Студентка
3 курса
группа д 11 мм рд
Сушко людмила
Современный
предприниматель. Деловой портрет
предпринимателя в различных
странах
Культура и этика
предпринимательской деятельности
Этика– система норм нравственного
поведения и
обязанностей
людей по отношению друг к другу
и обществу в целом.
Этика деловых отношений – это система универсальных
и специфических
нравственных требований и норм поведения,
реализуемых
в профессиональной деятельности. В
нее входят:
- этическая оценка внутренней и внешней политики
организации;
- моральные принципы членов организации;
- моральный климат в организации;
- -нормы делового этикета.
В каждой компании имеется
определенная система общепризнанных
нравственных процедур (норм,
ценностей,
знаний), обязательных для всех участников
предпринимательской деятельности.
Ядро
корпоративной
этики формируется основателями
организации и непосредственно
связано с их жизненным
опытом
и мировоззрением. Репутация и
авторитет руководителя, эффективность
его работы воспринимается
подчиненными
как данность, и они, в той или
иной мере, начинают подражать ему.
Любой человек, решивший
стать предпринимателем,
то есть начать свое дело, войти в
мир бизнеса, уже только по этому
является личностью
неординарной.
И качества этой личности начинают
реализовываться, проецироваться на создаваемую
им
предпринимательскую
организацию. Именно в человеческом
взаимодействии и формируются корпоративные
этические
ценности.
На
формировании предпринимательской
этики сказываются формы общественного
сознания
(менталитета) и общественных
отношений, направленных на утверждение
самоценности гражданина
как предпринимателя,
проявление его лучших человеческих
качеств, экономической свободы,
его
ответственности перед потребителями,
обществом. Предпринимательская этика
опирается на
моральные принципы, относящиеся
к нравам, характеру, притязаниям
предпринимателей, а потому
неразрывно связана с
их мотивами, побуждениями.
Этические
проблемы предпринимателей постоянно
возникают и разрешаются, в
первую очередь, с
потребителями, при этом государство
защищает интересы потребителей. Этические
отношения
предпринимателей как
собственников дела связаны с
наемными работниками. Эти отношения
оказывают особое влияние
на уровень предпринимательского успеха.
Важное значение в развитии
цивилизованного предпринимательства
имеют отношения с хозяйствующими
партнерами,
конкурентами, обществом. Предпринимательская
этика проявляется в таких
категориях, как верность
данному слову, принятому
на себя обязательству, моральной ответственности
за невыполнение
установленных правовыми
нормами обязанностей.
Чтобы
овладеть навыками корректного
поведения, нужно соблюдать:
- правила представления и знакомства;
- правила проведения деловых контактов;
- правила поведения на переговорах;
- требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
- требования к речи;
- культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский
этикет представляет собой совокупность
правил поведения предпринимателя,
регулирующих его внешние проявления
с окружающим миром, с другими
предпринимателями, конкурентами, сотрудниками,
со всеми индивидуумами, с которыми
предприниматель контактирует не
только при осуществлении своего
бизнеса, но в любой жизненной
ситуации.
Культура
предпринимательства является
неотъемлемым элементом организации
предпринимательской
деятельности. Она базируется на общих
понятиях культуры и неразрывно с
ней
связана.
Культура - это совокупность производственных,
общественных и духовных потребностей
людей.
Первым всеобщим элементом культуры
предпринимательской деятельности является
ее
законность. Вторым элементом - строгое
выполнение обязательств и обязанностей,
вытекающих из
правовых
актов, договорных отношений и совершаемых
законных сделок, из обычаев делового
оборота,
что проявляется в ненанесении
не только имущественного, но и морального
вреда партнерам,
конкурентам,
потребителям, наемным работникам.
Следующим
важным элементом культуры предпринимательства
является честное ведение его
субъектами
своего бизнеса. Честное отношение
к людям, потребителям, партнерам, государству
- это
действительно
ведущий признак культуры предпринимательства.
Культура предпринимательства как
проявление правовых и этических
критериев (норм) включает следующие
отношения:
- с государством,
- с обществом,
- с потребителями,
- со служащими,
- с партнерами,
- с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами.
А также
соблюдение действующих правовых актов,
стандартов, правил, норм, прямо или
косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Методы и стили
предпринимательства в менеджменте.
- Стиль работы – это, прежде всего, сам человек, каков человек, его внутреннее и внешнее содержание, образование, квалификация, способности, этика, мораль, таков и его стиль.
- Классические функции предпринимателя включают в себя оптимальное сочетание факторов производства с целью создания рентабельно функционирующего предприятия, контроль за издержками и внедрение нововведений. В настоящее время к этому перечню добавляется еще одна важная экономическая задача – руководство людьми.
- Предпринимательство в большинстве случаев имеет коллективныйхарактер, и успех деятельности в большей степени зависит от правильно налаженных отношений в коллективе.
- Успеха можно достичь только в том случае, если будет приниматься во внимание чувство достоинства всех работающих на предприятии. Поэтому все меньше приверженцев остается у широко распространенного ранее авторитарного стиля руководства, хотя и трудно полностью обойтись без приказов (решения) и подчинения (исполнения).
- Откровенно авторитарное поведение далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в последнее время все большую популярность приобретает так
называемый кооперативный
стиль руководства: наряду
с профессиональной компетентностью предприниматель
должен обладать даром коммуникабельности.
