Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:54, реферат
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория.
Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.
Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность6.
Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.
На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.
Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска.
На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам.
При разработке программы действия по снижению риска необходимо учитывать психологическое восприятие рисковых решений. Принятие решений в условиях риска является психологическим процессом. Поэтому наряду с математической обоснованностью решений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоятельность, экстраверсию, интроверсию и др.
Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего решения. От риска обычно уходят руководители консервативного типа, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и профессионализме исполнителей, т.е. своих работников.
Экстраверсия - есть свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.
Интроверсия - это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей. Для интровертивной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интравертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совмещает в определенной пропорции черты экстраверсии и интроверсии.
Неотъемлемым этапом
организации риск-менеджмента я
Важным этапом организации риск-менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.
Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: служба риск-менеджмента.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:
Современное понимание риск-менеджмента базируется на так называемой «концепции приемлемого риска», согласно которой основной целью процесса управления риском является придание максимальной устойчивости всем видам деятельности компании путем удержания совокупного риска (ожидаемого уровня потерь) в заданных стратегией развития компании пределах.
Принятие концепции «приемлемого риска» влечет ряд следствий, касающихся организации риск-менеджмента и его места в управлении компанией.
Во-первых, управление рисками – это процесс, который должен начинаться уж на стадии разработки стратегии компании, причем с участием ее владельцев (обычно через Совет директоров), поскольку именно владельцы и именно при разработке стратегии должны задать планку так называемого «риск-аппетита», т.е. максимальный уровень суммарного риска, на который будет готова идти компания. Важно понимать, что риск-аппетит неразрывно связан со стратегией. В частности, должно быть понятно, что таким этапам развития компании, как освоение новой рыночной ниши, модернизация производства и т.д. должен соответствовать более высокий уровень риск-аппетита, чем стадиям стабильного развития, когда во главу угла ставятся такие стратегические цели, как сохранение устойчивого финансового положения, недопущение убытков, поддержание положительного имиджа компании. Соответственно по мере развития компании уровень риск - аппетита может (и должен!) при необходимости пересматриваться, но в то же время возрастание уровня угроз (в результате изменения внутренней или внешней обстановки) может послужить причиной пересмотра стратегии (вплоть до сворачивания каких-то направлений деятельности).
Второе следствие: хотя и управление рисками должно быть интегрировано в общий процесс управления компанией, целесообразно, чтобы служба риск-менеджмента была организационно независима от других функциональных подразделений, т.е. напрямую подчинялась высшему руководству. Дело в том, что в то время как эти самые «другие» функциональные подразделения так или иначе занимаются созданием прибавочной стоимости, задача службы риск-менеджмента состоит в обеспечении устойчивости этого процесса, в чем руководители (и, тем более, рядовые сотрудники) «других» подразделений напрямую не заинтересованы. Поэтому подготовка решений, регламентирующих процессы управления рисками, организация и информационно-методическое обеспечение этих процессов, а главное - контроль за их исполнением должны быть прерогативами (независимой) службы риск-менеджмента.
Сказанное выше объясняет,
почему управление рисками фокусируется
на ущербе, который может быть нанесен
управляемому объекту (оставляя в тени,
потенциальные возможности
Интеграция риск-менеджмента в общий процесс управления выражается, в частности, в том, что в управление рисками вовлекаются практически все подразделения компании: к идентификации и анализу рисков представители функциональных подразделений привлекаются в качестве экспертов; они же занимаются разработкой мероприятий по управлению «своими» рисками и собственно управлением этими рисками (т.е. мониторингом их уровня, реализацией мероприятий по предотвращению наступления и ликвидации последствий рисковых событий). При этом за службой риск-менеджмента остается, как говорилось выше, функции координации и контроля, а также консолидация и анализ информации о рисковых событиях и выработка (на основе полученных данных) необходимых корректирующих воздействий.
