Сущность и формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность . Именно предпринимательство, его сущность, формы и особенности являются объектом моего исследования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность предпринимательства……………………………………..5
1.1 Главная задача предпринимательства…………………………………………5
1.2 Сущность предпринимательства ……………………………………………..9
Предпринимательство как явление и как процесс……………………………12
Формы предпринимательства: индивидуальный бизнес,
партнерство, корпорация…………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….23
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

орг.предпр.деят.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1  Понятие и сущность предпринимательства……………………………………..5

1.1 Главная задача предпринимательства…………………………………………5

1.2 Сущность предпринимательства ……………………………………………..9

    1. Предпринимательство как явление и как процесс……………………………12
  1. Формы предпринимательства: индивидуальный бизнес,

партнерство, корпорация…………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………….23

Библиографический список……………………………………………………….26

 

Введение

 

Рыночная экономика  невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность . Именно предпринимательство, его сущность, формы и особенности являются объектом моего исследования.

Не всякую хозяйственную  деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

В наше время всем очевидна необходимость широкого развития предпринимательства  в России. Предпринимательство как  одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, сохранению национального духа и национальной гордости.

Современное положение нашей страны показывает, что без сильного производственного  предпринимательства нет нормальной экономики, нет гарантированной  социальной жизни, нет здорового  общества. Печально, что в России не создано пока еще так называемое предпринимательское пространство, включающее в себя правовую, социальную и экономическую сферы.

Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том, что  именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риски, умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшения государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 1980-90 годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность предпринимательства

 

1.1 Главная задача предпринимательства

 

Как известно, потребности  людей неограниченны. Эта неограниченность потребностей определяется, во-первых, тем, что население Земли постоянно  обновляется, а новые люди приходят в мир со своими потребностями; во-вторых, неограниченность потребностей обусловлена тем, что потребности каждого отдельного человека непрерывно растут и развиваются. Этот рост связан с постоянным появлением новых видов материальных и духовных благ и возможностей их получения: еще вчера большинство наших людей устраивала комната в коммунальной квартире, сегодня появилась массовая потребность в отдельной квартире, можно предположить, что завтра многие захотят жить в индивидуальных загородных домах. Так же обстоит дело с пищей и одеждой, бытовой техникой и мебелью, средствами передвижения, качеством медицинской помощи, образованием и т. д. Недаром говорят, что «человеку нужен весь мир».

Для удовлетворения постоянно  растущих потребностей людей нужны соответствующие производственные ресурсы.

Производственными ресурсами, или факторами производства, называют материальные и духовные ценности, необходимые для производства товаров (вещей и услуг).

К производственным ресурсам относятся земля, капитал, труд и предпринимательские способности.

Земля — это природные, нерукотворные ресурсы: пахотная земля  и другие земельные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы.

Капитал — это собственность, созданная человеком, как материальная, так и духовная (интеллектуальная). К материальной собственности (капиталу) относятся помещения и сооружения, оборудование, материалы и сырье, транспортные средства, деньги и другие ценности. К интеллектуальной собственности (капиталу) относятся произведения науки, литературы и искусства, открытия и изобретения, новые технологии и промышленные образцы, торговые марки. Сюда следует отнести также и «ноу-хау» (англ. «знаю как») — всевозможные новшества, не закрепленные как открытия или изобретения.

Труд — это физические и умственные способности человека, которые затрачиваются (расходуются) в процессе производства товаров.

Предпринимательские способности  — это умение предпринимателя  рационально использовать землю, капитал  и труд, принимать наилучшие —  наивыгодные решения, прогнозировать ситуацию, расчетливо рисковать.

Необходимость рационального  использования ресурсов вызвана  их ограниченностью.

Ограниченность ресурсов следует понимать не только как их нехватку или конечность в природе, но и как следствие постоянного  недостатка средств на их приобретение и использование. Дело в том, что на одни и те же средства (а они всегда ограниченны) могут быть приобретены самые различные ресурсы.

Основная задача предпринимательства  — это задача сделать наилучший  выбор, как в условиях неограниченных потребностей лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной прибыли. Предприниматель должен ответить на следующие вопросы: что производить; как производить; для кого производить.

