Состояние и перспективы развития частного предпринимательства в Республике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что в посткоммунистической Республике Беларусь предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным белорусским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение белорусских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Файлы: 1 файл

основая часть.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

Вслед за этими радужными словами  начала набирать обороты Директива  №4 «О развитии предпринимательской  инициативы и стимулировании деловой  активности в Республике Беларусь», начало которой гласит: «Создание  благоприятных условий для предпринимательской  деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого  социально-экономического развития республики.»

В развитии частного предпринимательства  в Беларуси со второй половины 80-х  гг. можно выделить три основных этапа:

  • Кооперативное предпринимательство (1988-1991 гг.), при котором основными источниками предпринимательских доходов была разница между государственными и свободными ценами;
  • Предпринимательство в условиях свободного ценообразования (1992 - 1996 гг.), когда наблюдался предпринимательский бум;
  • Предпринимательство в условиях жестокого централизованного государственного регулирования (с 1996 г.)

Наиболее благоприятным для  становления и развития частного предпринимательства был период по 1996 г., когда в экономике происходили  кардинальные сдвиги, разрабатывались  и принимались рыночные законодательные  акты. К 1996г. насчитывалось более 20 тысяч  субъектов малого предпринимательства, общая численность работающих на которых составляла 220 700 чел.. Основными  формами осуществления предпринимательской  деятельности в республике явились:

  • акционерные и частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, основанные на национальном капитале;
  • совместные предприятия с иностранным участием и их дочерние фирмы, иностранные предприятия;
  • бывшие государственные предприятия, выкупленные или преданные их коллективам в совместное владение;
  • государственные арендные предприятия;
  • частные предприятия без образования юридического лица

С 1996 г. темпы роста численности  субъектов малого предпринимательства  в Беларуси существенно снизились. Наблюдается также снижение количества частных предпринимателей без образования  юридического лица.

Факторов, которые тормозят развитие предпринимательства в нашей  республике, множество. Но наиболее существенным из них является отсутствие в государственных  структурах глубокого понимания  стратегического значения частного предпринимательства для становления  и развития рыночной экономики.

Как показывает мировой опыт, чем  больше в стране субъектов малого бизнеса (количество которых находится  в прямой зависимости от условий  ведения бизнеса), тем выше доход  на душу населения, а, следовательно, и  благополучие в обществе (Таблица 3.3.)

Лидером по количеству субъектов малого бизнеса является сфера торговли и общественного питания - 42,8% от общего числа предпринимателей. В  промышленности сосредоточено 21,1% юридических  лиц малого предпринимательства, в  строительстве - 11,7, в сфере транспорта - 5,8, в сельском хозяйстве - 1,1 %. По итогам 2008 года на субъекты малого бизнеса  пришлось 8,2 % от общего объема промышленного  производства, 9,7 % от общего объема производства потребительских товаров и 5,9 % общего товарооборота.

На одну тысячу жителей Белоруссии приходится только 4 организаций, имеющих  статус субъекта малого предпринимательства, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Евросоюза - 30, в США - 74.

Основные проблемы частного предпринимательства, наиболее часто упоминаемые в  средствах массовой информации (Белорусская  деловая газета, Национальная экономическая  газета, газеты «Белорусы и рынок», «Свободные новости») представлены ниже. Они практически полностью совпадают  с проблемами, выявленными в ходе опросов предпринимателей, проведенных  Международной финансовой корпорацией (IFC) и Исследовательским центром  института Предпринимательства  и Менеджмента (ИПМ).

Проблемы частного предпринимательства

Основные проблемы:

1) Налоги

2) Законодательство

3) Инфляция

4) Макроэкономическая ситуация  в республике

5) Поставки, дефицит

6) Трудности получения и высокая  ставка за кредит

7) Неплатежеспособность партнёров,  клиентов

8) Несовершенство банковской системы

9) Политическая ситуация

10) Бюрократия

11) Действия правительства, властей,  ЦБ; коррупция, взятки

12) Трудности с арендой, недостаток  площадей, офисов

13) Недостаток информации, культуры, опыта

14) Кадровые проблемы

15) Отрицательное отношение к  предпринимателям

В данный момент я бы вознесла на первое место причину Девальвации белорусского рубля. Так как именно она провоцирует  предпринимателей покупать валюту по завышенному курсу на черном рынке, где она растет с каждым днем, подогреваемая порывами Нацбанка урегулировать  ситуацию в стране. И как результат, эти действия влекут за собой постоянный пересчёт цен на новый повышенный курс. Итог: высокие цены  - отсутствие покупательского спроса.

Из опроса предпринимателей установлено: главная проблема для предпринимателей Беларуси - административные процедуры.

Среди причин, вызвавших такое негативное отношение к существующим условиям ведения бизнеса, лидируют механизмы  прохождения административных процедур.

В качестве проблем, присущих всем административным процедурам, можно назвать большой  документооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о часто меняющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции  за их несоблюдение.

Опрос руководителей МСБ Беларуси подтвердил выводы других исследований о наличии значительных проблем  в области регулирования деятельности частных предприятий в Беларуси. В частности, респондентам было предложено ранжировать актуальность 19 проблем, с которыми сталкиваются МСБ. Восемь главных проблем (их оценка оказалась  выше 3 баллов). Решение именно этих проблем должно стать актуальной и первоочередной задачей и для правительства, и для парламента, и для бизнес - ассоциаций, с тем, чтобы на деле улучшить состояние регуляторной среды в Беларуси.

Основные препятствия (проблемы) ведению  бизнеса по данным Исследовательского центра Института предпринимательства  и менеджмента (ИПМ) представлены в Таблице 3.4.

Предприниматели хотят, чтобы правила, по которым они создают и ведут  бизнес, были прозрачными и стабильными. К этому призвал руководство  страны и представитель Международной  финансовой корпорации в Беларуси Крейг  Белл, отметив, что многие инвесторы  по-прежнему считают нормативно-правовую сферу в Беларуси "сложной и  непоследовательной".

Любые реформы должны начинаться с  анализа причинно-следственных связей: на каком месте мы находимся в  производительности труда, распределительных  отношениях, каково наличие производственного  потенциала, природных, людских ресурсов, - отмечает Георгий Бадей. - Анализа  как раз и не хватает.

Многое, по словам лидера предпринимателей, зависит и от того, насколько оперативно и качественно сформирована нормативно-законодательная  база, обеспечивающая гарантии собственности, равные условия хозяйствования и  конкурентную среду.

В последнее время изменения  в нормативно-правовой базе происходят едва ли не каждый день - в таких условиях сложно просчитать бизнес-план хотя бы на год. К тому же, предприниматели  опасаются, что после выхода экономики  из кризиса наступит период охлаждения отношений государства и бизнеса.

Характер проверок и система  наказаний коммерческих организаций  в Беларуси - яркое подтверждение  кризиса доверия между бизнесом и властью.

Белорусские предприятия проверяют  часто и долго, в среднем более 10 раз в год. Когда на протяжении около двух месяцев на предприятии  находятся проверяющие и контролеры, сконцентрироваться на инновационной работе очень сложно. Чем больше размер предприятия, тем чаще проверки, больше штрафы, санкции и «добровольные» пожертвования.

Отсутствует четкие правила проведения проверок, прозрачность процедур их проведения. Санкции применяются на основании  промежуточных актов проверки. Широко применяется чрезвычайно реакционная  практика бесспорного взыскание  сумм экономических санкций со счетов предприятия. Контролеры часто подменяют  функции судебной системы и нарушают фундаментальные права собственности: изымают и конфискуют имущество, налагают арест на активы, приостанавливают операции по счетам и т.д.

Нет четкого механизма наказания  контрольных органов за нанесенный бизнесу ущерб. Не указаны процедуры  и сроки возмещения коммерческим организациям ущерба, нанесенного государственными структурами.

Бюджет и бизнес Беларуси теряют сотни миллионов долларов дохода, потому что транзитные грузы с  Запада на Восток огибают нашу страну. Даже российские страховые компании отказываются страховать грузы, перемещаемые через территорию Беларуси.

Правительство наделило себя чрезвычайными  полномочиями по управлению активами в виде «золотой акции». В результате парализована инвестиционная деятельность.

Законодательная база, регулирующая коммерческую деятельность, содержит десятки тысяч документов. Их принимают  сотни структур государственного управления. Чтобы выполнять все базовые  требования законодательства, предприниматель  должен знать около 5000 основных документов.

Поиск необходимой информации по выполнению требований государства к бизнесу  занимает очень много времени.

Вместо поддержки перспективных  коммерческих проектов бюджетные и  административные ресурсы расходуются  на хронически убыточные организации.

Главная причина негативного и  настороженного отношения подавляющей  части населения к частному предпринимательству, состоит в том, что государственные  средства массовой информации, а также  многие чиновники, в том числе  самого высокого уровня, формируют  в основном негативный образ частного предпринимателя. Массированное воздействие  этих источников информации "заслоняет" для многих людей их собственный  жизненный опыт.

Основная проблема во взаимоотношениях предпринимателей с крупными предприятиями  в том, что они сформированы по принципу холдингов - производят все: от болтиков, винтиков до важных элементов. Они не доверяют малым предприятиям. Это недоверие мы пытаемся преодолеть через инфраструктуру поддержки  производственного предпринимательства, - обозначает еще одну проблему Сергей Найдович.

Сегодня практически половина предприятий  малого и среднего бизнеса занимается торговлей и общественным питанием. И лишь каждое пятое - занято в промышленности. Для того чтобы их доля росла, нужна  государственная поддержка.

Чем сложнее регуляторная среда  из многочисленных правил и норм, тем  чаще приходится платить. Не случайно другие исследования и частные беседы с предпринимателями показывают, что наиболее коррумпированными  или «взяткоемкими» являются не налоговая  инспекция или госконтроль, а  санитарные службы, пожарники, многочисленные организации, выдающие те или иные разрешения.

Количество взяток зависит от размера  фирмы. Так, представители крупных  фирм говорят, что 60% из них постоянно  дают взятки, в то время как 38% маленьких  фирм считают, что такого явления  нет. Возможно, это частично объясняется  тем, что давать взятку зачастую некому (поскольку для этого нужно  «обрасти» необходимыми связями  и знакомствами) либо незачем (поскольку  обороты фирмы недостаточны для  такого рода риска), частично - страхом  сказать правду интервьюеру.

В сфере теневого оборота наметилась небольшая тенденция к улучшению. Теневой оборот, понимаемый как оборот, проходящий без отражения в документах бухгалтерского учета, на протяжении ряда лет снижается (т. е. уменьшается  объем схем с неучтенной «наличкой»). Однако это лишь означает, что фирмы  переходят на более цивилизованные формы «оптимизации и минимизации  налогов», поскольку налоги по-прежнему в Беларуси остаются высокими.

На развитие предпринимательства  существенное влияние оказывают  менталитет, образование и психологическая  готовность населения открывать  собственное дело. Долгое время большинство  белорусов воспринимали себя лишь в  качестве работников наемного труда.

До сих пор предпринимательство  в стране развивалось стихийно - свой бизнес открывали люди наиболее образованные и активные.

Таким образом, можно сказать, что  малое предпринимательство развивается  не благодаря, а "вопреки" заботам  государства, ведь малое предпринимательство  вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких  проблем, как занятость, ускорение  НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса.

Кардинальное же изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усилении контрольных функций государства  с параллельным обеспечением правоохранительными  органами достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов  малого предпринимательства.

Информация о работе Состояние и перспективы развития частного предпринимательства в Республике Беларуси