- Кооперативный стиль руководства с точки зрения нравственности, предполагает уважительное отношение к сотруднику на предприятии с тем, чтобы он ощущал свою сопричастность и ответственность за работу. Главное, чтобы предприниматель своими действиями и своим поведением вызывал доверие у своих сотрудников. Благоразумный и ответственный предприниматель знает, что его экономическое положение зависит не только от машин и техники, но, в первую очередь от работающих на предприятии людей. Такую позицию нельзя ставить на одну доску с сентиментальным социальным настроением предпринимателя. Дело в том, что одного внимательного отношения предпринимателя к сотрудникам слишком мало, чтобы устоять в борьбе с конкурентами.
Суть вопроса
характеризуется следующими исходными
моментами:
- Информирование сотрудников и их мотивация;
- Коммуникация руководящих звеньев по горизонтали и вертикали;
- Делегирование ответственности;
- Поощрение, как коллективного труда, так и персонального в зависимости от уровня образования, профессиональной подготовки, опыта и т.д.
- Обучение, повышение квалификации сотрудников
Отношение предпринимателя с наемными
работниками регулируется трудовым кодексом.
Реальные же взаимоотношения между собственником
и служащим, которые складываются в бизнесе,
всегда значительно многограннее, так
как непременно включают дополнительные
льготы, преимущество и условия, позволяющие
наладить высокоэффективную деятельность
предприятия (фирмы) и создать настоящий
коллектив единомышленников, способный
довести любое начинание предпринимателя
до успешного завершения.
Принимая любое решение, касающееся персонала,
предприниматель всегда должен спросить
себя о том, кого он желает видеть рядом
с собой – партнеров, единомышленников
или врагов. Опыт отечественного бизнеса
свидетельствует о том, что большинство
сегодняшних работодателей своим поведением
и отношением к наемным работникам чаще
порождает последних, чем первых.
- Что интересует наемных работников? Прежде всего, это хорошие условия труда, учет их профессиональных интересов, внимательное отношение, высокая заработная плата, возможности продвижения по службе – иначе рано или поздно лучшие уйдут.
- Для начинающего предпринимателя очень важным является формирование вокруг себя партнеров, увлеченных общей идеей и готовых воплотить ее в дело. И здесь следует помнить, что подбирать партнеров надо не столько для эмоциональной поддержки, сколько для совместной плодотворной работы. Каждый партнер должен привносить ценное в развитие фирмы, опыт и определенные навыки.
- Особенно тщательно надо подходить, к партнерству, с родственниками и друзьями, помня, о том, что бизнес должен строится не на личных отношениях, а на деловой основе. Для того, чтобы избежать негативных моментов, необходимо с каждым партнером, независимо от степени их родства или близости, заключить договор или контракт, в которых должны быть оговорены все их права и обязанности.
Портрет современного
предпринимателя в западных странах
и Республике Беларусь
- Предпринимательство относится к тем сферам человеческой деятельности, основу которых составляет творчество. Во-первых, оно предоставляет право заниматься тем видом деятельности, который больше всего нравится человеку и в наибольшей степени соответствует его природным склонностям и талантам. Во вторых, предпринимательство непосредственно связано с проектированием будущей деятельности и воплощением в жизнь разработанных проектов, а это прерогатива творческих личностей, наделенных богатым воображением и аналитическими способностями.
- В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом «О предпринимательстве Республики Беларусь» предпринимателем может быть любое физическое или юридическое лицо, или их объединения, которые владеют, распоряжаются, пользуются имуществом предприятия, (фирмы), управляют и организовывают ее хозяйственно-финансовую деятельность. Это значит, что предпринимательской деятельностью могут заниматься все полностью дееспособные граждане Республики, достигшие 18-ти летнего возраста и не ограниченные в правах, а также любой иностранный гражданин. Закон «О предпринимательстве РБ» (ст.2) запрещает заниматься указанной деятельностью должностным лицам и специалистам государственных органов власти и управления, прокуратуры и суда в функции которых входит решение вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью.
- Чтобы стать предпринимателем, необходимо, прежде всего, этого очень хотеть. Почти все преуспевающие предприниматели отмечают, что они очень сильно желали заниматься бизнесом и думали об этом постоянно. Это позволило им принять решение о выборе профессии предпринимателя и определить сферу деятельности, где можно применить свои способности, свой профессионализм и, где можно заработать деньги.
- Но чтобы это желание претворить в жизнь, необходимо обладать огромной силой воли, трудолюбием и быть уверенным в успехе. К сказанному выше необходимо добавить, что предпринимательской деятельностью может заниматься не просто тот, кто очень хочет, а кто имеет призвание, способности, наклонность к этому, природный талант, интуицию, образование.
- Как показывают статистические исследования, около 90 процентов предпринимателей начинают свое дело в знакомой для себя сфере. И, несмотря на это, весьма высока доля неудачников, особенно в начальном периоде. Так на первые пять лет предпринимательской деятельности приходится около 53 % случаев прекращения деловой активности и около 30 % - на последующие 5 лет.
- Если в начале 90-х годов прошлого столетия предпринимательской деятельностью можно было с успехом заниматься практически в любой сфере, т.к. предложение государственного сектора не отвечало потребностям общества, то сегодня практически все направления уже освоены и выгодно реализовать можно только те товары и услуги, которые являются весьма конкурентоспособными или не имеют аналогов.
- Успех бизнеса во многом зависит от наличия у предпринимателей определенного набора качеств и специфических способностей, которые в наибольшей степени определяются личными особенностями и средой предпринимательской деятельности. По результатам многих отечественных и зарубежных исследователей, наиболее важными качествами предпринимателей, являются честность, искренность, упорство, готовность к риску, целеустремленность, инициативность, ответственность и порядочность, решительность и настойчивость в достижении поставленных целей, коммуникабельность, трудолюбие, способность убеждать и устанавливать связи, хорошие организаторские способности, стремление быть информированным.