Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка
1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.
реализации. Наиболее сложным является процесс подготовки учредительных документов при организации хозяйственных обществ. Так, при организации
общества с ограниченной ответственностью нормативный пакет учреди-
тельных документов включает: Договор о совместной деятельности (Учре-
дительный договор) и Устав общества.
Учредительный договор устанавливает особенности взаимоотноше-
ний между участниками общества с ограниченной ответственностью, а
также обязательства участников перед обществом.
В Уставе определяются особенности и правила, регулирующие дея-
тельность компании, ее взаимоотношения с другими субъектами, права и
обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности. Устав
должен содержать следующие сведения:
· вид общества (правовое положение, юридический адрес, наимено-
вание);
· цели деятельности общества;
· состав участников для общества с ограниченной ответственностью
и общества с дополнительной ответственностью;
· размер уставного фонда общества, сведения о размере долей каж-
дого из участников, о размере, составе и порядке внесения ими вкладов;
· порядок распределения прибыли;
· структуру и компетенцию органов управления и контроля общества;
· права и обязанности участников общества;
· порядок принятия решений, в том числе перечень вопросов, по кото-
рым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов;
· порядок ликвидации и реорганизации общества, в том числе пра-
вила передачи участником своей доли третьему лицу, правила выхода уча-
стника из общества.
Согласно Декрету Президента Республики Беларусь № 1 от
16.01.2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекраще-
нии деятельности) субъектов хозяйствования» (прил. 4), Государственная
регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
35
· Национальным банком (регистрация банков и небанковских кре-
дитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестиция-
ми и в свободных экономических зонах);
· Министерством финансов (регистрация страховых организаций,
страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностран-
ными инвестициями и в свободных экономических зонах);
· Министерством юстиции (регистрация торгово-промышленных
палат);
· администрациями свободных экономических зон (регистрация
коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих
организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предприни-
мателей в свободных экономических зонах);
· облисполкомами и Минским горисполкомом. Облисполкомы
вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регист-
рации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и
распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствую-
щим администрациям районов в городах.
До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации
документов, предусмотренных Положением о государственной регистрации
субъектов хозяйствования, собственник имущества, учредители (участники)
создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:
· согласовать с регистрирующим органом наименование коммерче-
ской, некоммерческой организации;
· определить предполагаемое место размещения коммерческой, не-
коммерческой организации с учетом существующих требований;
· принять решение о создании коммерческой, некоммерческой органи-
зации и подготовить ее устав (учредительный договор – для коммерческой ор-
ганизации, действующей только на основании учредительного договора);
· сформировать уставный фонд – для коммерческих организаций,
открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой ор-
ганизации – при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести
оценку стоимости неденежного вклада – при внесении в уставный фонд
неденежного вклада.
Для государственной регистрации индивидуального предприни-
мателя в регистрирующий орган представляются:
· заявление о государственной регистрации;
· фотография гражданина, обратившегося за государственной реги-
страцией;
· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего
уплату государственной пошлины.
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих
организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными ин-
вестициями, в регистрирующий орган представляются:
· заявление о государственной регистрации;
· устав (учредительный договор – для коммерческой организации,
действующей только на основании учредительного договора) в двух эк-
земплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия
(в формате .doc или .rtf);
· легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения
или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организа-
ции в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка
должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о го-
сударственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык
(подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для учредителей, яв-
ляющихся иностранными организациями;
· копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на бело-
русский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяет-
ся) – для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего
уплату государственной пошлины.
Заявление о государственной регистрации составляется по форме, ус-
тановленной Министерством юстиции. В заявлении подтверждается, что:
· учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего
предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок граждан-
ско-правовых обязательств (обязательства), в том числе не возвращенной в
срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или
имеется согласие всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на
его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или
дочернего предприятия;
· гражданин – собственник имущества (учредитель, участник) ком-
мерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной
регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет не-
погашенной или неснятой судимости за преступления против собственно-
сти и порядка осуществления экономической деятельности;
· не имеется неисполненного судебного решения об обращении
взыскания на имущество в отношении одного из собственников имущества
(учредителей) коммерческой организации, гражданина, регистрирующего-
ся в качестве индивидуального предпринимателя;
· на момент государственной регистрации собственник имущества
(учредитель) коммерческой организации (за исключением реорганизации
такой организации) или гражданин, обратившийся за государственной ре-
гистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является
собственником имущества (учредителем, участником, руководителем)
юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоя-
тельности (банкротства);
· для собственника имущества (учредителя, участника) коммерче-
ской организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве инди-
видуального предпринимателя, законодательством не установлены иные
запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;
· сведения, содержащиеся в представленных для государственной
регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной реги-
страции, достоверны;
· представленные устав (учредительный договор – для коммерче-
ской организации, действующей только на основании учредительного до-
говора) либо изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридиче-
ского лица (учредительный договор), соответствуют определенным зако-
нодательством требованиям для юридического лица данной организацион-
но-правовой формы;
· порядок создания юридического лица либо внесения изменений и
(или) дополнений в устав (учредительный договор – для коммерческой ор-
ганизации, действующей только на основании учредительного договора)
юридического лица соблюден.__
14. Характерные особенности взаимодействия крупных
и малых предприятий
В рыночных условиях существует объективная необходимость интегра-
ции, взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Для этого компании могут
использовать следующие основные договорные формы взаимодействия:
· субподрядные соглашения,
· франчайзинговые соглашения,
· лицензионные соглашения,
· лизинговые соглашения,
· механизм венчурного финансирования.
Субподряд обеспечивает эффективное взаимодействие мелких пред-
приятий-производителей отдельных частей готовых изделий и крупных
компаний, производящих готовые изделия. Франчайзинг предполагает ин-
теграцию ресурсов МП и крупного бизнеса в области маркетинга. Лицен-
зирование позволяет МП получить необходимые технологии производст-
ва от крупных компаний либо реализовать собственные интеллектуаль-
ные активы.
Субподряд представляет собой принципиально новую систему отно-
шений между потребителем и поставщиком. В соответствии с ней крупное
предприятие на контрактной основе передает малому специализированно-
му предприятию обязанности по производству отдельных полуфабрикатов,
запасных частей для продукции, выпускаемой крупной фирмой. Часто
крупное предприятие размещает заказ, на выполнение которого требуется
длительный срок, оно может поставлять малому предприятию сырьевые
ресурсы, оборудование, услуги по подготовке кадров. Таким образом, ус-
танавливаются достаточно устойчивые производственные связи.
Венчурное финансирование можно трактовать двояко. В широком
смысле оно означает все вложения в рискованные с точки зрения финансо-
вых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий. В
узком смысле оно означает долгосрочные и среднесрочные инвестиции в
виде кредитов или приобретения акций, осуществляемых венчурным фон-
дом в целях создания МП при реализации наукоемких проектов.
Лицензирование представляет собой форму организации отношений
между крупной компанией и МП, предполагающую передачу лицензиаром
права лицензиату на использование технологии производства, патента,
ноу-хау в обмен на периодические и/или единовременные платежи. При
этом, как правило, лицензирование применяется в случаях, когда лицензи-
ар – крупное предприятие и, соответственно, лицензиат – малое предпри-
ятие. Это связано с тем, что масштабы бизнеса и величина располагаемых
ресурсов не позволяют МП сразу приобрести необходимый нематериаль-
ный актив; одновременно крупная компания в результате установления
долгосрочных контрактных отношений получает возможность контроли-