Современное состояние малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
исследование сущности малого предпринимательства;
определение особенности малого предпринимательства в России;
анализ тенденций развития малого предпринимательства;
рассмотрение критерий выделения малых предприятий;
выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны....................................................................................................5
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны.5
1.2. Характеристика малого предпринимательства и необходимость
его развития в стране...........................................................................................10
1.3. Специфика малого предпринимательства и его влияние
на развитие экономической деятельности..........................................................21
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства Российской Федерации.........................................................................................27
2.1. Динамика развития малого предпринимательства в экономике России..27
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России....................33
2.3. Перспективы развития и программа поддержки
малого предпринимательства в России..............................................................40
Заключение............................................................................................................45
Список использованной литературы............

Файлы: 1 файл

rre.docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Педагогический институт

Кафедра технологии и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

на тему: «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 6 курса

группы З-ТП-07

Сидоров С.П.

Руководитель: Турчина Н.И.

 

 

 

 

 

Якутск 2013

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны....................................................................................................5

1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны.5

1.2. Характеристика малого предпринимательства и необходимость

 его развития в стране...........................................................................................10

1.3. Специфика малого предпринимательства и его влияние

на развитие экономической  деятельности..........................................................21

Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства Российской Федерации.........................................................................................27

2.1. Динамика развития малого предпринимательства в экономике России..27

2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России....................33

2.3. Перспективы развития  и программа поддержки 

малого предпринимательства  в России..............................................................40

Заключение............................................................................................................45

Список использованной литературы..................................................................48

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому проблема поддержки малого предпринимательства в России имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой  национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом  бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая  маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность  делает малое предпринимательство  необходимым в современном, постиндустриальном обществе. Малые предприятия создают  благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается  конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная  перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.

Объектом исследования является современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации.

Предмет исследования – противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России, а также анализ перспектив развития малого предпринимательства.

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:

  • исследование сущности малого предпринимательства;
  • определение особенности малого предпринимательства в России;
  • анализ тенденций развития малого предпринимательства;
  • рассмотрение критерий выделения малых предприятий;
  • выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

При написании курсовой работы были использованы различные методы исследования: исторический, сравнения, аналитический, табличный, графический, исследования экономической статистики.   

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и  литературы.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны

1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны

Изучая сущность малого предпринимательства, необходимо знать его истоки и  процесс развития. Малое предпринимательство  играло основную роль в распространении  цивилизации, но его история никогда  не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж  малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря  его способности изобретать новые  товары и создавать новые рабочие  места. Вследствие этого в последние  годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно  выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, малочисленность  участников предпринимательства и  его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает  характер активного многочисленного  движения. Целью развития малого бизнеса  является насыщение внутреннего  рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором  в накоплении и перераспределении  капиталов, позволил обрести начальные  знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и  появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в  отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие  возможности для масштабного  развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников  и интенсивного участия малого предпринимательства  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и  длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.1

Предпринимательство — это  особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной  предпринимательской идее.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов  организации производства или новых  технологий — это тоже инновационные  моменты.2

Основным субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а  также с государством, которое  в различных ситуациях может  выступать в качестве помощника  или противника. И потребитель  и государство также относятся  к категории субъектов предпринимательской  активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).3

Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость завоевать  потребителя, создать круг собственных  потребителей.

Основными средствами воздействия  предпринимателя на потребителя  выступают следующие факторы:

-новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

- качество;

- цена, доступность товара;

- степень универсальности товара;

- внешний вид и упаковка;

- позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

- возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

- соответствие общепринятым или государственным стандартам;

- престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Партнерские связи играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает  возможность установления необходимых  партнерских связей.

Целью предпринимательской  активности является производство и  предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и  который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого  предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в  отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или  скрытый спрос потребителя.

Однако получение прибыли  свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой  активности. В этой связи важно  обратить внимание на выделение такой  экономической категории, как предпринимательская  прибыль, или предпринимательский  доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и  приемов организации производства, и составляют предпринимательский  доход. Под предпринимательским  доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход  от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам  или особому умению анализировать  и по-новому комбинировать факторы  производства в зависимости от внешних  условий.

Предпринимательство как  особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе  экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

Информация о работе Современное состояние малого предпринимательства в РФ