Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 14:42, реферат
Описание работы
Целью данной работы является изучение специфики развития предпринимательства в России на современном этапе.Задачи курсовой работы: • охарактеризовать современную сущность предпринимательской деятельности; • рассмотреть историю развития предпринимательства в постсоветской России; • провести анализ специфики развития предпринимательства в России.
Содержание работы
• ВВЕДЕНИЕ • 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ o 1.1 Современная сущность предпринимательской деятельности o 1.2 История развития предпринимательства в постсоветской России • 2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ o 2.1 Показатели развития малого бизнеса в РФ o 2.2 Современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства • ЗАКЛЮЧЕНИЕ • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Количество занятых на малых
предприятиях выросло в семи федеральных
округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Кавказском
федеральном округе (на 12,5%) и Уральском
федеральном округе (на 10,4%). При этом доля
работников малых предприятий в общей
среднесписочной численности занятых
в рассматриваемых округах выросла на
1,1 п.п. и 0,9 п.п. соответственно. В меньшей
степени показатель вырос в Сибирском
федеральном округе (на 7,9%), Центральном
федеральном округе (на 7,1%), а также в Дальневосточном
федеральном округе (на 2,7%), Приволжском
федеральном округе (на 2,5%) и Северо-Западном
федеральном округе (на 0,8%). В Южном федеральном
округе среднесписочная численность занятых
на малых предприятиях сократилась на
1,3%.
Общий объем оборота малых предприятий
в Российской Федерации за 2011 г. составил
12 909,4 млрд. рублей, что на 26,0% выше аналогичного
показателя 2010 г. (с учетом индекса потребительских
цен рост показателя составил 20,3%) (табл.
2.3).
Таблица 2.3
Объемы оборота МП по федеральным округам
Российской Федерации в 2011 г. [5, с. 11]
Федеральные округа
Объем оборота в 2011 г.
млн руб.
На душу населения, руб.
в % к 2010 г.
РФ
12 909 434,8
90 360,8
120,3
Центральный
5 006 984,5
130 235,0
133,7
Северо-Западный
1 665 142,1
122 205,4
98,3
Южный
944 701,0
68 202,7
115,9
Северо-Кавказский ФО
265 295,7
28 106,2
124,9
Приволжский
2 213 823,0
74 091,1
114,6
Уральский
1006 269,1
83 252,6
115,5
Сибирский
1328111,7
68 986,1
129,1
Дальневосточный
479 107,7
76 231,2
112,8
Рост оборота малых предприятий
с учетом ИПЦ наблюдается практически
во всех федеральных округах. Наиболее
значительный рост показателя отмечен
в Центральном федеральном округе (на
33,7%), Сибирском федеральном округе (на
29,1%) и Северо-Кавказском федеральном округе
(на 24,9%). В Южном федеральном округе рост
показателя составил 15,9%, в Уральском федеральном
округе -- 15,5%, в Приволжском федеральном
округе -- 14,6%, в Дальневосточном федеральном
округе -- 12,8%. Сокращение показателя отмечено
только в Северо-Западном федеральном
округе (на 1,7%). В 2011 г. объем оборота малых
предприятий с учетом ИПЦ по сравнению
с аналогичным показателем прошлого года
вырос в 72 регионах.
Таким образом, по итогам 2011
г. по сравнению с 2010 г. в целом по стране
положительная динамика отмечается только
по показателю объема оборота малых предприятий
(без микропредприятий). По остальным рассматриваемым
показателям (количество малых предприятий,
среднесписочная численность работников
малых предприятий, объем инвестиций в
основной капитал на малых предприятий)
зафиксирована отрицательная динамика.
Динамика основных показателей деятельности
малых предприятий (без микропредприятий)
в целом по РФ за 2008-2011 гг. приведена на
рис. 2.1.
Рис. 2.1. Динамика основных показателей
деятельности малых предприятий (без микропредприятий)
в целом по РФ в 2008-2011 гг.
На 1 января 2012 г. количество
зарегистрированных малых предприятий
в целом по России увеличилось по сравнению
с 1 января 2011 г. на 5,4%, среднесписочная
численность занятых на малых предприятиях
выросла на 4,8%, а удельный вес работников
малых предприятий в общей среднесписочной
численности занятых достиг уровня 12,6%.
