Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель исследования: определение направлений по снижению финансовых рисов предприятия.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: исследовать теоретические вопросы управления финансовыми рисками;
- дать экономическую оценку ООО «Бастион»;
- провести финансовый анализ ООО «Бастион»;
- сформировать проект мероприятий по снижению финансовых рисков в ООО «Бастион».
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками
1.1 Сущность и содержание финансовых рисков
1.2 Понятие и содержание управления рисками
1.3 Методы оценки финансового риска
Выводы
Глава 2. Анализ финансовых рисков на примере ООО «Бастион»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Бастион»
2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия
2.3 Проблемы управления финансовыми рисками
Выводы
Глава 3. Проект мероприятий по снижению финансового риска и предложния по повышению эффективности работы огранизации
3.1 Основные мероприятия по управлению финансовыми рисками предприятия
3.2 Оптимизация структуры продаж и совершенствование маркетинговой политика как инструменты снижения финансовых рисков
Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий рисковых событий. Процесс управления рисками обычно включает выполнение следующих процедур:
1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.
2. Идентификация рисков - определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.
3. Качественная оценка
рисков - качественный анализ рисков
и условий их возникновения
с целью определения их
4. Количественная оценка
- количественный анализ
5. Планирование реагирования
на риски - определение процедур
и методов по ослаблению
6. Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков. Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами.
Последовательность процедур управления риском показана на рисунке1.
Рис. 1. Общая схема процесса управления риском [10]
Управление финансовыми
рисками предприятия
По мнению специалистов, в современных условиях необходим интегрированный подход к управлению риском. Интегрированный подход - это активная позиция, так как подразумевает предвидение, а не пассивную реакцию на риск, такой подход предоставляет больше возможностей и ограничивает опасности.
Центральное место в оценке риска и последующем управлении риском занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов, снижения доходности. Это многоступенчатый процесс, целью которого является уменьшение или компенсация ущерба для объекта при наступлении нежелательных событий. При этом необходимо помнить, что минимизация ущерба и снижение риска — неадекватные понятия. Второе означает либо уменьшение возможного ущерба, либо понижение вероятности наступления неблагоприятных событий. Собранной информации должно быть достаточно для принятия адекватных решений на последующих этапах.[11]
Последовательность проведения анализа следующая[12]: выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска; анализ и оценка выявленных факторов риска; оценка конкретного вида риска с финансовой стороны с использованием двух подходов: определение финансовой состоятельности (ликвидности) и экономической целесообразности проекта; определение допустимого уровня риска; анализ отдельных операций по выбранному уровню риска; разработка мероприятий по снижению риска. В процессе анализа не только выявляются отдельные виды рисков, но и определяется вероятность их появления, а также дается количественная и качественная их влияния. Часто анализ идёт в двух противоположных направлениях — от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе системы обнаруживаются риски и возможные их последствия.
Следующий этап - выбор метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем.
Каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение происходит на основе различных критериев, в том числе экономических. Выбор оптимальных способов воздействия на конкретные риски дает возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков организации. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходят постановка и распределение задач среди менеджеров, проводятся анализ рынка соответствующих услуг, консультации со специалистами.
Методы управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей – с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками.
Средствами разрешения рисков являются их избежание, удержание, передача, снижение их степени.[13] Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли. Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала. Передача риска означает, что инвеcтор предает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: диверсификация; приобретение дополнительной информации о выборе и результатах; лимитирование; самострахование; страхование.
Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Хозяйствующими субъектами применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.
Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества.
Каждый из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков. Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления рисками предприятия.[14] Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска для предприятия, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска; результаты статистического анализа риска, рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности предприятия.
1.3 Показатели оценки финансового риска
Существенное возрастание влияния финансовых рисков компании на результаты хозяйственной деятельности вызвано нестабильностью внешней среды: экономической ситуации в стране, появлением новых инновационных финансовых инструментов, расширением сферы финансовых отношений, изменчивостью конъюнктуры финансового рынка и рядом других факторов. Поэтому идентификация, оценка и отслеживание уровня финансовых рисков являются одной из актуальных задач в практической деятельности финансовых менеджеров.
