Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка
Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.
Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним.
Различают факторы внутренней и внешней предпринимательской среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнано. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.
Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причем не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, и выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.
Поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней окружающей среды, оказывающей влияние на состояние внутренней среды, наблюдение и анализ за состоянием предпринимательской среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.
Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости продукции.
За основу классификации
методов учета затрат и
Существует множество методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Но всю их совокупность можно классифицировать по двум основным направлениям: по оперативности контроля за затратами и по объектам учета затрат.
По оперативности контроля методы можно подразделить на методы учета затрат в процессе производства продукции и методы учета прошлых затрат.
По объектам
учета затрат обычно выделяют
методы учета при массовом
и серийном производстве и
при индивидуальном и мелкосери
Нормативный метод
учета затрат на производство
и калькулирования
Вторая группа
методов учета затрат и
Попроцессный (простой)
метод учета затрат на
Простой метод
преимущественно применяется
Попередельный
метод учета затрат на
Переделом называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или же получением законченного готового продукта. Объектом учета производственных затрат в таких производствах является каждый самостоятельный передел.
Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется преимущественно в индивидуальных и мелкосерийных производствах. Объектом учета и калькулирования при данном методе является отдельный производственный заказ.
Инвентарно-индексный
метод учета затрат и
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ
НА ПРОИЗВОДСТВО — группировка затрат
предприятия на производство и реализацию
продукции. По различным признакам затраты
подразделяются на основные и накладные,
прямые и косвенные, условно-постоянные
и переменные.
В планировании и учете
себестоимости продукции основную роль
играет группировка расходов по экономическим
элементам и по калькуляционным статьям.
По элементам группируются все однородные
по экономическому содержанию затраты
вне зависимости от места, где они произведены
(цех, заводоуправление, складское хозяйство
и т. д.), независимо от объекта затрат (изготовление
продукции в основном производстве или
затраты во вспомогательных и обслуживающих
производствах).
В планировании и учете
по этому признаку выделяются восемь групп
(элементов) затрат: сырье и основные материалы,
вспомогательные материалы, топливо со
стороны, электроэнергия со стороны, амортизация
основных фондов, заработная плата, основная
и дополнительная, отчисления на социальное
страхование, прочие расходы.
Эта группировка используется
для разработки сметы затрат на производство,
отражающей общую сумму затрат. Она дает
возможность определить структуру себестоимости
по элементам, разграничить материальные
затраты на производство и затраты по
оплате труда, охарактеризовать их соотношение
в себестоимости продукции, определить
объем чистой продукции (вновь созданную
стоимость) предприятия.
Группировка затрат
по экономическим элементам позволяет
увязать план по себестоимости продукции
с другими разделами техпромфин-плана
(по материально-техническому снабжению,
труду и заработной плате и т. д.), определить
потребность в оборотных средствах. Для
определения себестоимости конкретных
изделий, видов продукции (калькуляции
ее) затраты группируются по калькуляционным
статьям, с учетом места затрат (например,
общезаводские расходы на содержание
аппарата за водоуправления), их целевого
назначения (расходы по содержанию и эксплуатации
оборудования). Большинство калькуляционных
статей являются по своему экономическому
составу комплексными и включают как различные
элементы материальных затрат (сырье,
материалы, амортизацию и др.), так и расходы
по оплате труда.
Типовой перечень, принятый
в планировании, предусматривает следующие
статьи калькуляции: сырье и материалы,
возвратные отходы, топливо и энергия
на технологические цели, основная заработная
плата производственных рабочих, дополнительная
заработная плата производственных рабочих,
отчисления на социальное страхование,
расходы на подготовку и освоение производства,
расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования, цеховые расходы, общезаводские
расходы, потери от брака, прочие производственные
расходы, внепроизводственные расходы.
Себестоимость – это обобщенный показатель, который отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и характеризует эффективность его работы. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.
Все затраты по производству
продукции классифицируются по экономическим
элементам и статьям калькуляции. Классификация
затрат по экономическим элементам является
единой и обязательной для всех предприятий
и состоит из следующих элементов:
-материальные затраты (сырье и материалы,
покупные полуфабрикаты и комплектующие,
покупные материалы, работы и услуги производственного
характера, расходы по использованию природного
сырья, топливо на технологические цели,
энергия, потери (без учета стоимости возвратных
отходов));
-расходы на оплату труда (все расходы
предприятия по оплате труда независимо
от источников финансирования этих выплат,
а также стимулирующие и компенсационные
надбавки и доплаты);
-отчисления на социальные мероприятия
(отчисления на обязательное государственное
социальное страхование, пенсионное страхование
и фонд занятости);
-амортизация ОФ (суммы амортизационных
отчислений на полное восстановление
производственных фондов);
-прочие затраты (затраты на управление
и др.).
В зависимости от полноты охвата
затрат производства (по этапам формирования
затрат) различают несколько видов себестоимости:
-технологическая себестоимость – расходы
по ведению технологического процесса
изготовления продукции;
-производственная себестоимость – расходы
предприятия на производство данного
вида продукции;
- полная себестоимость продукции – все
расходы предприятия по производству
и реализации продукции.
В зависимости от объекта калькуляции
различают:
-себестоимость валовой продукции – расходы
текущего периода на ее производство;
-себестоимость реализованной продукции
– расходы на производство и сбыт продукции
в течение всего цикла (например, года).
Плановая себестоимость включает только те затраты, которые при данном уровне техники, технологии, организации производства общественно необходимы для предприятия. Нормативная себестоимость формируется на базе действующих норм материальных и трудовых затрат, а также затрат по обслуживанию и управлению производством. Сметная себестоимость характеризует возможный уровень затрат на продукцию, которая впервые выпускается на предприятии. Фактическая (отчетная) себестоимость отражает совокупность всех затрат предприятия, которые были фактически израсходованы при производстве и реализации продукции.
Каждый из названных видов себестоимости
используется для различных целей анализа:
- технологическая себестоимость – для
оценки затратных характеристик технологического
процесса;
- производственная себестоимость – для
оценки затратных характеристик производственного
процесса, включающего кроме технологических
операций операции по управлению и обслуживанию
производственного процесса;
- полная себестоимость – является основой
оценки комплекса производственных и
непроизводственных операций, базой для
расчета цены продукции методом издержек.
В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяют всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовое состояние и финансовые результаты хозяйственной деятельности конкретной организации. На основе анализа финансовой информации предприниматели и другие заинтересованные лица могут оценивать экономические перспективы и финансовые риски, принимать оптимальные управленческие решения. Эффективность принятия управленческих решений определяется качеством аналитических исследований финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта.
Финансово-экономическое состояние является важнейшим критерием деловой активности и надежности организации, определяющим ее конкурентоспособность и эффективность реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности.
Под финансовым состоянием организации понимается ее способность финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения и эффективностью их использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это один из главных элементов менеджмента любой организации. Он служит средством для выявления резервов, обоснования бизнес-планов, а также контроля за их выполнением с ориентированием на конечную цель бизнеса – получение прибыли. Данные анализа необходимы различным внешним и внутренним пользователям для выработки рациональных управленческих решений.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации включает два раздела (рис. 16.1):
– финансовый анализ;
– производственный (управленческий).
Рис. 16.1. Схема анализа хозяйственной деятельности организации