Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В статье анализируется современное состояние малого и среднего бизнеса в Кыргызстане. Этот сектор считается одним из ключевых компонентов переходного рыночной экономики. Оценка состояния малого и среднего бизнеса включает в себя подходы различных ученых: макроэкономистов, государство ученых, политиков, а также самих предпринимателей и широкой общественности страны.

Содержание работы

Вступление
Малый и средний бизнес
Формирование и развитие малого бизнеса в КР
Современное состояние малого и среднего бизнеса в КР
Проблемы малого и среднего бизнеса в КР
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая (1).docx

— 68.88 Кб (Скачать файл)

В осуществлении программы  приватизации Правительству Кыргызстана  была оказана помощь Всемирного Банка  по кредиту Международной Ассоциации Развития (МАР) - 60 млн. долл., под названием РЕ8АК. В 2004 -2005 г.г. по данной Программе было проведено диагностическое обследование 27 крупных убыточных предприятий промышленности относительно их жизнеспособности. В середине 2004 г. при Кабинете Премьер-министра было организовано Агентство по реконструкции и принятию решений по предприятиям (АРПРП) как временный орган для наблюдения над пассивной реконструкцией этих предприятий и ликвидации нежизнеспособных предприятий посредством контроля над убытками, снятия социальных и политических издержек, связанных с ликвидацией и реконструкцией предприятий, уведомления предприятий о том, что Правительство вынуждено ввести для них бюджетные ограничения. В 2006 г. из 27 обследованных предприятий 2 - добровольно покинули программу АРПРП, 7 - признаны нежизнеспособными (из них 6 - убыточных промышленных предприятий подверглись процедуре банкротства, 1 - подлежит ликвидации), на 11 - завершена реконструкция, остальные 7 находятся в программе. На основе обследования от предприятий отделены объекты социальной и производственной инфраструктуры, находящиеся на их балансе, с последующей передачей этих объектов в местные органы управления, сокращена численность занятых на 50%, определены пути приватизации этих предприятий. Программа АРПРП, рассчитанная на 2004-2008 гг. предусматривает в дальнейшем: не допускать никаких бюджетных отчислений предприятиям в 2007 г.; финансовые отчисления на счет самого АРПРП проводить только для завершения его роли как ликвидатора; все претензии и иски к ликвидированным предприятиям уладить в течение 2008 г., после чего программа прекратит свою работу.

В ходе реализации процесса приватизации в Кыргызстане за 2001-2006 гг. приватизировано около 6 тысяч предприятий или 60% от общей численности государственных объектов. В разрезе отраслей экономики уровень приватизации составляет: в промышленности - 77%; сельском хозяйстве - 40%; строительстве - 54%; транспорте - 46%; торговле - 95%; бытовом обслуживании - 100%; в непроизводственной сфере - 18%; в остальных отраслях - 11%. Из всех приватизированных предприятий 37% составили частные предприятия, 38% - коллективные, 21% - акционерные общества, 4% - общества с ограниченной ответственностью. Этот довольно значительный количественный результат приватизации не сопровождался к сожалению, качественными изменениями в социально-экономической ситуации.

За период 2001-2005 гг. Кыргызстан сделал упор на формальном разгосударствлении, причем на количественном его аспекте, собственно темпах приватизации, что было довольно слабо связано с финансовой стабилизацией, антимонопольной политикой, структурной перестройкой, привлечением новых инвестиций. В результате не произошло существенных изменений, которые способствовали бы созданию духа предпринимательства, конкурентной борьбы, предпосылок к новым подходам в организации производства и управления. Приватизированные предприятия оказались неспособными оплатить поставщикам за сырье, материалы, электроэнергию и вынуждены были работать не в полном режиме. Из-за этого резко сократился их объем производства и ухудшились финансовые результаты.

Критическая оценка процессов  приватизации, сделанная Правительством республики, вызвала необходимость  разработки новой государственной  Программы разгосударствления и  приватизации на 2006-2007 гг. Согласно Программе будет преобразовано 499 государственных предприятий со стоимостью основных фондов более 433 млн. сомов. На данном этапе предстоит преобразование средних и крупных предприятий, а также более действенное использование механизма санации нерентабельных хозяйствующих субъектов или их банкротства. Реализация Программы предусматривает следующие основные направления:

- денежная продажа объектов  государственной собственности  и реализация индивидуальных проектов приватизации;

- создание условий для  формирования отечественных управляющих  фирм и обеспечение их участия  в процессе приватизации;

- формирование системы  государственных мер защиты интересов  инвесторов - собственников ценных  бумаг; 

- реализация мер по  эффективному управлению оставшейся  государственной собственностью.

