Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:43, контрольная работа
Цель работы – проследить историю развития гостиничного сервиса.
Задачи:
1. Выявить становление гостиничного бизнеса.
2. Изучить формирование гостиничного бизнеса в России и рассмотреть его проблемы.
3. Рассмотреть показатели качества гостиничного сервиса.
Введение
Актуальность исследования: в последнее время гостиничный бизнес получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.
Массовое развитие гостиничного бизнеса позволяет миллионам людей значительно расширить знания по истории своего Отечества и других стран, сделать их более устойчивыми, конкретными, образными, лучше понять ход и значение отдельных исторических событий и явлений, познакомиться с достопримечательностями той или иной страны и т.д.
С экономической точки зрения гостиничный бизнес это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами размещения, питания, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями.
Объект исследования – гостиничный сервис.
Предмет – история и современные проблемы гостиничного сервиса.
Цель работы – проследить историю развития гостиничного сервиса.
Задачи:
1. Выявить становление
2. Изучить формирование гостиничного бизнеса в России и рассмотреть его проблемы.
3. Рассмотреть показатели качества гостиничного сервиса.
Практическая значимость состоит в возможности использования опыта прошлого в решении современных задач.
Глава 1. Становление гостиничного бизнеса
Понятие “гостеприимство” старо, как сама человеческая цивилизация. Английское слово “hospitality” (гостеприимство) происходит от старофранцузского “хоспис”, что означает “странноприимный дом”. Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое. Гостиные дома располагались в городах и на дорогах, ведущих из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. Здесь людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и меняли лошадей. В средние века в Европе постоялые дворы начинали создаваться при монастырях. Церковь обязывала организовывать “госпиции” для путешественников, паломников, священников, путешествующих по святым местам. Со временем из бесплатного приюта они становятся предприятиями, рассчитанными на получение дохода.
Прообразы гостиниц имелись и на Ближнем Востоке, и в Средней Азии, и в Закавказье. Купцы с караванами товаров путешествовали по пустыням и предгорьям. Ночевали они обычно в шатрах, но иногда останавливались в караван-сараях - своеобразных гостиничных комплексах, включавших в себя загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной.
Туризм и возрастающая с каждым
годом гостиничная база превратились
в “индустрию услуг”, которая в
сочетании с “индустрией
На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII -XIII вв. В них отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы - “ямы”, как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.
В XV в. создаются многочисленные почтовые
станции, которыми ведает Ямской приказ.
По велению Ямского приказа
В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII -XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц. В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями. После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке.
К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.
В послевоенные годы развернулись большие
работы по восстановлению, реконструкции
и строительству новых
Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Все это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.
В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц. Одной из самых больших гостиниц России является гостиничный комплекс “Измайлово”, рассчитанный на 10 тыс. мест.
К сожалению, в 90-е годы из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 90-х годов, согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931. [19, c.80]
В целом по России в городской местности находится 60 % гостиниц и в сельской местности - 34%.
Наиболее крупные по количеству
номеров гостиницы
Для столицы России Московское правительство разработало “Концепцию развития международного туризма в Москве до 2010 г.”, согласно которой планируются реконструкция существующих гостиниц и строительство новых на 30 тыс. гостиничных мест [2, c.90].
Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного туризма. От развития туризма будет зависеть дальнейшее развитие гостиничного бизнеса в крупных городах России [3, c.106]
Вывод: корни становления гостиничного сервиса уходят в далекое прошлое. Гостиничный сервис возник из потребностей путников в ночлеге и питании в дороге. По сравнению с Европой, гостиничный бизнес России медлено набирал обороты в своем развитии.
1.2 Основные определения гостиничного хозяйства
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и в других средствах размещения за вознаграждение.
Под средством размещения понимают любой объект, предназначенный для временного проживания людей.
В соответствии с ГОСТ Р 50645 - 94 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц” под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах - 10. Гостиницы характеризуются следующими признаками:
Гостиничные предприятия различаются по вместимости, числу мест для проживания и числу номеров. [2, c.61]
Номер - помещение, состоящее из одного или нескольких мест для проживания, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.
Койко-место - площадь с кроватью,
предназначенная для
В международной практике принята
стандартная классификация
Коллективные средства размещения подразделяются на предприятия гостиничного типа и специализированные.
В соответствии с ГОСТ Р 51185 -98 “Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования” к коллективным средствам размещения гостиничного типа относят:
К специализированным средствам размещения относятся: [4, c.85]
К индивидуальным средствам размещения относятся:
Вывод: гостиничные предприятия делятся на определенные классификации, в зависимости от количества мест проживания и целей оказания услуг.
Глава 2. Развитие российской гостиничной индустрии
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 года. Раньше существовало четыре ведомства, занимавшихся гостиничным хозяйством: Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные службы и молодежные организации. У каждой структуры были свои ведомственные критерии и принципы аттестации. Большая часть доходов шла, конечно же, от гостиниц сети «Интурист», а гостиницы для российских граждан были планово-убыточными.
С переходом России к рыночным отношениям изменились и принципы гостиничного хозяйства, и сама ориентация гостиничного предпринимательства. Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.
С 2002 года в России наблюдалось сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывало и вызывает сейчас наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов. Во времена существования Советского Союза высокий уровень заполняемости гостиниц, составлявший 74%, поддерживался за счет предоставления государственными предприятиями и министерствами гостиничных номеров своим работникам и их семьям по дотационным ценам. После либерализации цен из-за установления рыночных цен и снижения располагаемых доходов населения спрос на гостиничные услуги резко сократился, и уровень заполняемости гостиниц упал до 29%. Можно сравнить данный показатель, например, с индустрией размещения США. Сейчас заполняемость гостиниц в России в расчете на душу населения составляет около 5% от уровня США, что почти на 50% меньше [2, c.50].
Отдых все больше становится уделом состоятельной части населения, которая предпочитает зарубежье. Для основной же массы людей он становиться все более и более недоступным. Заметную роль в сокращении спроса играет постоянно возрастающая стоимость услуг гостиничного хозяйства (проживание, питание), а также удорожание транспорта. Последнее сильно отразилось на объемах и дальности поездок – резко сократился поток экскурсантов, прекратились дальние выезды.
В результате 40-процентного падения доходов на душу населения после распада Советского Союза количество деловых командировок и туристических поездок в России резко сократилось. В настоящее время большинство российских потребителей не имеют возможности путешествовать во время отпуска, что в советское время они могли себе позволить, благодаря дотационным ценам. Таким образом, круг потенциальных пользователей гостиниц средней и низкой ценовой категории ограничился. Кроме того, в России значительно меньше, чем в других странах со сходным уровнем доходов населения (таких, как Южная Африка) распространена продажа товаров через торговых представителей, которые являются одной из основных целевых групп клиентов недорогих гостиниц в западных странах. Это - результат продолжающегося экономического застоя, а также наследие советской экономической системы, при которой эффективности торговли уделялось недостаточное внимание.