Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 14:42, реферат
Описание работы
Целью данной работы является изучение специфики развития предпринимательства в России на современном этапе.Задачи курсовой работы: • охарактеризовать современную сущность предпринимательской деятельности; • рассмотреть историю развития предпринимательства в постсоветской России; • провести анализ специфики развития предпринимательства в России.
Содержание работы
• ВВЕДЕНИЕ • 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ o 1.1 Современная сущность предпринимательской деятельности o 1.2 История развития предпринимательства в постсоветской России • 2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ o 2.1 Показатели развития малого бизнеса в РФ o 2.2 Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства • ЗАКЛЮЧЕНИЕ • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проявлением рентоориентированных
постприватизационных практик сформировавшегося
таким путем непроизводительного предпринимательства
стали расцвет бартера, существенно потеснившего
денежные формы расчета, в условиях так
называемой экономики неплатежей, накапливаемая
задолженность по заработной плате и налоговым
платежам (как инструмент контроля за
работниками и ресурс для административного
торга) и т.п.
Неудивительно, что рост частнопредпринимательского
сектора экономики снизу резко замедлился
уже в 1993 г. Основные ограничители нормального
развития предпринимательства "снизу"
-- фактическое отсутствие доступа к заемным
средствам, имущественным и иным материальным
ресурсам, отсутствие правовой защиты
и информационной поддержки -- были весьма
жесткими. В этих условиях отважиться
на предпринимательский старт могли лишь
те, кто располагал доступом к чиновникам,
обладающим политическим ресурсом, для
получения эксклюзивных льгот и привилегий
(т.е., как правило, выходцы из советской
номенклатуры), либо лица, отличающиеся
незаурядной пассионарностью (ученые
и изобретатели, а также просто авантюристы).
Но чаще в бизнес шли наемные работники
влачивших жалкое существование предприятий
госсектора и бюджетных организаций (высококвалифицированные
рабочие и специалисты), которых толкали
на этот шаг нужда и лишения -- вынужденные
предприниматели: в первой половине 1990-х
гг. так называемые челноки -- пионеры вынужденного
предпринимательства -- одели, обули и
накормили Россию низкокачественными,
но дешевыми продуктами из Турции, Китая
и др. сопредельных стран.
К числу немногих благоприятствующих
развитию частного предпринимательства
"снизу" факторов начале 1990-х гг. следует
отнести наличие множества не занятых
рыночных ниш, низкие финансовые барьеры
входа на рынок, низкие издержки на преодоление
административных барьеров вследствие
слабости государства как контролера.
В середине 1990-х гг. макроэкономическая
ситуация в России отличалась относительной
стабильностью: инфляция понизилась до
более или менее приемлемых двузначных
значений в год, политика валютного коридора
обеспечила некоторую предсказуемость
денежной системы, необходимую для начала
инвестиционного процесса. Оба эти фактора
способствовали формированию необходимых
-- хотя и не достаточных -- условий для
развития предпринимательства. С другой
стороны, по-прежнему весьма слабо защищены
были права собственности, остро дефицитными
оставались заемные ресурсы, получить
которые на легальном финансовом рынке
можно было только на короткое время и
от аффилированного банка. В результате
в сегменте крупного бизнеса доминирующими
стали банковские институты, занимавшиеся
не только (и не столько) кредитованием,
сколько формированием собственных финансово-промышленных
групп, а в сегменте малого предпринимательства
-- ростовщический капитал, зачастую тесно
связанный с криминалитетом. Продолжалась
деградация формально приватизированных,
фактически -- "ничейных" предприятий
оборонной промышленности и некоторых
др. видов деятельности, развитие которых
объективно требует длительных горизонтов
бизнес-планирования и инвестирования
"длинных" денег.
К этому времени российское
предпринимательство являло собой следующую
картину: наверху -- немногочисленные тесно
связанные с наиболее влиятельными группами
в государственно-бюрократическом аппарате
интегрированные бизнес-группы (ИБГ), далее
-- несколько тысяч крупных квазичастных
предприятий, производящих отрицательную
добавленную стоимость, активы которых
постепенно выводятся и распродаются
в розницу и которые надежно закрыты от
проникновения внешних инвесторов, затем
-- почти полное отсутствие слоя независимого,
не связанного с региональными властями
среднего бизнеса, и, наконец, -- микро-
и малое предпринимательство, в значительной
степени ориентированное на удовлетворение
элементарных потребностей обладающих
сравнительно низкой покупательной способностью
домохозяйств, отрезанное от финансового
рынка и использующее для роста и развития
только собственную прибыль, которую оно
в этих условиях тем тщательнее стремилось
укрыть от налогообложения (широкое использование
теневых схем) и ресурсы неформального
финансового рынка [16, с. 147].
Черту под этим этапом в развитии
предпринимательства подвел финансовый
кризис августа 1998 г., наступивший после
дефолта по внешним обязательствам, объявленного
российским правительством. Рубль в течение
нескольких недель рухнул, курс его упал
в 4 раза. Обвалились банковские империи
так называемых олигархов первого поколения,
основным бизнесом которых было обслуживание
бюджетных потоков, зарабатывание на разнице
курсов валюты и скупка за долги -- с последующей
перепродажей -- недооцененных активов
российской промышленности. Остановились
платежи. Покупательная способность населения
быстро сократилась (на 23% за осень 1998 г.).
Многие малые предприятия стали испытывать
проблемы с получением платы от своих
клиентов. Приблизительно 30% малых предприятий
были вынуждены прекратить торговлю после
августа 1998 г., около половины индивидуальных
предпринимателей, занимавшихся "челночным"
бизнесом, были вытеснены с рынка.
Малые и средние предприятия
в этих условиях сформировали стратегии
выживания за счет уменьшения расходов
-- снижения зарплаты (в том числе, при выплате
так называемой валютной части в рублях,
но по новому курсу) транспортных расходов,
сокращения расходов на рекламу, наконец,
отправки сотрудников в неоплачиваемый
отпуск.
Разумеется, экономическое
воздействие кризиса были не одинаковым
для различных категорий и групп малых
предприятий. Ключевым фактором здесь
было то, насколько предприятия были ориентированы
на импорт потребительских товаров, многие
предприятия-импортеры столкнулись с
проблемами ликвидности и разорились.
Другие факторы -- качество управления
или выбор банка (из-за последствий потери
средств на депозитах вследствие закрытия
некоторых банков) -- также оказывали влияние
на шансы выжить. Те малые и средние предприятия,
которые открыли для себя новые возможности
внутреннего рынка при отказе от импортной
продукции и комплектующих и переориентации
на производство и продажу продукции из
отечественного сырья и материалов, смогли
совершить рывок.
Кризис способствовал перетоку
капитала из торговли импортом в производственный
сектор. Столкнувшись с огромной нехваткой
оборотного капитала для получения необходимых
ресурсов, многие производители оказались
в невыгодном положении по отношению к
своим поставщикам и поэтому были готовы
вести переговоры. В этих условиях поставщики
ресурсов покупали права на продукцию,
что приносило им доходы от продажи готовой
продукции, а предприниматели, располагающие
свободным капиталом, который можно было
потратить на покупку отечественных ресурсов
и прав на продукцию, оказались в выигрышном
положении. В этот период началось формирование
вертикально ориентированных предпринимательских
структур в агропромышленном комплексе,
ускоренными темпами развивался бизнес
в сфере коммуникационных технологий.
Но динамика цен на сырьевые товары сделала
безусловными лидерами роста крупные
отечественные компании в сфере нефте-
и газодобычи и транспортировки, а также
в области добычи и переработки рудных
полезных ископаемых.
С начала 2000-х гг. последствия
кризиса все меньше напоминают о себе,
напротив, формируются новые процессы
и тенденции в развитии предпринимательства
в России [15, с. 6-7].
Во-первых, под влиянием опережающего
роста зарплаты в добывающем и финансовом
секторах начинают подтягиваться заработные
платы и в др. секторах, начинает быстро
расти потребительский платежеспособный
спрос, а на этом фоне расцветают торговля,
обслуживание и общественное питание,
причем уже в новом формате -- появляются
сетевые супермаркеты и гипермаркеты,
которые становятся основными клиентами
отечественных производителей товаров
повседневного спроса.
Во-вторых, в целый ряд секторов
российской экономики (торговля, производство
бытовой техники, строительных материалов
и товаров для строительства и ремонта
и т.д.), привлеченный динамикой ее роста,
устремляется крупный иностранный капитал,
который несет с собой и новые технологии,
и новые правила игры.
В-третьих, на федеральном уровне
наблюдается усиление государства -- и
как регулятора, и как учредителя предпринимательских
структур (и в этом смысле -- активного
"игрока"). Начав с "равноудаления"
олигархов от процесса выработки и принятия
политических решений и дойдя в этом до
знакового события (дело ЮКОС), государство
начинает формировать новую модель экономики:
провозглашается стратегия государственно-частного
партнерства в реализации крупнейших
инвестиционных проектов общенационального
масштаба, появляются так называемые национальные
проекты, призванные смягчить наиболее
вопиющее отставание России в вопросах
формирования и развития человеческого
потенциала и социальной инфраструктуры
от развитых стран мира, а затем под их
реализацию начинают создаваться государственные
корпорации.
В-четвертых, увеличение масштабов
перераспределения ВВП через госбюджет
сопровождается возрастанием значимости
-- особенно для крупных и средних предприятий
-- участия в тендерах и конкурсах по поставкам
товаров и услуг для государственных нужд.
Государство становится крупнейшим или
весьма значимым клиентом для многих из
них, что стимулирует, с одной стороны,
"обеление" практики ведения бизнеса,
с другой -- приводит к усилению возможностей
давления на частное предпринимательство
со стороны государственных ведомств
и отдельных лиц, принимающих решения.
В этом контексте усиление государства
объективно порождает тенденцию к "захвату
бизнеса" государством. При этом слабость
гражданского общества, отсутствие реальной
политической конкуренции и формализованных
регламентов отбора на государственную
службу приводят к тому, что ведомства
и отдельные чиновники все явственнее
стремятся использовать свое положение
регуляторов и контролеров для извлечения
ренты. В результате коррупция получает
другое измерение -- отдельные взятки и
подношении перерастают в систему контракт-отношений
между предпринимателем и его "куратором"
в соответствующем ведомстве. Данная проблема
и в общественном восприятии, и в политическом
дискурсе приобретает такую остроту, что
становится предметом специального плана,
патронируемого лично президентом страны.
2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Показатели развития
малого бизнеса в РФ
Роль малого бизнеса в России
велика не только количественно, но и функционально,
иными словами, по тем задачам, которые
он решает в экономике. Небольшие фирмы
образуют своего рода фундамент, на котором
вырастают более высокие "этажи"
хозяйства и который во многом предопределяет
архитектуру всего здания. В первую очередь,
это относится к интегрирующей, связывающей
экономику в единое целое роли малых предприятий.
По состоянию на 1 января 2012 г. в России
было зарегистрировано 231,6 тыс. малых предприятий,
что на 5,4% больше, чем по состоянию на 1
января 2011 г. Количество малых предприятий
в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось
на 7,3 ед. и составило 162,1 ед.
Таблица 2.1
Количество зарегистрированных
малых предприятий по федеральным округам
Российской Федерации на 1 января 2012 г.
[5, с. 7]
Федеральные округа
Количество зарегистрированных
МП на 1 января 2012 г. в расчете на 100 тыс.
чел. населения
единиц
прирост / сокращение (-) за период
01.01.2011- 01.01.2012
в % среднего по РФ
РФ
162,1
7,3
100,0
Центральный ФО
184,8
0,7
114,0
Северо-Западный ФО
263,4
32,9
162,5
Южный ФО
125,5
-4,6
77,5
Северо-Кавказский ФО
65,3
2,8
40,3
Приволжский ФО
158,3
0,8
97,7
Уральский ФО
136,8
20,3
84,4
Сибирский ФО
142,0
14,0
87,6
Дальневосточный ФО
157,4
2,9
97,1
Рост числа малых предприятий
как в абсолютном значении, так и в расчете
на 100 тыс. жителей зафиксирован в пяти
федеральных округах. Наибольший рост
отмечен в Северо-Западном федеральном
округе (на 15,9% или 32,9 малых предприятия
на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном
округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия
на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском
федеральном округе (на 9,2% или 14,0 малых
предприятий на каждые 100 тыс. жителей).
В меньшей степени количество малых предприятий
выросло в Северо-Кавказском федеральном
округе (на 6,5% или 2,8 малых предприятия
на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном
федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых
предприятий на каждые 100 тыс. жителей).
В двух федеральных округах
абсолютное количество малых предприятий
незначительно снизилось, однако в расчете
на 100 тыс. жителей отмечается рост показателя,
в их числе Приволжский федеральный округ
(снижение количества малых предприятий
на 0,2% или прирост 0,8 малых предприятий
на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточный
федеральный округ (на снижение количества
малых предприятий на 0,6% или прирост 2,9
малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).
Сокращение показателя наблюдается
только в Южном федеральном округе (на
2,6% или на 4,6 малых предприятия на каждые
100 тыс. жителей).
По итогам 2011 г. среднесписочная
численность занятых на малых предприятиях
(без учета внешних совместителей и работающих
по договорам гражданско-правового характера)
в целом по стране выросла на 4,8% по сравнению
с аналогичным показателем прошлого года
и составила 5 829,1 тыс. человек. Удельный
вес работников малых предприятий в общей
среднесписочной численности занятых
за этот период увеличился на 0,6 п.п. и составил
12,6% (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Среднесписочная численность занятых
на МП по федеральным округам Российской
Федерации в 2011 г.
Федеральные округа
Среднесписочная численность
работников МП
Доля занятых на МП в общей среднесписочной
численности занятых