Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………4
Раздел 1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях……………7
Раздел 2 Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли…………………………………………………11
2.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………………………………………………...11
2.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия……………………………………………………………...24
2.3Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия
Раздел 3 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"……………………………………………………………………..39
3.1 Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"………….39
3.2 Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"……………………………………………………48
3.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"……………..52
Заключение…………………………………………………………………………..57
Список используемой литературы…………………………………………………60

Файлы: 1 файл

Формирование товарного ассортимента в розничной торговле.docx

— 67.94 Кб (Скачать файл)

Такой принцип формирования ассортимента позволяет фирме создавать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению импульсивных покупок.

На основе анализа показателей ассортимента фирмы "ТТ-обувь" можно сделать следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента обуви, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

 

3.2. Анализ эффективности  использования технологической  планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"

Формы торговых залов ООО "ТТ-обувь" имеют прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом:

- площадь для размещения  торгового оборудования;

- место для движения  покупателей;

- площадь для работы  продавцов.

Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговых залах расположено вдоль стен, по линейной системе расстановки оборудования, которая считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокуюпросматриваемость всего зала.

Чтобы оценить эффективность использования торговой площади, рассчитаем коэффициент установочной и экспозиционной площади торговых залов                       ООО "ТТ-обувь".

 

Таблица 7

Коэффициент установочной и экспозиционной площади торговых залов

ООО "ТТ-обувь"

Наименование магазина

1998

1999

2000

к. уст.

к. эксп.

к. уст.

к. эксп.

к. уст.

к. эксп.

 

 

 

 

1. "ТТ-обувь-1"

0,43

0,39

0,43

0,39

0,38

0,50

2. "ТТ-обувь-2"

---

---

0,27

0,62

0,27

0,62

3. "ТТ-обувь-3"

---

---

---

---

0,34

0,58

 

 

 

По данным таблицы 7 можно сделать следующий вывод: торговая площадь в        ООО "ТТ-обувь-1" в 2000 году стала использоваться эффективнее на 0,5% за счет того, что в 1999 году был произведен ремонт торгового зала, площадь складских помещений составляет - 50 кв.м, торговая площадь 52 кв.м. следовательно, 39% торговой площади занято торговым оборудованием, а 66% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, для размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения  товаров.

 

Коэффициент экспозиционной площади равен в 2000 году 0,50, на основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно т.к. этот коэффициент в магазинах обуви с площадью 50 кв.м равен 0,52.

Торговая площадь ООО "ТТ-обувь-2", по данным таблицы, используется так же эффективно, т.к. коэффициент установочной площади равен 0,27 и близок к оптимальному значению 0,3, коэффициент экспозиционной площади 0,62, т.е. торговая площадь Дома обуви составляет 62% общей площади, а неторговая - 38%.

Отношение торговой площади к общей ООО "ТТ-обувь-3" составляет 0,58, а это значит 58% торговой площади, а неторговой - 42%.

Следовательно площадь здания салона используется эффективно, т.к. значительная ее часть предназначена для обслуживания покупателей. Коэффициент установочной площади равен 0,34, близок к оптимальному 0,3 - 0,32.

Из всего этого можно сделать вывод, что торгово-технологическое оборудование, используемое в ООО "ТТ-обувь" соответствует экономическим, эстетическим и техническим требованиям.

 

 

 

 

 

3.3. Оценка и  пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"

Проблема управления ассортиментом является одной из пограничных областей в сфере менеджмента и маркетинга.

Как известно, одно из принципиальных положений науки об управлении - управлять можно только тем, что измеримо. Значит, оценивая показатели ассортимента, ими можно эффективно управлять.

Ассортимент фирмы "ТТ-обувь" на сегодняшний день состоит из следующих товарных групп:

- обувь;

- средства по уходу  за обувью;

- аксессуары;

- белье;

- кожгалантерея.

