Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка
Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.
Не менее важный момент – внушение, когда сообщения принимаются без каких-либо доказательств, на веру. Сообщения внушающего характера будут приняты, если у руководителя имеется авторитет, он популярен, его уважают. Внушением целесообразно пользоваться в стрессовых ситуациях, при жестком лимите времени. Он имеет успех в общении с эмоциональными людьми, склонными к подчинению, и неэффективен в общении с интеллектуальной элитой, людьми с выраженными способностями к лидерству.
Руководитель может выступать и как образец для подражания. Подчиненные почти всегда перенимают его стиль работы и даже манеру поведения. Отсюда важен постоянный контроль за своим поведением и внешним видом, преодоление недостатков, развитие и закрепление положительных качеств.
Метод принуждения основан на использовании руководителем своей власти и выражается в приказах, распоряжениях. В менеджменте данный метод эффективен при нарушениях трудовой дисциплины, невыполнении заданий и т. д. Но неоправданно жесткий административный стиль управления может вызвать конфликт в коллективе, безразличное отношение к работе, привести к текучести кадров.
Под предпринимательской этикой принято понимать свод неких моральных критериев, нравственных норм в поведении предпринимателя; требований, предъявляемых культурным сообществом к стилю его работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Предпринимательская культура имеет этнический оттенок (вспомним, например, русское «честное купеческое слово»), а также собственное ядро – предпринимательские ценности, связанные со стремлением к прибыли, готовностью к риску, инновационностью, самостоятельностью и ответственностью, основанной на справедливости.
Особо следует отметить, что предпринимательская культура должна базироваться на таком важном принципе, как справедливость. Она должна содействовать поддержанию жизни тех, кто не может производить материальные ценности, и тех, кто не обязан их производить по роду своей деятельности, важной для общества и государства в не меньшей степени, чем работа, направленная на производство материальных благ.
Психология бизнеса — сфера науки, занимающейся психологическими проблемами и специфическими особенностями управления. Объектами изучения здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе. Основные психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой деятельности; психологический анализ построения и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов, автоматизированных систем управления; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, взаимодействия и взаимоотношений в них людей, факторов формирования благоприятного морально-психологического климата; исследование психологии руководства и лидерства, личности и деятельности руководителя, отношений между руководителем и подчиненными, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, вопросов подготовки кадров руководителей, психологических аспектов управления персоналом, факторов, влияющих на процессы принятия и реализации управленческих решений.
Служебный этикет - это совокупность
целесообразных правил поведения людей
в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены
важнейшими принципами общечеловеческой
морали и нравственности.
Не секрет, что на работе каждый человек
является объектом внимания коллег, клиентов,
которые обращают внимание на ее приветствие,
умение спрашивать, слушать, проявлять
уважение к другим и т.п..
"В любом мелком, даже незначительном,
неприметном поступке уже оказывается
наш характер: дурак и входит, и выходит,
и садится, и встает с места, и молчит, и
движется иначе, чем умный человек,"
- писал Ж. де Лабрюйер
Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей, и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на "Вы", ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными.
На светских раундах,
по правилам этикета, разговаривают о
приятных и интересных вещах, не обсуждают
личную жизнь, внешность присутствующих,
деловые проблемы, пытаются улыбаться.
Этикет - это язык символов.
Человек должен использовать его с целью
лучше взаимодействовать с другими (коллегами,
партнерами).
Правила и требования
служебного этикета должны способствовать
созданию здорового морально-
психического климата и подъему настроения,
повышению производительности труда.
Ученые советуют:
руководителю:
• стараться делать замечания подчиненным с глазу на глаз;
• научиться поощрять подчиненных;
• признавать свои ошибки;
• уметь наказывать;
• не спорить по пустякам;
• быть доброжелательным, деликатным;
всем сотрудникам:
- обладать общей
культурой;
- Порядочно относиться к другим;
- Уважать человеческое достоинство коллег;
- Не лицемерить, не лгать;
- Быть вежливыми;
- Свои проблемы, неприятности оставлять
за пределами учреждения;
- Быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.
Служебный этикет предполагает
и правила поведения с клиентами и партнерами
по бизнесу.
Этикет служебных взаимоотношений обязывает:
• быть вежливым ко всем
клиентам (мнение каждого клиента влияет
на имидж фирмы, учреждения);
• встречи начинать вовремя;
• на все звонки и письма клиентов своевременно
давать ответы;
• принятые решения выполнять в указанные
сроки;
• работников быть в хорошем и опрятном
одежде.
Все это будет способствовать
надежным и долговременным отношениям
с клиентами, росту прибылей фирмы.
Служебный этикет предполагает отношения
с иностранцами. Для делового общения
с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции
страны, представителем которой является
ваш партнер, а также принятые там правила
этикета.
Но следует помнить, что одним из важнейших принципов является поддержка честных и уважительных отношений с партнером.
Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде нужно учитывать цвет, линию, фактуру и стиль.
Одежда предопределена также положением, стилем, вкусами и материальным состоянием человека. Основное правило - одежда не должна быть грязной, неряшливой или рваной. Это свидетельствует о небрежности его владельца, неуважении к людям и в первую очередь к самому себе.
Одежда должна быть удобной и не противоречить общепринятым требованиям приличия. Значительным фактором влияния на одежду является мода. В большей или меньшей мере придерживаться ее - решает сам человек.
Одежда мужчины влияет на его успех в деловых кругах, способствует созданию соответствующего имиджа. Костюм бизнесмена должен быть достаточно консервативным, любого неяркого цвета, одноцветный. Жилет и пиджак должны закрывать верхнюю часть брюк, рукава пальто должны закрывать рукава пиджака. Галстук - это главный показатель вкуса и статуса мужчины, потому необходимо чтобы он в завязанном состоянии достигал пряжки пояса, а ширина должна отвечать ширине лацканов пиджака. Штаны должны спереди едва спускаться на ботинки, а сзади доходить до каблука. Носки должны подбираться к костюму, но их цвет должен быть немножко более темным, желательно черный, но ни в каком случае не белый. Цвет обуви должен быть идентичный цвету ремня и ремешка на часах. В официальной обстановке (когда входят в кабинет, выступают, сидят в президиуме) пиджак должен быть застегнут. Расстегнуть его можно, сидя на стуле (например за столом).
Женщины пользуются большей волей в выборе одежды, его фасона, цвета и ткани. В женской одежде более, чем в мужской, отображается ее индивидуальный стиль и личный характер. Важно выбрать соответствующий обстановке костюм. Красивый костюм с юбкой подчеркивает авторитет женщины. Юбка должна быть темного цвета, а костюм более светлого. Не принято ходить в роскошных платьях. Прическа, макияж и украшения должны дополнять деловой костюм. Макияж не должен быть вызывающим и слишком заметным, украшений должно быть как можно меньше, но они должны быть дорогие и гармонировать с самим костюмом. духи должны чувствоваться только на близком расстоянии.
Организация рабочих
мест в служебных помещениях бывает двух
видов:
* зальная;
• кабинетная.
Зальная структура допускает размещение практически неограниченного
числа рабочих мест в одном зале. Между
столами или группами столов ставят легкие
перегородки; обычно они не доходят до
потолка и лишь визуально создают некоторую
иллюзию изолированности; сотрудникам
приходится работать в условиях "речевого
коктейля".
Еще один способ организации труда в служебном
помещении: несколько столов ставятся
вместе - четыре или шесть.
Поверхность каждого стола является индивидуальным
сектором работы, однако специфическая
расстановка столов - впритык друг к другу,
- во-первых, позволяет экономить место
и, во-вторых, дает возможность менеджеру
видеть, чем занимаются подчинен¬ные,
а также, консультируя одного из них, давать
одновременно пояснения и другим; сотрудникам,
сидящим за такой группой столов, легче
обсуждать возникающие вопросы, принимать
совместные решения. Иногда в помещении
с большой площадью (зале) столы ставятся
такими группами. Каждая группа сотрудников
занимается сходными или близкими по содержанию
проблемами.
Кабинетная система может быть представлена
помещениями двух видов.
Первый - в помещении, состоящем из одной
комнаты, размещаются столы сотрудников,
однако, поскольку площадь комнаты не
превышает 25-40 кв. метров, там ставится
не более 5-8 столов. В таких условиях каждому
из сотрудников удобно работать с посетителями.
Однако, чтобы проконтролировать работу
подчиненных, менеджеру надо пройти по
ряду таких комнат, выясняя, чем заняты
его подчиненные. Это приводит к психологичес-кому
дискомфорту как для менеджера, так и для
подчиненных, чьи рабочие места размещены
по кабинетной системе.
Второй вид кабинетной системы - помещение
для одного лица - менеджера.
Стандартный кабинет менеджера предполагает
наличие трех зон - рабочей, совещательной
и зоны неформального общения.
В рабочей зоне находится стол менеджера;
рабочий стол может быть дополнен различными
техническими средствами - компьютером,
факсом и т.п. В совещательной зоне находится
достаточно большой стол, так как часто
совещания проводятся прямо в кабинете
менеджера, а не в отдельной совещательной
комнате. На столе обычно лежит стопка
листов бумаги - для участников совещания,
лежат ручки или карандаши - чтобы можно
было сделать запись. Зона неформального
общения - это несколько кресел, журнальный
столик с пепельницей (если менеджер позволяет
курить в своем кабинете), иногда здесь
же - бар. Мебель и площадь зоны неформального
общения зависят от должностного уровня
менеджера, масштаба его деятельности
и деятельности организации.
В современном деловом мире принято стены
служебных помещений разного назначения
красить или оклеивать обоями светлых
нейтральных тонов - светло-серым, бежевым
и т.п.
Пол в служебном помещении все чаще стали
делать из плитки, - во всяком случае, в
коридорах, холлах плитка преобладает.
Паркет - дорогостоящее покрытие, поэтому
паркетный пол - для отдельных кабинетов
менеджеров, для парадных служебных помещений,
в остальных случаях - стандартное напольное
покрытие с меньшим или большим ворсом
или, что уже встречается значительно
реже, - линолеум.
Вполне уместны украшения в служебных
помещениях, однако их допустимый перечень
весьма ограничен - это эстампы, картины,
гравюры, однако содержание вышеперечисленных
предметов изобразительного искусства
не должно носить агрессивный или провоцирующий
уныние характер. Чаще всего это пейзажи,
натюрморты, излучающие спокойствие, уравновешенность.
Украшением стен служебного помещения
и одновременно официальным "аксессуаром"
имиджа организации может служить лицензия,
диплом или другой документ, свидетельствующий
о высоком уровне исполнения служебных
обязанностей или о реализации направлений
деятельности.
Прекрасным украшением служебных помещений
всех типов могут быть цветы. Принято также
использовать как украшение небольшие
скульптуры - такие предметы обычно присутствуют
в кабинетах менеджеров достаточно высокого
уровня.
Следует также отметить, что неуместно
украшать служебное помещение или отдельное
рабочее место различными картинками
или открытками, присланными "любимой
подругой" (другом) и наклеенными на
стену.
Недопустимы на рабочем месте предметы
личного характера - фотографии членов
семьи (хотя бы и в рамках), всякие умилительные
фигурки и тому подобные мелкие вещи.
В настоящее время в мировой практике
принято оборудовать рабочие помещения
организации стандартной мебелью, выпускаемой
сериями, комплектами - на разные вкусы,
большей или меньшей стоимости. Частные
компании иногда используют для служебных
кабинетов менеджеров высшего уровня
мебель не стандартную, а изготовленную
индивидуально, иногда даже вручную, т.е.
дорогую мебель, чтобы подчеркнуть должностной
ранг хозяина кабинета.
Организация служебных помещений, размещение
в них рабочих мест, расположенность различных
отделов и служб организации вблизи или
вдали друг от друга (например, на разных
этажах или в разных концах длинного коридора)
- все это оказывает влияние на уровень
этичности, проявляющийся в поступках,
характере взаимоотношений, поведении
отдельных сотрудников и всего коллектива
в целом
В деловой практике достаточно
часто приходится сталкиваться с критикой - либо самому критиковать,
либо быть объектом критики со стороны
коллег. Особенно важно для руководителя
знать правила критики и этические требования
к ней, поскольку ему приходится время
от времени высказывать критические замечания
в адрес своих подчиненных, связанные
с оценкой их работы, их поступков и служебного
поведения. Не только руководители оказываются
в ситуации, когда необходимо высказать
критическое замечание, но и рядовые сотрудники
(чаще всего это специалисты своего дела,
профессионалы высокой квалификации)
для лучшего исполнения своих функций
вынуждены сделать критический анализ
качества работы других сотрудников.