Объем оборота малых предприятий с учетом
ИПЦ вырос на 20,3%, рост инвестиций в основной
капитал на малых предприятиях с учетом
ИПЦ составил 4,2%.
2.2 Современные проблемы
развития малого и среднего
предпринимательства
Опыт экономически развитых
стран показывает, что малое и среднее
предпринимательство играет исключительно
важную роль в экономической и социальной
жизни общества. На их долю приходится
до 50-70% валового внутреннего продукта
экономически развитых стран, доля малых
и средних фирм составляет до 80-90% от общего
числа коммерческих организаций.
На сегодняшний день в России
функционирует примерно 220 тыс. предприятий
малого бизнеса, которые не зря называют
сердцевиной и основной опорой экономики
страны, ведь они составляют подавляющую
часть предприятий страны, обеспечивают
гибкость и мобильность производства,
его высокую ориентацию на спрос потребителя.
Кроме того, малое и среднее предпринимательство
выполняет важную социальную функцию
-- обеспечение занятости населения, решение
проблем безработицы, создание возможности
личной реализации для предпринимателей.
Сектор малого и среднего бизнеса
находится в процессе развития, а ситуация
в этой сфере еще не соответствует реальным
потребностям экономики и далека от уровня
других стран с развитыми рыночными отношениями.
Обычно для успешного развития
предпринимательства необходимы некоторые
условия, способствующие этому. К таким
можно отнести следующие:
· четкие, понятные, непротиворечивые
законы;
· достаточная государственная
и регуляторная поддержка;
· доступ к финансовым ресурсам
под небольшие проценты;
· приемлемые нормы налогов.
Как утверждают сами предприниматели,
наиболее характерными факторами, которые
тормозят развитие малого и среднего бизнеса,
являются [7, с. 16]:
Учитывая вышесказанное, понятно,
что без достаточной государственной
помощи предпринимательство не может
эффективно и быстро развиваться. Поэтому
для этого в государстве разрабатываются
и реализуются государственные программы
поддержки малого предпринимательства,
основной целью которой является создание
условий для позитивных структурных изменений
в экономике; поддержка отечественных
производителей, формирование условий
для обеспечения занятости населения,
предотвращения безработицы, создание
новых рабочих мест.
В связи с охватившим весь мир
экономическим кризисом, имеющиеся проблемы
предпринимательства углубились и к ним
добавились новые, такие как [8, с. 220]:
· осложнения с выплатами по
кредитам;
· повышение налогов;
· теневизация экономики;
· коррупция.
Таким образом, можно сказать,
что предпринимательство продолжает преодолевать
немалые препятствия на пути своего развития.
В качестве основной проблемы
можно выделить рост налогового бремени
для бизнеса. С 1 января 2011 г. увеличился
размер тарифов по страховым взносам.
В ПФР нужно перечислять взносы в размере
26%, в ФСС России -- 2,9%, в ФФОМС -- 2,1%, в ТФОМС
-- 3%. Таким образом, компаниям пришлось
платить страховые взносы в размере 34%.
И, несмотря на то, что в 2012 г. общая ставка
снизилась, налоговая нагрузка осталась
выше, чем была в 2010 г.
В переходный период с 2011 г.
по 2014 г. предусмотрены так называемые
льготные тарифы для отдельных категорий
плательщиков. Для сельхозпроизводителей
и плательщиков ЕСХН (единого сельскохозяйственного
налога), для организаций народных художественных
промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, для резидентов
технико-внедренческих особых экономических
он и для организаций, использующих труд
инвалидов. Переход их к общему страховому
тарифу в 34% будет постепенным и завершится
в конце 2014 г. Такие "льготы" никак
не стимулируют работодателей привлекать
труд инвалидов.
Таблица 2.5
Льготные ставки страховых
взносов для отдельных категорий плательщиков
Фонды
2010 г.
2011-2012 гг.
2013-2014 гг.
ФСС
0
1,9
2,4
ФФОМС
0
1,1
1,6
ГФОМС
0
1,2
2,1
ПФР
10,3
16,0
21,0
Итого
10,3
20,2
27,1
Что касается плательщиков
ЕНВД (единого налога на вмененный доход)
и упрощенной системы налогообложения,
в 2010 г. они уплачивали взносы исключительно
в ПФР в размере 14%. В дальнейшем никакие
льготы для них не предусмотрены. С 2011
г. они применяют ставку 34%, как и страхователи,
выплачивающие вознаграждения физическим
лицам, и применяющие общий режим [1, ст.