Проценты прибыли, приходящийся на каждую товарную группу мы отразили в таблице 8:

 

Таблица 8

Процент прибыли, приходящийся на каждую товарную группу, %

Наименование секции

1998

1999

2000

отклонение 2000 к 1999

 

 

 

1.Обувь

98

86

84

2

2.Средства по уходу  за обувью

2

5

7

2

3.Аксессуары

-

2

1

-1

4.Белье

-

5,5

6

0,5

 

 

 

 

5.Кожгалантерея

-

1,5

2

0,5

 

По данным таблицы 8 можно сделать вывод, что в 2000г на обувную товарную группу приходится 84% всей прибыли, это на 2 больше, чем в 1999г, на все остальные товарные группы присутствующие в ООО "ТТ-обувь" приходится 16 %.

Увеличение ассортимента обуви произошло за счет открытия 3-го салона обуви. Снижение доли прибыли аксессуаров, кожгалантереи, белья произошло за счет отказа от торговли ими. Спрос на данные товары небольшой за счет высоких цен, товарооборот этой товарной группы низок, следовательно, это может привести в дальнейшем, к убыткам.

В следствие этого, фирма уделила внимание расширению ассортимента обуви и средств по уходу за обувью. Цены данных ассортиментных групп ориентированы на средний сегмент рынка, а следовательно присутствует сбалансированность предложения и спроса.

Для оценки ассортиментных видов обуви также ориентировались на прибыль приносящую каждой группой обуви:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

Процент прибыли приходящийся на каждый вид обуви, %

Виды обуви

1998

1999

2000

Отклонение

2000 к 1999

Мужская

51

48

48

0

Женская

46

47

46

-1

Детская

3

5

6

1

 

Из таблицы 9 видно, что мужская и женская обувь имеют практически одинаковый процент прибыли: 46% - женская и 48% - мужская. Это вызвано тем, что количество пар мужской и женской обуви продаются практически в одинаковом количестве, но пара мужской обуви дороже пары женской. Процент прибыли приходящийся на долю детской обуви составляет всего 5% из всего объема прибыли. Это является следствием того, что детская обувь имеет низкий уровень широты и глубины ассортимента, а так же пара детской обуви в 2,8 раз дешевле, чем пара мужской и женской обуви.

Итак, можно сказать, что принципы формирования ассортимента товаров в магазине позволяют фирме создавать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

На основе анализа показателей ассортимента фирмы "ТТ-обувь" можно сделать следующие выводы:

- ассортимент товаров  обладает достаточно высокой  обновляемостью;

-  удовлетворяющий спрос  широтой и глубиной ассортимента  обуви;

- показатели свидетельствуют  о высокой устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

Постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся.

 

Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

 

Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

Особенности формирования ассортимента для розничного торгового предприятия мы рассмотрели на примере деятельности ООО «ТТ-обувь».

На основе анализа показателей  ассортимента фирмы "ТТ-обувь" сделаны следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента обуви, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей свидетельствует о правильном формировании ассортимента товаров в магазине. В магазинах фирмы "ТТ-обувь" ассортимент женской и мужской обувных групп обладает достаточной его широтой и глубиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.   Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М, "Финансы и статистика", 1998.

2.   Алексеев Н.С. Теоретические  основы товароведения непродовольственных  товаров. М, Прогресс, 1990.

3.   Бланк И.А. Торговый  менеджмент. - К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997.

4.   Весин В.Р. Основы менеджмента. Учебник. - М: Триада.Лтд, 1996.

5.   Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - М: Гардарики, 1999..

6.   Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 1998.

7.   Шапов С.Ю. Товароведение обувных товаров. М: СОФИТ,1990.

8.   Котлер Ф. Основы маркетинга. М: Прогресс,1998.

9.   Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: перевод с франц. - СПб: Наука, 1998.

10.   Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг. 2000,- № 5.

11.   МесконМ.Х.,Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М: "Дело", 1997.

12.   Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под.ред. проф. В.М. Власовой М: "Финансы и статистика", 1999.

13.   Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000,- №10.

14.   Рацкий К.А. Экономика предприятия: М: Информационно – внедренческий центр " Маркетинг ", 2000.

15.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн: ИП " Экоперспектива ", 1997.

16.   Теория потребительского поведения и спроса./ Под ред. В.М. Гальперина СПб, 1998.

17.   Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В.Басконова М: ИНФРА - М, 1997.

Информация о работе Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях