Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В статье анализируется современное состояние малого и среднего бизнеса в Кыргызстане. Этот сектор считается одним из ключевых компонентов переходного рыночной экономики. Оценка состояния малого и среднего бизнеса включает в себя подходы различных ученых: макроэкономистов, государство ученых, политиков, а также самих предпринимателей и широкой общественности страны.

Содержание работы

Вступление
Малый и средний бизнес
Формирование и развитие малого бизнеса в КР
Современное состояние малого и среднего бизнеса в КР
Проблемы малого и среднего бизнеса в КР
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая (1).docx

— 68.88 Кб (Скачать файл)

Для государства и политиков  сектор МСП важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство  в решении сложных социально-экономических  задач, а именно при создании новых  рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в  экономике любой страны. Кроме  того, для правительства малые  и средние предприятия - это значительный источник пополнения государственного бюджета.

Ученые макро - экономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов. Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства. Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой

организации национальной экономики  сектор малых и средних предприятий  воспринимается ими как решающая сила, способная стать

ценным экономическим  стимулом, в частности, через механизм мультипликатора, и содействовать  распространению важнейших технологий и упрочению прогрессивных позиций  и предпринимательской культуры в обществе.

Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес - сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста. Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмешательство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе.

После централизованной плановой экономики значительная часть населения  республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и  не достаточно надежным для получения  стабильного дохода или работы. На первый взгляд, жесткие правила ведения  бизнеса, постоянная неуверенность  и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезная альтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий на получение рабочего места. В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды.

Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства  рассматривается как основной катализатор  изменений, происходящих в экономике, поскольку он быстрее и полнее учитывает изменения спроса населения  на отдельные виды продукции и  услуг, весьма мобилен при внедрении  новшеств. Малые предприятия менее  капиталоемкие, могут функционировать  на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл "идея - практическое внедрение" занимает у них обычно немного времени. Нельзя не учитывать и новую объективную  тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, предпочитающих мелкие производства крупным. На наш  взгляд, в настоящее время сочетание  предприятий разных размеров улучшит  их приспособляемость к современным  требованиям хозяйствования, а также  ускорит научно-технический прогресс по целому ряду направлений. Малые формы  бизнеса порождают и существенно  стимулируют предпринимателей.

Сектор малого и среднего бизнеса может стать двигателем экономического развития страны, поскольку  более динамично реагирует на рыночные изменения. Гибкость и высокая  адаптивная способность при не очень  больших затратах - главное преимущество малых предприятий. В Комплексных  основах развития Кыргызской Республики до 2010 г. указывается: "Частное предпринимательство, в том числе малый и средний  бизнес, будет приоритетной сферой обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности".

Мы полагаем, что данный сектор экономики Кыргызстана совершенно справедливо считается одним  из наиболее важных, поскольку потенциально эффективен и имеет возможность решать многие социальные проблемы. В республике в сфере малого предпринимательства уже мобилизованы значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Учитывая ограниченность стратегических сырьевых ресурсов, а также наличие в достаточном количестве трудовых ресурсов, можно предположить, что роль малого и среднего предпринимательства в ближайшее время, безусловно, возрастет.Малое предпринимательство определяется как совокупность хозяйствующих единиц: малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По статистическим данным, в Кыргызстане за период  2001-2010 гг. увеличение числа малых и средних предприятий возросло.

Стремительными темпами  развивались крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное частное  предпринимательство: рост соответственно в 13 и 12 раз; значительно возросло количество действующих малых предприятий (в 3,5 раза). В развитии малых предприятий  в республике прослеживаются три  периода: с 2000 по 2002 г. - когда наблюдался бурный рост малых предприятий; с 2003 по 2009 г. - отмечалась некоторая стабилизация их развития (эти этапы выделяет, например, Т.К.Камчыбеков1), в 2000-2001 гг. незначительное сокращение темпов роста числа малых предприятий произошло из-за отмены для них экономических льгот и некоторого ухудшения макроэкономической ситуации.

Количественный рост субъектов  этого сектора сопровождался  ежегодным ростом его доли в объеме валовой добавленной стоимости. (табл. 1).

 

2001г

2002г

2003г

2004г

2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

Малые пред-тия: зарег-рированные дейст-щие

– 2269

– 5089

15135 5942

15480 5984

19150 5433 

20761 6458

21296 7400

17264 7490

7555 1024

Средние

предприятия

1015

1160

1411

1597

1075

1024

Крест-кие (ферм-ие) хозяйства

4567

8695

15580

21264

23180

31078

38724

49277

84692

Инд. част. Пред - во: кол. физ. лиц,

 тыс. чел.

7,7

10,5

26,5

41,8

42,4

63,2

77,1

89,7

111,3


Ежегодно увеличивается  вклад этого сектора экономики  в объем валовой добавленной  стоимости: в 2007 г. - 35,5%; в 2008 г. - 39,5; в 2009 г. - 42; в 2010 г. - 42,7; в 2011 г. - 42,9%. Особенно следует отметить увеличение этого показателя по крестьянским (фермерским) хозяйствам: в 2007 г. - 12,3%; в 2009 г. - 14,6; в 2010 г. - 16,1; в 2011 г. - 16,4%.

В Кыргызстане количество малых и средних предприятий  в расчете на 1000 человек за период с 2008 по 2010 гг. осталось прежним - 1,8, из них малые предприятия - 1,6, а средние - 0,2. В Баткенской и Жалал-Абадской областях их количество не изменилось -

0,5 ед. в расчете на 1000 человек.  В таких областях, как Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская и Чуйская количество малых предприятий в расчете на 1000 человек уменьшилось, что объясняется оттоком населения в город, а также разорением определенного их числа. В Бишкеке их число за исследуемый период увеличивалось с 6,1 в 2008 г. до 6,5 в 2010 г., оно увеличилось с 5,6 до 6,0 ед.в расчете на 1000 человек.

Если учесть, что в странах  с развитой рыночной экономикой в  среднем на менее чем 30 человек населения приходится одно малое предприятие, то ориентировочное число малых предприятий для условий Кыргызстана составляет, по различным оценкам, 100-160 тыс.4. Следовательно, их количество в Кыргызстане должно увеличиться. Малые и средние предприятия предоставили работу сотням тысяч Кыргызстанцев.

В целом в сфере малого и среднего бизнеса в 2011 г. был занят 1 млн. 112,2 тыс. человек, или 62,0% всего занятого в отраслях экономики населения.

Количество работников, занятых на средних предприятиях в 2011 г., составило 66,3 тыс. человек, что на 30,0 тыс. человек меньше, чем в 2004 г., между тем количество средних предприятий осталось почти на том же уровне.

Значительный рост крестьянских (фермерских) хозяйств сопровождается ростом среднесписочной численности  работников. В 2001 г. крестьянских хозяйств насчитывалось 4567, а в 2011 г. - 84692 (увеличение в 18,5 раза), численность работников соответственно увеличилась с 15,8 тыс. до 887 тыс. человек (в 56 раз), видимо, за счет увеличения числа работников в отдельных хозяйствах.

 

Стремительность развития малого предпринимательства и увеличение количества наемных работников в  негосударственном секторе экономики  определили целый ряд проблем, затрудняющих широкомасштабное развитие занятости  в малом и среднем бизнесе  республики. К ним следует отнести:

  • утерянные за десятилетия традиции занятия бизнесом и связанная с этим психологическая переориентация населения;
  • отсутствие опыта организации самостоятельного дела, поскольку предпринимательская деятельность требует специальной системы обучения и приобретения практических навыков;
  • недостаточное развитие мощностей по выпуску необходимых для нужд малого и среднего бизнеса средств производства и предметов труда;
  • отсутствие инвесторов у большинства перспективных бизнес-проектов;
  • излишнее давление существующей системы налогообложения;
  • слабость правовых мер защиты интересов предпринимателей и инвесторов.

В отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства, несмотря на некоторые подвижки в сферу  материального производства, преобладает  торгово-посредническая деятельность. Так, например, в 2008 г. доля объема розничного товарооборота малых и средних предприятий в общем объеме торгово-посреднического оборота составляла 99,8%, из них на малые предприятия приходилось 37,1%, на средние - 1,5%, на индивидуальное предпринимательство - 61,2%, в 2010 г. соответственно - 99,6%, - 24,3%, 1,2%, - 74,1%1.

Таким образом, несмотря на происходящее в последние пять лет  ухудшение макроэкономической обстановки, число малых и средних предприятий  увеличивается, что способствует формированию и насыщению рынка потребительских  товаров и созданию зрелой рыночной экономики.

 

Современное состояние малого предпринимательства показывает, что  с точки зрения потребностей экономики  нашей республики уровень его  развития не соответствует задачам  формирования цивилизованного рынка. Предпринимательская деятельность сегодня в силу многих причин является наиболее предпочтительной в сфере  торговых, посреднических операций. На снижение малого бизнеса оказало  влияние ухудшение общеэкономической  ситуации, непосильное налоговое  бремя, недоступность к кредитным  ресурсам, сырью, новой технике, бездействующим производственным мощностям и площадям.

Для эффективного функционирования нашей экономики в условиях рыночных отношений необходимо иметь 100-150 тыс. малых предприятий. Действует же сейчас около 5 тыс. Это означает, что  малый бизнес как особый сектор рыночной экономики в Кыргызстане еще  не сформировался, а значит просто не используется его потенциал. Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо удалить препятствия, существующие для частных предпринимателей и производственной деятельности, создать благоприятную для их развития среду. Это потребует совершенствования законодательной базы, коррекции экономических регуляторов, обеспечения государственной поддержки предпринимательства.

Главным принципом государственной  поддержки должно стать создание преимущественно экономических  и правовых условий нормального  ведения рыночного хозяйствования. В системе первоочередных мер, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса  следует, на наш взгляд, особо выделить нижеследующие направления.

I. Разработка и внедрение Государственной Программы развития малого и среднего бизнеса на основе комплексного изучения состояния предпринимательства в Республике, определение его перспективных направлений и выделения отраслевых и региональных приоритетов для организации государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

II. Совершенствование законодательной и нормативно - правовой базы малого предпринимательства, включая следующее:

- дополнить законами, обеспечивающими  неприкосновенность частной собственности,  гарантирующими независимость и  надежную защиту предпринимателей, направленными на реальное стимулирование  развития новых форм хозяйствования  и производства или конкурентоспособной  продукции; 

- принять нормативные  и законодательные акты, закрепляющие  неотъемлемые права на собственность  и снижающие регламентацию предпринимательской  деятельности со стороны государства,  а также допустить к участию  в приватизации по специальным  проектам, в международных тендерах  и аукционах кыргызских предпринимателей без требования декларации источников происхождения капиталов;

- облегчить процедуру  оформления совместных с иностранным  капиталом проектов на территории  Республики, правительственные гарантии  под иностранные инвестиции для  негосударственного сектора давать  только под заклад конкретной  собственности заемщика.

III. Улучшение финансового обеспечения потребностей предпринимательского сектора, что предполагает необходимость:

- усилить экономическую  стабилизацию, снижая уровень инфляции  и бюджетный дефицит, избегая  при этом инфляционных способов  финансирования дефицита и используя  налоговую политику;

Информация о работе Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике