Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:21, реферат
В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений.
Валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, малого – 15%, а на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг.
1.Критерии выделения компаний среднего бизнеса……………………3
2.Функции и значение среднего бизнеса в рыночной экономике…….8
3.Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике России…………………………………...11
4. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России……………………12
Литература………………………………………………………………...19
Экономические функции малого бизнеса:
Социальные функции малого бизнеса:
3.Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике России
На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства.
Объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2010 году (тыс. руб.):
-Сбербанк (191 732 686.87)
-Банк Уралсиб (217 346 252.27)
-Россельхозбанк (200 140 044.30)
По этим данным можно сделать вывод о том, что на данный момент государством и крупнейшими российскими банками оказывается огромная поддержка малому и среднему бизнесу, а это открывает большие перспективы для развития.
Малые и средние предприятия,
играющие все большую роль в региональных
социально-экономических
Сегодня выделяют четыре основных
направления для решения
В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый и средний бизнес.
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.
Для оценки возможностей повышения темпов развития малого и среднего предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).
Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.
Для страны таких масштабов, как Россия, малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий мер, способствующих выведению страны из кризиса, является обеспечение ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, «челночные» рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается
в массовом сознании представление
о предпринимательстве как о
чем-то плохом, неприязненном, а о
предпринимателе – как о
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового
рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий
– низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых и средних
предприятий вследствие трудностей
с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес – непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Весьма остра проблема
формирования финансовой базы становления
и развития малого и среднего бизнеса.
Для этого им должны быть предоставлены
определенные льготы. Это могут быть
льготы по налогообложению. Но проводимая
в нашей стране налоговая политика
не только не эффективна, но экономически
опасна. Она идет вразрез с установленной
в мире практикой и современными
мировыми тенденциями развития экономики.
Неоправданно высокое налогообложение
“убивает” в России малое и
среднее предпринимательство (многочисленные
налоги и поборы нередко оставляют
предприятию лишь 5-10% полученной прибыли).
Общее направление
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в “коридорах власти”, так и не получив “добро” на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
К настоящему времени сделаны
только самые первые шаги в правовом
и организационном обеспечении
формирования малого и среднего предпринимательства
в качестве особого сектора экономики
России. Действенной системы
Комплекс первоочередных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть
формирование эффективных институтов
рыночной инфраструктуры, товарного
рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного
и венчурного предпринимательства,
информационной, консультационной и
аудиторской деятельности, а также
создание комплексной государственно-
Для реализации данных программ
должны быть привлечены не столько
средства государственного бюджета, сколько
возможности частного - отечественного,
а при необходимости и