Фактически, контролируя риски, служба риск-менеджмента контролирует весь процесс управления организацией в целом, выполняя, тем самым, функцию внутреннего контроля. Получается, тем самым, - с учетом того, что контроль является одной из составляющих процесса управления - что служба риск-менеджмента совместно с другими функциональными подразделениями осуществляет процесс управления организацией, руководствуясь при этом критерием «доходность/риск».
В случаях чрезвычайной сложности проблемы, ее новизны, недостаточности имеющейся информации, невозможности математической формализации процесса решения приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов, прекрасно знающих проблему, - к экспертам. Их решение задачи, аргументация, формирование количественных оценок, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок.
Эксперты (от латинского «expertus» - опытный) - это лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению8.
Процедура получения оценок от экспертов называется экспертизой.
Метод экспертных оценок включает в себя три составляющие.
1. Интуитивно-логический анализ задачи. Строится на логическом мышлении и интуиции экспертов, основан на их знании и опыте. Этим объясняется высокий уровень требований, предъявляемых к экспертам.
2. Решение и выдача
количественных или
3. Обработка результатов решения. Полученные от экспертов оценки должны быть обработаны с целью получения итоговой оценки проблемы. В зависимости от поставленной задачи изменяется количество выполняемых на этом этапе расчетных и логических процедур. Для обеспечения оперативности и минимизации ошибок на данном этапе целесообразно использование вычислительной техники9.
В условиях недостаточно полной и недостоверной информации методы экспертных оценок дают вполне приемлемые результаты. В настоящее время, характеризующееся ускорением научно-технического прогресса, появлением новых проблем организационного, технического, экономического, социально-психологического плана, сфера применения метода расширяется.
Приведем некоторые примеры задач, при решении которых могут использоваться экспертные оценки:
выбор вариантов технического и социально-экономического развития предприятия;
отбор проектов при проведении тендеров;
отбор заявок на получение грантов и разработку научных тем;
формирование тематики НИР и ОКР;
определение стратегических целей фирмы и т.п.
Для решения подобных задач могут использоваться различные формы проведения экспертизы:
дискуссия;
анкетирование;
интервьюирование;
«мозговой штурм»;
совещание;
деловая игра и др.
Иногда различные формы используются в комплексе.
Одной из наиболее перспективных форм проведения экспертного оценивания считается метод Дельфы.
Дельфийский метод – это общее название совокупности групповых экспертных методов, базирующихся на соблюдении следующих принципов проведения экспертного опроса:
характер поставленных перед экспертами вопросов должен быть таким, чтобы экспертные суждения можно было выражать в количественной форме (т.е. в форме экспертных оценок);
экспертные оценки выносятся анонимно;
экспертный опрос обычно проводится в несколько туров с целью получения экспертами дополнительной полезной информации, позволяющей им более обоснованно выносить свои оценки;
после проведения тура опроса его организаторы, при необходимости, запрашивают у экспертов обоснование выносимых ими оценок, обобщают эту информацию и в анонимной форме доводят до сведения всех экспертов.
Название «Дельфийский метод» связано с Дельфийским оракулом из храма Аполлона в городе Дельфы – одном из важнейших религиозных центров Древней Греции, расположенном у подножия горы Парнас. С вопросами к Дельфийскому оракулу, от имени которого выступала жрица-прорицательница Пифия, обращались как отдельные граждане, так и представители государств. Пифия в состоянии экстаза изрекала ответы, которые кем-либо из жрецов облекались в стихотворную форму и трактовались как пророчества самого бога Аполлона. Поскольку Дельфийский метод, разработанный сотрудниками американской исследовательской организации РЭНД корпорейшин О. Хелмером, Н. Долки и Т. Гордоном, использовался первоначально для целей военного научно-технического прогнозирования, он получил название по аналогии с прорицаниями Дельфийского оракула. Засекреченные работы над этим методом велись с середины 1950-х годов, первые открытые публикации появились в конце 1950-х – начале 1960-х годов10.
Информация о работе Служба риск-менеджмента Экспертные оценки дельф Практика