Средний бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:21, реферат

Описание работы

В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений.
Валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, малого – 15%, а на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг.

Содержание работы

1.Критерии выделения компаний среднего бизнеса……………………3
2.Функции и значение среднего бизнеса в рыночной экономике…….8
3.Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике России…………………………………...11
4. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России……………………12
Литература………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 1.docx

— 211.05 Кб (Скачать файл)

Экономические функции малого бизнеса:

  • Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
  • Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
  • Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.
  • Мобилизует сырьевые, трудовые и финансовые ресурсы.
  • Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции малого бизнеса:

  • Обеспечивает рост занятости.
  • Снижает социальную напряженность.
  • Стабилизирует уровень доходов населения.

 

 

3.Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике России

 

На настоящем этапе  развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства.

Объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2010 году (тыс. руб.):

-Сбербанк (191 732 686.87)

-Банк Уралсиб (217 346 252.27)

-Россельхозбанк (200 140 044.30)

По этим данным можно сделать  вывод о том, что на данный момент государством и крупнейшими российскими  банками оказывается огромная поддержка  малому и среднему бизнесу, а это  открывает большие перспективы  для развития.

Малые и средние предприятия, играющие все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывают своеобразие каждого  региона, формируют значительную долю доходной базы бюджета и являются решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских  рынков и новых рабочих мест.

Сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем  малого и среднего бизнеса на государственном  уровне. Первое – поменять психологию власти к малому и среднему бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в  серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При  сегодняшней системе, когда отнимается доля дохода, предприятия, вынуждены  уклоняться от налогов.

В-третьих, сделать прозрачными  и внести ясность в акты купли-продажи  имущества. Четвертое – стимулировать  инвестиции населения, которое уже  не доверяет ни банкам, ни государству, в малый и средний бизнес.

  1. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России

         В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.

Для оценки возможностей повышения  темпов развития малого и среднего предпринимательства и влияния  этого процесса на экономическую  динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).

Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении  инвестиционного проектирования и  проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать  конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень  инфляции, степень конкуренции, свободные  рыночные ниши и т.п.

Для страны таких масштабов, как Россия, малый и средний  бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут  стать лишь связующим звеном, которое  обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера  услуг, в том числе технические  услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий мер, способствующих выведению  страны из кризиса, является обеспечение  ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы  услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка сырья  и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками  товаров для торговли стали импортные  закупки, «челночные» рейсы в  развивающиеся страны, а также  товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя  от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление  о предпринимательстве как о  чем-то плохом, неприязненном, а о  предпринимателе – как о спекулянте.

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке  малого бизнеса, затруднения в получении  кредитов, производственных помещений  и материальных ресурсов поставили  малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем  не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и  оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина  сокращения числа малых предприятий  – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых и средних  предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность  налоговой системы. Негативное воздействие  на развитие малого и среднего бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый  бизнес – непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса  оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления  и развития малого и среднего бизнеса. Для этого им должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение  “убивает” в России малое и  среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют  предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей  роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые и средние  предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны  налоговые льготы на период становления  малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного  налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более  низкие ставки налогов должны применяться  для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько  экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается  ни на каком уровне и ни одна программа  не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в “коридорах власти”, так и не получив “добро” на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

К настоящему времени сделаны  только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении  формирования малого и среднего предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых и средних  предприятий не существует, как нет  и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная  программа развития малых и средних  предприятий.

Комплекс первоочередных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

  • нормативно-правовое;
  • финансово-кредитное;
  • обеспечение безопасности;
  • информационно-техническое;
  • организационное;
  • кадровое и консультационное обеспечение;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий  в развитии предпринимательской  деятельности.

В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько  средства государственного бюджета, сколько  возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования  государственных ресурсов должно стать  не выделение прямых инвестиций, а  страхование и предоставление гарантий под кредит. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых и средних предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ.

Информация о работе Средний бизнес