современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития.

В России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям.

Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием  предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции. Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий, которые позволяют инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 09.02.2009 N 7-ФЗ, от 29.06.2009 N 132-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)
  2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: МИК, 2006. – 367 с.
  3. Косов, Н.С. Основы макроэкономического анализа : учебное пособие / Н.С. Косов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144 с. –
  4. Курашко А.Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство. Экономика. – 2006. – №8. – С. 68 – 75.
  5. Липатова В.А. Индивидуальное предпринимательство от А до Я. – М.: МЦФЭР, 2003. – 256 с.
  6. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
  7. Основы предпринимательства. Серия «Высшее образование»/ Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 512 с.
  8. Семенов В.М. Экономика предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 369 с.
  9. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебное пособие / Л.Е. Чечевицина. Изд. 7-е. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 384 с.
  10. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: 1999г.
  11. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М.Н.Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой
  12. Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология – 2002. - № 3-4
  13. Бляхман Л.С. Предпринимательство и пути его развития в России // Предприниматель – № 2-3
  14. Южанов И. Малое предпринимательство в России // Экономика России: ХХI век - № 12
  15. Яковлев А. Тиражировать лучшую практику // Эксперт. – 2005. – №28.

Информация о работе Развитие предпринимательства