Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка
Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Предпринимательство и бизнес-культура».
Бизнес этика контролирует этическое поведение членов компании и других партнеров. С помощью бизнес этики достигаются две важные цели компании: соблюдение устава и правил компании ее членами и партнерами, осуществление контроля над ними.
В полном смысле слова, бизнес
этика - свод правил и законов бизнеса,
основывающихся на общепринятых ценностях.
Понятие ценностей подразумевает те из
них, которым общество или каждый индивид оказывает
свое предпочтение. Общественные ценности
включают в себя такие качества, как совесть,
правильность, уважение, справедливость
и др. С точки зрения коммерции, это соответствует
качеству товара, удовлетворению покупателей,
соблюдению правил в рекламе продукта,
здоровью и безопасности.
Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов - запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.
Основа бизнес этики - моральные нормы, основывающиеся на языке, культуре и традиции страны и народа. У бизнес этики есть и социальная основа, которая является сводом этических норм и понятий.
Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:
Мировой уровень (гипернормы).
Эти нормы основаны на общечеловеческих
ценностях. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности
бизнеса: создание общественных благ,
рабочих мест, повышение уровня жизни
клиентов, служащих и акционеров, а также
населения в целом; модернизации технологий,
методов производства, маркетинга и коммуникаций;
повышению доверия к бизнесу; уважению
правовых норм и обеспечению равных возможностей
в конкуренции; морали; содействию свободе
многосторонней торговли; уважительному
отношению к окружающей среде; отказу
от противозаконных действий (взяточничества,
отмывания денег, продажи оружия террористам,
наркоторговли). Особо выделяются моральные
обязательства компаний и предпринимателей
по отношению к следующим категориям лиц:
- покупателям (высокое качество товаров
и услуг, честность в рекламе, уважение
человеческого достоинства);
- работникам (достойная оплата и условия
труда, охрана здоровья и трудоспособности,
равные права и возможности трудоустройства);
- владельцам и инвесторам (гарантирование
справедливой прибыли на вложенный капитал,
свободный доступ к информации, ограниченный
лишь рамками закона и условиями конкуренции);
- поставщикам (справедливые и честные
отношения с ними, включая ценообразование,
лицензирование, отсутствие принуждения
и излишних судебных разбирательств, обмен
информацией и привлечение к участию в
процессе планирования, своевременная
оплата поставок и др.);
- конкурентам (взаимное уважение, развитие
открытых рынков товаров и капиталов,
отказ от использования сомнительных
средств достижения конкурентных преимуществ,
уважение прав собственности);
- местному населению (соблюдение прав
человека, уважение культурной целостности,
спонсорские акции, участие компаний в
гражданской жизни).
Гипернормы являются главенствующими
по отношению к национальным и корпоративным
этическим кодексам и правилам.
Макроуровень в масштабе отрасли или национальной экономики. Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда.
Микроуровень в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов. Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т. д. Их нарушение влечет различные потери /рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др. На данном уровне решаются и постоянно возникающие, особенно в сфере управления людьми частные этические проблемы.
Проблема бизнес этики в настоящее время становится все более актуальной. Для создания нормальных торговых и экономических отношений между странами необходимо учитывать этические аспекты бизнеса.
Уважение и доверие членов компании друг к другу основано на социальной ответственности, прозрачности и хорошем менеджменте. То есть, программа по бизнес этике определяет ответственность предприятия или компании.
В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции.
Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяиств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.
Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь это трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.
Творческо-поисковая, инновацио
В процессе становления рыночной
экономики предпринимательство приобретает социальную функцию
Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства.
Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица(индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие инекоммерческие организации).
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предприниматель
Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде.
Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими являются организации, деятельность которых основана на получении прибыли и распределении полученной прибыли между участниками. А организации, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли, являются некоммерческими.
К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь хозяйственные товарищества подразделяются на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества подразделяются на акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью. Государственные и муниципальные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (унитарные и казенные).
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды.
Главная цель предпринимательской деятельности, которая обусловлена самой сущностью предпринимательства, заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов (региона, страны). Однако это не единственная цель предпринимательства и помимо нее существует целая система различных целей (в том числе и частных, но не менее важных).
Главная цель предпринимателя – максимизация его возможностей удовлетворять комплекс социально-экономических потребностей предпринимателя в условиях неопределенности, она конкретизируется под влиянием внешней среде, исходя из.
В качестве целей могут быть:
- накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
- улучшение социальных условий сотрудников ПЕ
- оптимизация спроса покупателей на продукцию ПЕ
- оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.
Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела (об этом будет рассказано особо), должен произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.
Для развития предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.
Для разработки и применения стратегии и тактики предприятия необходима соответствующая организационная структура, обеспечивающая эффективное планирование.
Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование — это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действии хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночных отношений основным регулятором действий субъектов предпринимательства являются цены на товары и услуги. Предприниматели, как хозяйствующие собственники, вынуждены подчиняться экономическим законам стоимости, спроса и предложения, рыночного ценообразования, в связи с тем, что эти законы действуют объективно, независимо от воли и сознания людей.
С другой стороны, предприниматели не только подчиняются законам рынка, но и стремятся к самостоятельному принятию решения, их поведение в принятии решений является целенаправленным и осознанным. Иначе говоря, предприниматели планируют деятельность предприятия.
Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование.
Стратегическое планирование — это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов управления в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
Тактическое планирование — это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических
целей.
Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей.
Государство оказывает наиболее значительное влияние на формирование экономической безопасности предприятия. Используя прямые и косвенные рычаги вмешательства, оно создает и регулирует экономические условия деятельности предприятий. Эти условия предназначены для защиты экономических интересов государства и его национальной экономики.
Государственное регулирование деятельности предприятий носит характер прямого и косвенного воздействия. Косвенное регулирование управления деятельностью промышленных предприятий формирует систему мотивации, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и выступает в таких формах, как налоговая система, ценовая и финансово-кредитная политика, государственный заказ. Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий независимо от формы собственности на средства производства осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.