Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
исследование сущности малого предпринимательства;
определение особенности малого предпринимательства в России;
анализ тенденций развития малого предпринимательства;
рассмотрение критерий выделения малых предприятий;
выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны....................................................................................................5
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны.5
1.2. Характеристика малого предпринимательства и необходимость
его развития в стране...........................................................................................10
1.3. Специфика малого предпринимательства и его влияние
на развитие экономической деятельности..........................................................21
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства Российской Федерации.........................................................................................27
2.1. Динамика развития малого предпринимательства в экономике России..27
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России....................33
2.3. Перспективы развития и программа поддержки
малого предпринимательства в России..............................................................40
Заключение............................................................................................................45
Список использованной литературы............
б) предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство
есть форма осуществления
а) государственными органами
управления, которые уполномочены (в
соответствии с действующим
б) органами местного самоуправления
(муниципальное предприятие). Собственность
такого рода предприятий есть форма
обособления части
Частное предпринимательство
есть форма осуществления
По мере развития мелкого
предпринимательства образуются различные
формы организации частных
Фирма, находящаяся в единоличном
владении наиболее простая форма
для мелкого бизнеса. Обычно для
открытия такого предприятия достаточно
лишь получить лицензию от местных
властей и зарегистрировать торговое
имя. Деловые партнерства
Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентировано в основном на местные рынки сбыта.4
В экономической литературе
отсутствуют научные принципы разработки
критериев отнесения
- объективность;
- дифференциацию величины
критериев в зависимости от
специфики и отраслевой
- простоту в понимании и использовании;
- количество критериев;
- стабильность критериев.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.
Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:
- валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
- мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
- трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;
- малого бизнеса в экспорте продукции;
- налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
- основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
- отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.
С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:
- в снижении уровня безработицы;
- в более полном удовлетворении
потребностей граждан в
- в улучшение качества обслуживания;
- в более высокой
- в формировании среднего
класса в обществе как основы
для развития экономики и
- в формировании
- в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.5
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка,
общее число показателей, по которым
предприятия относятся к
До 1 января 2008г. критерии отнесения
к субъектам малого предпринимательства
определялось согласно принятому 14 июля
1995г. Федеральному закону “О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации”. Федеральный
закон от 24 июля 2007г. »О развитии малого
и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» установил
новые критерии отнесения к субъектам
малого предпринимательства. В соответствии
с указанным Законом, к субъектам
малого предпринимательства относятся
внесенные в Единый государственный
реестр юридических лиц
Законом №209-ФЗ специально оговорено,
что государственные и
Независимо от вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства Законом установлены категории по средней численности работников: от 101 до 250 человек включительно,100 человек включительно -малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек).Закон устранил правовую неопределенность содержащуюся в Законе №88-ФЗ, установив, что средняя численность работников рассчитывается за календарный год, а не за отчетный период , как было ранее. В Законе №88-ФЗ понятие «отчетный период» не было определено, в связи с чем суды и налоговые органы трактовали его самостоятельно.
Добавился новый критерии по назначению выручки от реализации товаров без учета НДС или балансовой стоимости активов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008г.№556 для каждой категории субъектов малого предпринимательства установили следующие предельные значения по показателю «выручка» за предшествующий календарный год:
- микропредприятия- 60.млн. рублей;
- малые предприятия- 400 млн. рублей;
- средние предприятия- 1 млрд. рублей.
С установлением новых
критериев отнесения к
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в разных отраслях экономики. А основными организационно-правовыми формами субъектов малого бизнеса являются полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), ограниченное товарищество (общества с ограниченной ответственностью), открытые и закрытые акционерные общества. А теперь более подробно остановимся на их характеристике.7
Полное товарищество. Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам своим имуществом. Это означает, что если частное лицо вошло в товарищество на правах одного из учредителей, то случае банкротства у него будет конфисковано все личное имущество, выходящее за рамки жизненно необходимого: картины, мебель, ювелирные изделия и т.д. Участниками полного товарищества могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица как коммерческие организации. Договор о их совместной деятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качестве образования такого товарищества. Таким образом, учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, который должен быть подписан всеми участниками полного товарищества. В учредительный договор должны быть включены следующие обязательные сведения:
- порядок совместной
Информация о работе Современное состояние малого предпринимательства в РФ