 

Государственная поддержка предпринимательства

 

Наблюдающаяся в последние  годы негативная динамика численности  кооперативов и малых предприятий, занятых на них работников, убыточных  и бездействующих предприятий является показателем

ослабления жизнеспособности предпринимательства. Дальнейшее развитие ситуации в этом направлении на фоне пассивности и бездеятельности  государства может привести к  резкому сужению малого сектора  экономики.

Каковы же непосредственные факторы обострения проблемы развития предпринимательства в Кыргызстане? По данным социологического опроса, проведенном на 55 малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, из которых 64% - частные, 25% - имели смешанную форму собственности (частную и общественную), 11% - полностью принадлежали государству, на вопрос об основных проблемах в работе были получены следующие ответы:

- нехватка собственных  финансовых средств на развитие  производства (74% предприятий);

- нехватка денежных оборотных  средств (71%);

- трудности с приобретением  сырья и материалов (59%);

-трудности с приобретением  и эксплуатацией оборудования, помещений  (58%);

- уровень корпоративных  налогов (36%);

- отсутствие надежных  правовых гарантий развития, нестабильность 

законодательства (32%);

- проблемы со сбытом  продукции (29%);

- недостаток хорошо подготовленных  специалистов, а также знаний  маркетинга (29%);

- угроза рэкета, мафии  (9%);

- вмешательство местных  властей (4%).

Результаты социологического опроса подводят к выводу о том, что  реально сложившаяся хозяйственная  ситуация характеризуется недостаточностью государственной системы финансового  обеспечения, отсутствия целевых фондов поддержки нововведений, фондов риска, взаимного кредитования и страхования, отсутствием средств для начала дела, сложностью с их формированием в сочетании с недостатком материально-технического обеспечения и квалифицированных кадров. В этих условиях возлагать надежды на малый и средний бизнес, как мощный стимул производства, проблематично. Приходится констатировать, что до сих пор меры по реформированию административно-командной системы в республике касались макроуровня. Казалось достаточным открыть простор рыночным регуляторам и перейти к свободному ценообразованию, государственное регулирование свести в основном к налоговой, денежно-кредитной, таможенной и социальной политике. Однако политика жесткого ограничения в денежно-кредитной и бюджетной сферах хотя и дала довольно ощутимые результаты на макроэкономическом уровне, все же не смогла в полной мере стимулировать рост производства и потребления. Это говорит о необходимости более системного, комплексного подхода к проведению экономической реформы, которая должна охватывать одновременно всю экономику, как единый организм. В противном случае успехи в макроэкономической политике могут быть сведены на нет продолжающимся кризисом в сфере производства и потребления. Реально осознавая это, Правительство Кыргызстана решило усилить регулирующую роль государства и разработало Индикативный план развития республики на 2006-2008 гг. и на период 2009-2010 гг. Первый этап Правительственной политики должен быть направлен на "... культивирование малого и среднего бизнеса, как основного средства создания главных субъектов рыночной экономики - массового слоя независимых предпринимателей, без чего невозможно нормальное функционирование рынка и решение проблем, стоящих перед республикой."

В целом приветствуя решения  Правительства республики, хотелось бы отметить ряд факторов, ограничивающих возможности государственного воздействия  на предпринимательство. Так, на выработку  государственной политики в этой области непосредственное воздействие  окажут, по всей вероятности, следующие  основные признаки, характерные для  экономики Кыргызстана в переходный период: неадекватность существующей структуры экономики рыночной структуре; сохранение традиций ассоциированной коллективной деятельности; неразвитость частного сектора; отсутствие децентрализованного механизма перелива капитала; неликвидность акций подавляющего большинства предприятий; отсутствие конкуренции; неразвитость рынков капитала, ценных бумаг; большой дефицит государственного бюджета; особая значимость международных кредитов в возрождении экономики; низкий уровень предпринимательской культуры.

Исходя из этого, а также  учитывая низкий уровень развития предпринимательства, необходимо разработать новую стратегию  его развития и поддержки. В переходный период государственная поддержка  малого бизнеса должна иметь стимулирующий, селективный характер и прежде всего  в отношении жизнеспособных хозяйственных  структур, деятельность которых соответствует  важнейшим целям развития общества, социально-экономической политики. В Индикативном плане в качестве основных приоритетов развития малого предпринимательства определены: производство, транспортировка, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции, поддержка фермерства, производство и реализация строительных материалов, развитие инновационного предпринимательства. Думается, что в региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого бизнеса  с учетом состояния и перспектив развития региона.

