Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Файлы: 1 файл

Экономика малого бизнеса ШП2.docx

— 164.86 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие  малого предприятия, классификация.

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

   Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам.

Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

    • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
    • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
    • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:

    • тип собственности (частные или государственные);
    • характер и содержание деятельности;
    • ассортимент выпускаемой продукции;
    • способы и методы ведения конкурентной борьбы;
    • способ вхождения в различные союзы и объединения;
    • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

 

 

 

2.Субъекты малого бизнеса в  Республике Беларусь

Субъектами предпринимательства в Республике Беларусь являются:

– физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом

законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

– группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

Все многообразие предпринимательской деятельности может

быть классифицировано по различным признакам:

по виду деятельности, по формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.

В Республике Беларусь допускаются следующие формы

предпринимательской деятельности:

– частное предпринимательство, осуществляемое субъектами

предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

– коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

3.Сравнительные преимущества малых  форм хозяйствования.

   В целом МП обладают определенными преимуществами и недостатками по сравнению с крупными компаниями. Среди конкурентных преимуществ МП необходимо выделить следующие:

-большая динамичность, оперативность в принятии решений, возможность быстрого перелива капитала из-за небольших безвозвратных потерь;

-низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;

-короткий технологический цикл, сокращенные запасы в незавершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств. Например, у мелкой фирмы оборот капитала в 2 – 2,5 раза выше, чем у концерна; это повышает уровень доходов, которые получает предприниматель, позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровень экономического риска;

-более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;

- устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;

-быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;

-высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции.

 

 

 

4.Малые  предприятия в экономике развитых  стран

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Американские экономисты утверждают, что костяком американской экономики являются крупные корпорации, а ее "мускулами" - малые компании, приводящие большой бизнес в движение.

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в.48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку.

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

 

 

5.Оценка состояния малого бизнеса  в РБ  и перспективы его развития

Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств  иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей

В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше 78 тыс. юридических лиц негосударственной собственности(в том числе около 23 тыс. малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

Президент отметил, что некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать.

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие

К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур.

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

  •   создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;
  •   содействие решению основных проблем малых предприятий;
  • ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий

 

6.Законодательные акты, регулирующие  развитие малого бизнеса в  РБ.

Статья 1. Поддержка малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего предпринимательства – реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 2. Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров Республики Беларусь.

Статья 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.

Статья 4. Субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 5. Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"