12].
Таблица 2.6
Ставки страховых взносов плательщиков
ЕНВД и УСН
Фонды
2009-2010 гг.
2011 г.
Изменение
ФСС
0
2,9
+ 2,9
ФФОМС
0
2,1
+ 2,1
ГФОМС
0
3,0
+ 3,0
ПФР
14,0
26,0
+ 12,0
Итого
14,0
34,0
+ 20,0
В связи с этим и возникает вопрос,
как должны вместе существовать программы
развития малого и среднего предпринимательства
и растущие налоги. Именно поэтому и снижаются
основные показатели деятельности малых
предприятий за истекший 2011 г. Малые предприятия
вынуждены уходить в "тень", поэтому
темп роста среднесписочной численности
работающих на малых и средних предприятиях
снизился на 2,9%, по отношению к предыдущему
году. А темп роста среднемесячной заработной
платы на малых и средних предприятиях
снизился на 2,3%. Это говорит о том, что
малый бизнес, таким образом, старается
снизить свои налоговые затраты.
Также нельзя не отметить еще
одну серьезную проблему. Хочется обратить
внимание на проблему ориентированности
малого бизнеса. Наиболее развита и приоритетна
торговая деятельность. В индивидуальной
предпринимательской деятельности она
составляет 52,8% от численности ИП, а для
юридических лиц, субъектов малого и среднего
предпринимательства она составляет 38,3%.
Любой специалист знает, что качественное
развитие экономики возможно только при
интенсивном развитии производства той
сферы, где создается добавочная стоимость
и обеспечивается экономический рост
экономики [8, с. 221].
Эта проблема возникла давно.
В начале 90-х гг. прошлого века в российской
экономике произошел переход от плановой
экономики, где существовала только государственная
собственность, к рыночной экономике,
основанной на принципах свободного предпринимательства,
многообразия форм собственности на средства
производства. Казалось, долгожданная
свобода предпринимательства даст молниеносные
результаты. Однако этого не произошло.
Современной экономике остались
в наследство, прежде всего, крупные и
сверхкрупные промышленные предприятия.
Крупное предприятие детище индустриального
развития, включающее в себя четкое разделение
труда. Кроме того, психология наемного
работника, сформировавшаяся за многие
годы, не позволила интенсивно развиваться
производственной сфере малого предпринимательства,
и долгожданная экономическая свобода
дала толчок для развития, прежде всего,
торговли. Конечно, эта сфера не требует
особых профессиональных знаний (инженерных,
технологических), но только за развитием
высокотехнологичных сфер, будущее экономического
развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проделанной работы
можно сделать следующие выводы.
Предпринимательство -- процесс
непрерывного поиска изменений в потребностях,
спросе конечного потребителя на продукцию
и услуги, удовлетворения этой потребности
путем организации производства, сбыта,
маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных
на самые лучшие новации, приносящие максимум
производительности в каждой из стадий
процесса воспроизводства.
В России малое предпринимательство
как сектор экономики существует около
20 лет и находится на стадии становления.
Оно приобрело определенную устойчивость
и достаточную широту распространения,
превратилось в полной мере в самостоятельный
сектор экономики страны, в котором четко
обозначились стороны экономических противоречий.
Уже создана нормативно-правовая база,
регулирующая деятельность малых предприятий,
уточнены отдельные положения политики
государства по их поддержке, разработаны
механизмы государственной поддержки
на федеральном и региональном уровнях,
образованы структуры для ее реализации.
Роль малого бизнеса в России
велика не только количественно, но и функционально,
иными словами, по тем задачам, которые
он решает в экономике. По состоянию на
1 января 2012 г. в России было зарегистрировано
231,6 тыс. малых предприятий, что на 5,4% больше,
чем по состоянию на 1 января 2011 г. Количество
малых предприятий в расчете на 100 тыс.
жителей увеличилось на 7,3 ед. и составило
162,1 ед.
Особенностью малого предпринимательства
в России стал чрезвычайно высокий уровень
административных барьеров как результат
углубления противоречия между независимостью
собственности и государственным регулированием
малого бизнеса. Государственное вмешательство
в деятельность малых форм хозяйствования
излишне высокое. Также в последнее время
в качестве основной проблемы можно выделить
рост налогового бремени для бизнеса.