Оценка финансового риска основывается на определённых методах. Основной задачей методики определения степени риска является систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
В качестве исходной информации при оценке финансовых рисков используется бухгалтерская отчетность предприятия: бухгалтерский баланс, фиксирующий имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату; отчет о прибылях и убытках, представляющий результаты деятельности за отчетный период. Основные финансовые риски, оцениваемые предприятиями:
- риски потери платежеспособности;
- риски потери финансовой устойчивости и независимости;
- риски структуры активов и пассивов.
Модель оценки риска ликвидности (платежеспособности) баланса с помощью абсолютных показателей представлена в таблице 1.
Таблица 1
Модель оценки риска ликвидности баланса
Порядок группирования активов по степени быстроты их превращения в денежные средства |
Порядок группирования пассивов по степени срочности выполнения обязательств |
А1. Наиболее ликвидные активы А1 = стр. 250 + стр. 260 |
П1. Наиболее срочные обязательства П1 = стр. 620 |
А2. Быстрореализуемые активы А2 = стр. 240 |
П2. Краткосрочные пассивы П2 = стр. 610 + стр. 630 + стр. 660 |
А3. Медленно реализуемые активы А3 = стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270 |
П3. Долгосрочные пассивы П3 = стр. 590 + стр. 640 + стр. 650 |
А4. Труднореализуемые активы А4 = стр. 190 |
П4. Постоянные пассивы П4 = стр. 490 |
В таблице 1 представлены подходы к группировке активов и пассивов. Тип состояния ликвидности баланса представлен в таблице 2.
Таблица 2
Тип состояния ликвидности баланса
Условия | |||
А1 ≥ П1 А2 ≥ П2 А3 ≥ П ; А4 ≤ П4 |
А1 < П1 А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ~ П4 |
А1 < П1; А2 < П2; А3 ≥ П3; А4 ~ П4 |
А1 < П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 > П4 |
Абсолютная ликвидность |
Допустимая ликвидность |
Нарушенная ликвидность |
Кризисная ликвидность |
Оценка риска ликвидности | |||
Безрисковая зона |
Зона допустимого риска |
Зона критического риска |
Зона катастрофического риска |
В таблице 2 представлены условия оценки риска ликвидности.
Тип финансового состояния определяется следующим образом:
±Фс ≥ 0; ±Фт ≥ 0; ±Фо ≥ 0; S = 1, 1, 1- абсолютная независимость;
±Фс < 0; ±Фт ≥ 0; ±Фо ≥ 0; S = 0, 1, 1 - нормальная независимость;
±Фс < 0; ±Фт < 0; ±Фо ≥ 0; S = 0, 0, 1 - неустойчивое финансовое состояние;
±Фс < 0; ±Фт < 0; ±Фо < 0; S = 0, 0, 0 - кризисное финансовое состояние.
При этом используемые источники покрытия затрат в случае абсолютной независимости - собственные оборотные средства предприятия; нормальная езависимость - собственные оборотные средства плюс долгосрочные кредиты[15].
Оценка рисков финансовой устойчивости предприятия представлена в таблице 3.
Таблица 3
Оценка рисков финансовой устойчивости предприятия
Расчет величины источников средств и величины запасов и затрат | ||
1. Излишек (+) или недостаток
(–) собственных оборотных |
2. Излишек (+) или недостаток
(–) собственных и |
3. Излишек (+) или недостаток (–) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат |
±Фс = СОС — ЗЗ или ±Фс = стр. 490 — стр. 190 — (стр. 210 + стр. 220) |
±Фт = СДИ — ЗЗ или ±Фт = стр. 490 + стр. 590 — стр. 190 - (стр. 210 + стр. 220) |
±Фо = ОВИ — ЗЗ или ±Фо = стр. 490 + стр. 590 + стр. 610 - стр. 190 — (стр. 210 + стр. 220) |
S (Ф) = 1, если Ф > 0; = 0, если Ф < 0. |
Если предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии, то используются собственные оборотные средства плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы. Оценка риска финансовой неустойчивости на основании характеристики типов финансового состояния следующая:
- Высокая платежеспособность: предприятие не зависит от кредиторов – это безрисковая зона.
- Нормальная платежеспособность: эффективное использование заемных средств; высокая доходность производственной деятельности: зона допустимого риска.
- Нарушение латежеспособности: необходимость привлечения дополнительных источников; возможность улучшения ситуации - зона критического риска.
- Неплатежеспособность предприятия: грань банкротства - зона катастрофического риска.
Оценка рисков ликвидности
и финансовой устойчивости с помощью
относительных показателей