Деятельность малого предпринимательства  ориентирована главным образом  на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать  основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и  его финансирования с учетом особенностей развития каждого конкретного региона. Поэтому и поддержка малого предпринимательства  должна осуществляться прежде всего на региональном уровне. Регулирование его из единого центра возможно только по приоритетным направлениям или комплексам народного хозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребности, наиболее эффективные направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности, располагают административными и экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности.

Возможности расширения малой  экономики в таких регионах республики как Иссык-Кульская, Таласская, Нарынская области, ограничиваются следующими факторами: неравномерность размещения производительных сил по областям и районам; "точечный" характер развития промышленных комплексов республики; наличие социально-отсталых районов, фактически неадаптированных к рыночным формам хозяйствования; высокий уровень дифференциации в потреблении услуг по регионам, между городами и сельской местностью из-за нерационального размещения сети предприятий, оказывающих торговые, бытовые и другие услуги населению; низкий уровень профессиональной подготовленности рабочей силы для включения в индустриальную сферу, а также ее ограниченная социальная мобильность; отсутствие финансово-экономических механизмов стимулирования и поддержки малого бизнеса в республике; неотработанность организационных и правовых основ регулирования малого предпринимательства на всех уровнях хозяйствования; рост цен на материально-технические ресурсы, потребляемые сельским хозяйством (энергоносители, комбикорма, ветеринарные аппараты), который опережает рост цен на продукцию этой отрасли, а также острый недостаток сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней.

Особенно остро стоит  проблема развития индивидуальных и  фермерских хозяйств. Данные о структуре  продукции сельского хозяйства  республики по категориям хозяйств показывают, что результаты частного хозяйствования еще слишком скромны.

Так, доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляла в 2005 г. всего лишь 16%. Главная причина этого заключается в том, что до сих пор не созданы условия, необходимые для эффективной деятельности частного хозяйствования. С одной стороны, это связано с проблемой обеспечения фермеров материально-техническими и кредитными ресурсами, а с другой стороны, - с неудовлетворительным исполнением законов ("О крестьянском хозяйстве", "О земельной реформе", Новый Земельный Кодекс) из-за противодействия определенных политических сил, руководителей хозяйств, работников государственного аппарата.

В Указе Президента Республики "О мерах по дальнейшему развитию и государственной поддержке  земельной и аграрной реформы  в Кыргызской Республике" .(ноябрь 2005 г.) определены меры по радикальному преобразованию сельского хозяйства, в том числе:

- введение рыночного механизма  кредитования сельских производителей. Для распределения государственных  средств создаются сельские кредитные  кооперативы на добровольной  основе. Для разработки проекта  по созданию рыночной системы  кредитования на селе Азиатский  Банк Развития выделяет 5 млн.  долл. Результатом проекта должны  быть полная реорганизация Агропромбанка,  создание модельных сельских  банков, трансформация сельских  крупных кооперативов в банковско-кредитные  учреждения по обслуживанию фермеров, крестьян, всех сельских предпринимателей;

- создание благоприятных  условий для деятельности фермерских, крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных  кооперативов через привлечение  иностранных инвестиций и кредитов, а также мобилизацию финансовых  средств государства. Эти средства  будут направлены на перестройку  системы технического, агрохимического,  ветеринарного обслуживания сельского  хозяйства, на создание службы  обучения и консультации для  крестьян, а также рыночной информации.

В то же время необходимо, на наш взгляд, разработать комплексную  Программу государственной поддержки  предпринимательства на региональном уровне, которая может быть дополнена  следующими мерами: льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов; предоставление налоговых льгот, вплоть до полного освобождения на первые два года, фермерским хозяйствам и  другим малым и средним предприятиям, занимающимися сельскохозяйственным производством, переработкой сельскохозяйственного  сырья, транспортировкой продукции; участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; упрощенную регистрацию деятельности, в том числе в сфере внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т.п.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

Конкретный комплекс мер  региональной государственной поддержки  предпринимательства зависит от размеров имеющихся в распоряжении местных властей финансовых, материальных, организационных ресурсов и конкретных целей развития предпринимательства в регионе, от социально-экономических и природно-климатических условий.

 

  1. Современное состояние малого и среднего бизнеса в КР

 

Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют  крупных стартовых инвестиций, имеют  высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения  рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым  и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит  из различных ожиданий субъектов  политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.

Информация о работе Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике