Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………4
Раздел 1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях……………7
Раздел 2 Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли…………………………………………………11
2.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………………………………………………...11
2.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия……………………………………………………………...24
2.3Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия
Раздел 3 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"……………………………………………………………………..39
3.1 Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"………….39
3.2 Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"……………………………………………………48
3.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"……………..52
Заключение…………………………………………………………………………..57
Список используемой литературы…………………………………………………60

Файлы: 1 файл

Формирование товарного ассортимента в розничной торговле.docx

— 67.94 Кб (Скачать файл)

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предпри­ятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продоволь­ственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят то­вары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

В магазинах относительно узкий производственный ассорти­мент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производ­ственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовле­творение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепен­ное внимание в магазинах должно быть обращено на форми­рование товарного ассортимента, как развивающегося во вре­мени процесса установления такой номенклатуры товаров, ко­торая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населе­ния.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Формирование ассортимента товаров в розничных торго­вых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с уче­том действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подраз­делить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимен­та товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и про­изводство товаров.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на по­строение ассортимента товаров в каждом конкретном магази­не относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащен­ность, условия товароснабжения (в первую очередь — наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым по­крытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. [2]

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

 

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов:

- обеспечение соответствия  ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для  обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение  и закрепление торгового предприятия  на потребительском рынке связано  с поиском и полнотой освоения  той или иной ниши, формированию  конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой  ниши, отводится первостепенная  роль.

- рациональное построение  ассортимента товаров в магазине  предусматривает комплексное удовлетворение  спроса покупателей в рамках  избранного сегмента потребительского  рынка. Осуществление этого принципа  предполагает формирование ассортимента  товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных  потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  создать большие удобства для  покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми  к продаже товарами, сокращает  затраты времени на осуществление  покупок, способствует совершению "импульсивных  покупок".

- обеспечение достаточной  широты и глубины ассортимента. Под широтой ассортимента понимают  число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный  перечень, а под глубиной –  число разновидностей товаров  по отдельным потребительским  или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента  товаров в магазине зависит  от ряда факторов, важнейшими  из которых являются форма  товарной специализации, размер  торговой площади, а так же  состояние предложения на потребительском  рынке.

- обеспечение устойчивости  ассортимента товаров. При реализации  товаров повседневного спроса  соблюдение этого принципа имеет  первостепенное значение. Устойчивый  ассортимент товаров в магазине  обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

- одним из принципов  правильного формирования ассортимента  товаров в магазине является  обеспечение условий его рентабельной  деятельности. В условиях перехода  к рыночной экономике рентабельность  является необходимым условием  функционирования любого торгового  предприятия. В связи с этим, при  построении ассортимента необходимо  учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [10].

Обратим внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделим следующие стадии:

- внедрение – закупаются  сравнительно небольшие партии  товара у хорошо известных  поставщиков;

- рост – закупка больших  партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение  непрерывного завоза, сосредоточение  в магазине больших товарных  запасов;

- зрелость – снижение  закупочных цен, отказ от услуг  слабых поставщиков минимизация  торговых запасов, реклама;

- устаревшие – распродажа остатков товара.

 

 

 

 

 

 

 

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1.   Определяется перечень  основных групп и подгрупп  товаров, реализуемых в магазинах.

2.   Осуществляется  распределение отдельных групп  и подгрупп товаров в разрезе  потребительских комплексов и  микрокомплексов.

3.   Определяется количество  видов и разновидностей товаров  в рамках отдельных потребительских  комплексов и микрокомплексов.

4.   Разрабатывается  конкретный ассортиментный перечень  товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации  обслуживаемым контингента покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на      1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

 

 

Результаты проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для универмагов:

- товары для детей;

- товары для женщин;

- товары для мужчин;

- товары для дома;

- культура в быту и  организация досуга;

- товары для шитья и  вязания.

Наряду с постоянными, в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации

 

Формы специализации магазинов

Размеры торговой площади, кв. м.

до 250

251-630

631-1000

свыше 1000

1. Универсам

-

до 700

700-1000

1001-1500

2. Кондитерские товары

до 300

301-500

-

-

3. Товары для детей

-

до 1000

1001-1500

св.1500

4. Товары для молодежи

-

до 800

801-1200

св.1200

5. Товары для женщин

-

до 1000

1001-1500

св.1500

6. Товары для мужчин

-

до 800

801-1200

св.1200

7. Одежда

-

до 600

601-1000

св.1000

 

 

 

 

8. Обувь

до 300

301-500

501-800

св.800

9. Хозтовары

до 500

501-800

801-1200

св.1200

10. Галантерея

до 600

601-900

свыше 900

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.

Для оптимизации ассортиментного перечня товаров применяют данные, сгруппированные следующим образом.

Наименование микрокомплекса (товарной секции)

Наименование товаров

Количество разновидностей товаров

Период торговли (месяц)

Рис.2 Форма планирования ассортиментного перечня

Наряду с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является  коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:

Оn

                       Ку = 1 - --------- ;     (1)

                                        n x a

где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);

a - количество разновидностей  товаров, предусмотренных разработанным  ассортиментным перечнем;

n - количество проверок.

При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже

- для универсамов и  гастрономов - 0,90;

- для универмагов - 0,80;

- для магазинов обуви  и одежды - 0,75;

- для магазинов по продаже  культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85.

Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

Так же применительно к области формирования и размещения товаров в магазинах заслуживает внимания опыт ряда фирм США, Франции, Германии, Канады.

Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66:34.

Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США.

 

 

 

 

 

Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.

Во Франции ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м кв. насчитывает 3000 позиций, из них 1700 - бакалейные товары, 500 - замороженные и молочные продукты, 130 - овощи и фрукты, 180 - гастрономические продукты, 100 - мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров.

Информация о работе Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях