Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и бизнес-культура.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по дисциплине

 «Предпринимательство и бизнес-культура».

 

  1. Этические аспекты бизнеса.

Бизнес этика контролирует этическое поведение членов компании и других партнеров. С помощью бизнес этики достигаются две важные цели компании: соблюдение устава и правил компании ее членами и партнерами, осуществление контроля над ними.

В полном смысле слова, бизнес этика - свод правил и законов бизнеса, основывающихся на общепринятых ценностях.  
Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др. С точки зрения коммерции, это соответствует качеству товара, удовлетворению покупателей, соблюдению правил в рекламе продукта, здоровью и безопасности.

Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов - запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Основа бизнес этики - моральные нормы, основывающиеся на языке, культуре и традиции страны и народа. У бизнес этики есть и социальная основа, которая является сводом этических норм и понятий.

Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:

Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса: создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом; модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; морали; содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли). Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:  
- покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);  
- работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);  
- владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);  
- поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);  
- конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности); 
- местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни).  
Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

Макроуровень в масштабе отрасли или национальной экономики. Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда.

Микроуровень в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов. Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т. д. Их нарушение влечет различные потери /рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др. На данном уровне решаются и постоянно возникающие, особенно в сфере управления людьми частные этические проблемы.

Проблема бизнес этики в настоящее время становится все более актуальной. Для создания нормальных торговых и экономических отношений между странами необходимо учитывать этические аспекты бизнеса.

Уважение и доверие членов компании друг к другу основано на социальной ответственности, прозрачности и хорошем менеджменте. То есть, программа по бизнес этике определяет ответственность предприятия или компании.

  1. Функции предпринимательства.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции.

Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяиств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь это трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства.

  1. Субъекты предпринимательской деятельности.

Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица(индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие инекоммерческие организации).

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Индивидуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде.

Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, деятельность которых основана на получении прибыли и распределении полученной прибыли между участниками. А организации, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли, являются некоммерческими.

К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь хозяйственные товарищества подразделяются на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества подразделяются на акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью. Государственные и муниципальные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (унитарные и казенные).

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды.

  1. Цели субъекта предпринимательской деятельности.

Главная цель предпринимательской деятельности, которая обусловлена самой сущностью предпринимательства, заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов (региона, страны). Однако это не единственная цель предпринимательства и помимо нее существует целая система различных целей (в том числе и частных, но не менее важных).

Главная цель предпринимателя – максимизация его возможностей удовлетворять комплекс социально-экономических потребностей предпринимателя в условиях неопределенности, она конкретизируется под влиянием внешней среде, исходя из.

В качестве целей могут быть:

-  накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;

-  улучшение социальных условий сотрудников ПЕ

-  оптимизация спроса покупателей на продукцию ПЕ

-  оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.

  1. Сущность и содержание предпринимательства.

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела (об этом будет рассказано особо), должен произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

Для развития предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

  1. Стратегия и тактика субъектов предпринимательской деятельности.

Для разработки и применения стратегии и тактики предприятия необходима соответствующая организационная структура, обеспечивающая эффективное планирование.

Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование — это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действии хозяйствующего субъекта.

В условиях рыночных отношений основным регулятором действий субъектов предпринимательства являются цены на товары и услуги. Предприниматели, как хозяйствующие собственники, вынуждены подчиняться экономическим законам стоимости, спроса и предложения, рыночного ценообразования, в связи с тем, что эти законы действуют объективно, независимо от воли и сознания людей.

С другой стороны, предприниматели не только подчиняются законам рынка, но и стремятся к самостоятельному принятию решения, их поведение в принятии решений является целенаправленным и осознанным. Иначе говоря, предприниматели планируют деятельность предприятия.

Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование.

Стратегическое планирование — это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов управления в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Тактическое планирование — это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических

целей.

Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей.

  1. Государственное регулирование деятельности предприятий.

Государство оказывает наиболее значительное влияние на формирование экономической безопасности предприятия. Используя прямые и косвенные рычаги вмешательства, оно создает и регулирует экономические условия деятельности предприятий. Эти условия предназначены для защиты экономических интересов государства и его национальной экономики.

Государственное регулирование деятельности предприятий носит характер прямого и косвенного воздействия. Косвенное регулирование управления деятельностью промышленных предприятий формирует систему мотивации, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и выступает в таких формах, как налоговая система, ценовая и финансово-кредитная политика, государственный заказ. Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий независимо от формы собственности на средства производства осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"