В положении и критикующего, и критикуемого,
к сожалению, есть много аспектов, которые
могут привести к осложнениям во взаимоотношениях
и даже к конфликтам. Критика может повредить
психологическому климату в коллективе
и снизить уровень этичности, если критические
замечания высказаны некорректно.
Критика всегда болезненно воспринимается,
даже если она вполне справедлива, следовательно,
она может не достигнуть желаемой цели
- изменения служебного поведения критикуемого
или повышения уровня качества его работы.
Форма, в которой высказываются критические замечания, должна быть корректной, а сама критика - справедливой. Главным в высказывании критики в чей- либо адрес является желание критикующего выяснить причины возникновения повода для критики. Конечно, ошибки и проступки в работе любого сотрудника недопустимы в принципе, но, может быть, в данном случае вмешались объективные обстоятельства, лишившие сотрудника в полной мере ответственно отнестись к своим обязанностям? Надо в этом разобраться.
Благодарность за работу, похвала должна быть высказана публично, при других сотрудниках или руководителях- это производит положительное психологическое воздействие не только, кого хвалят, но и на окружающих его коллег, так как вызывает у них желание тоже заработать похвалу и благодарность.
Самое тягостное впечатление на коллег и других присутствующих производит всегда нарушение этических правил и норм как со стороны критикующего, так и со стороны критикуемого. К подобно рода нарушениям относятся равно озлобление, желание «свести счеты», смещение акцентов, передергивание фактов, прямая ложь, игнорирование отдельных фактов, которое может помешать сделать правильные выводы. И наоборот, честность, искренность, точное следование фактам, достоверная и полная информация, вежливость. Доброжелательность, стремление замечаниями, как и ответами на них, способствовать улучшению дела, достижению общих целей - вот те этические свойства процесса критики, которые можно пожелать для реализации любому коллективу и любому сотруднику.
Развитие любой хозяйственной системы включает инновационные составляющие, преобразующие производственную сферу. К их числу относят технику нового типа, передовые технологии, соответствующие им организацию труда и производства, изменя-ющуюся мотивацию и предпринимательство. Инновационный тип развития хозяйствующих субъектов характеризуется:
- новаторскими стратегическими и тактическими целями;
- использованием новейшей
техники и передовых
- ресурсными и организационно-
Инновации - это магистральный путь, обеспечивающий постоянный рост и процветание компании. Питер Друкер в книге "Практика менеджмента" отмечает: "Целью любого предприятия является создание потребителя, любое предприятие имеет две (и только эти две) основные функции: маркетинг и инновации".
Инновации касаются всех форм предпринимательской деятельности. Это одинаково важно как для промышленных предприятий, так и для банка, страховой компании или туристской фирмы и других организаций.
При определении целей инноваций самое сложное состоит в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств.
Типичными инновационными целями компании могут быть: новые продукты и услуги; усовершенствование продукта и производственного процесса; внедрение новшеств во всех видах организационной и управленческой деятельности.
Инновации, внедряемые в компании, можно классифицировать как организационные, предполагающие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовых технологий; продуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта; уп-равленческие, требующие совершенствования методов управления компанией; маркетинговые; социальные, связанные с полезностью для потребителя и сотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшение устойчивости компании.
Предпринимательство неразрывно связано с управлением инновациями и рисками. Успех инновационного менеджмента предполагает соблюдение определенных принципов. На начальной стадии предпочтительно вкладывать средства в небольшие сконцентрированные проекты, для выполнения которых создаются независимые специальные подразделения. Они обеспечивают формирование и развитие постоянной инновационной ориентации работников предприятия, проводят исследования конкурирующих товаров и отраслевых тенденций их развития, регулярно информируют руководство предприятия о перспективах появления новых товаров и услуг на рынке, оценивают коммерческие перспективы разрабатываемого нового продукта в условиях конкурентной среды.