Выбор предполагает решения  предпринимателя, маркетолога и менеджера, дающие ответы на все эти вопросы.

При выборе «что производить?»  учитывается наличие необходимых  факторов производства.

При выборе «как производить?»  учитываются технические и технологические  возможности предприятия.

При выборе «для кого производить?» учитываются запросы рынка.

Основная задача предпринимательства  требует оптимального решения, то есть максимизации какого-либо одного показателя (обычно прибыли) при наложении ограничений  на остальные (как правило, ресурсы).

Решение основной задачи предполагает экономический рост, занятость населения и полноту использования ресурсов. Под экономическим ростом при этом понимается увеличение объема продукции (с учетом качества) на душу населения.

Решение основной задачи предпринимательства связано с определенными издержками - оплатой приобретенных факторов производства. Причем оптимальное решение отнюдь не предполагает одновременную минимизацию этих затрат («максимум надоев при минимуме кормов»). Речь идет о получении оптимальной прибыли при данном уровне затрат либо данной прибыли при минимальных затратах.

В этом случае целесообразно  рассмотреть кривую средних общих  издержек (см. Рис.1) – издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, то есть , где ATC – средние издержки, ТС – общие издержки и Q – объем выпускаемой продукции. На графике показано, что существует такой объем Qm, при котором средние общие издержки достигнут своего минимума.

 

 

 

 

Понятие средних общих  издержек имеет большое значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли. Это помогает выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы. Обратимся к рисунку 2.

 

Рис.2. Средние общие издержки и рыночная цена

 

В ситуации а) производство будет прибыльным, если товар будет  производиться в количестве Q1 - Q2, однако наибольшую прибыль предприниматель получит при производстве Q0 единиц продукции. В ситуации б) только при объеме выпуска Q1 предприниматель может производить продукцию без убытков, но и прибыли он не получит, потому что издержки производства совпадут с рыночной ценой товара. А в ситуации в) производство вообще не рентабельно: при любых объемах производства издержки будут превышать цену товара.

Итак, главная задача предпринимательства состоит в  выборе, как при неограниченных потребностях лучше использовать ограниченные ресурсы  для достижения наибольшей прибыли; как сократить издержки производства и обеспечить необходимый выпуск продукции для обеспечения рентабельности предприятия.

 

 

 

 

 

1.2 Сущность предпринимательства

 

История предпринимательства  начинается со Средних веков. Уже  в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получить неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматели, будучи собственниками средств производства, и сами трудились на своих фабриках и заводах.

С середины XVI века появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией в 1554 году. Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 году – голландская Ост-Индская компания, в 1670 году – Компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникала и в другие отрасли экономики.

Что же подразумевается  под понятиями «предприниматель»  и «предпринимательство»?

Эти понятия впервые  употребил английский экономист  конца XVII - начала XVIII века Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р.Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французских  экономист Жан-Батист Сэй (1767 – 1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был один из факторов успеха развития промышленной Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, за его способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, считает он, - это лицо, которое берется на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт.

К сожалению, надо отметить, что классики – основатели экономической  науки – не очень интересовались фигурой предпринимателя, представляя экономику как саморегулирующийся механизм, где творческому предпринимательству не находилось места. В месте с тем Адам Смит (1723 - 1790) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложение капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению Смита, компенсация собственнику за риск.

Лишь на рубеже XIX – XX веков началось осознание значения и роли института предпринимательства. Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 – 1950) в книге «Теория экономического развития», которая вышла в 1911 году, трактует понятие «предприниматель» как «новатор». Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.

По-новому взглянул на эту  проблему английский экономист, лауреат  Нобелевской премии по экономике  за 1974 год Фридрих фон Хайек (1899 – 1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.

На сегодняшний день существует несколько подходов к  понятию «предпринимательство». По мнению американских ученых, предпринимательство  – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (или их объединениями) на свой риск и свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением придумать, сделать что-то новое, или улучшить что-то уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из разнообразных источников.

По мнению М.Г. Лапусты , предпринимательство представляет собой свободное экономическое  хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных  законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Информация о работе Сущность и формы предпринимательства