Сущность и формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность . Именно предпринимательство, его сущность, формы и особенности являются объектом моего исследования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность предпринимательства……………………………………..5
1.1 Главная задача предпринимательства…………………………………………5
1.2 Сущность предпринимательства ……………………………………………..9
Предпринимательство как явление и как процесс……………………………12
Формы предпринимательства: индивидуальный бизнес,
партнерство, корпорация…………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….23
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

орг.предпр.деят.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Итак, предпринимательство  – это принципиально новый  тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников  предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты.

 

 

  •  

  • 1.3 Предпринимательство как явление и как процесс
  •  

    Предпринимательство как  явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями  своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему социальных отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей как хозяйствующих субъектов друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства, с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками и с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Обеспечение эффективных связей бизнеса и государственных органов как никогда важно для России.

    Уже с начала 1990 – х  годов в крупном бизнесе получило свое развитие новое направление  менеджмента – GR-менеджмент. Джиар-менеджер должен быть в достаточной степени знаком с бюрократической культурой и процедурой принятия властных решений (формальной и неформальной), чтобы обеспечивать руководство нужными контактами или контактировать самостоятельно с чиновниками на различных уровнях. Он должен эффективно взаимодействовать с отраслевыми и предпринимательскими организациями, чтобы проводить через них интересы своей компании. Наконец, он должен выступать своеобразным «барометром», который заранее просигнализирует руководству о том, что над компанией или отраслью сгущаются административные, правоохранительные или законодательные «тучи». Но главная его компетенция — умение представить чиновникам интерес собственной компании в контексте интересов общественных и адекватно прореагировать на GR-угрозы извне .

    Сами GR-профессионалы  обычно говорят о том, что их функция  во многом сервисная: они работают над  тем, чтобы грозная государственная  машина как минимум не мешала всем остальным подразделениям компании нормально трудиться. За пример качественной джиар-кампании принимают действия российского подразделения IКЕА, которое при открытии своих магазинов «МЕГА» в нескольких регионах сталкивалось с противодействием местных властей, но при этом технично переводило решение проблемы на межгосударственный уровень. И шведское правительство весьма кстати начинало интересоваться у российского: почему в России ущемляют права иностранных инвесторов?

    Но вернемся к теории. При рассмотрении предпринимательства  как процесса, следует сказать  о том, что оно, прежде всего, представляет собой «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением её в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство – это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным и постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют.

    Таким образом, предпринимательство  можно рассматривать с двух точек зрения: предпринимательство как явление отражает совокупность отношений, связанных с организацией предпринимательского дела; сущность предпринимательства как процесса заключается в создании новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 Формы предпринимательства: индивидуальный бизнес, партнерство, корпорация

     

    Производство в рыночной экономике происходит в разнообразных  организациях – от небольших индивидуальных предприятий до гигантских корпораций, доминирующих в современной капиталистической экономике. Производство, как отмечал Пол А. Самуэльсон , организуется в фирмах, поскольку эффективность, как правило, требует крупномасштабного производства, накопления значительных финансовых ресурсов, а также тщательного управления и контроля. Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

    В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения  предприятий малого и среднего бизнеса  составляют до 90% всех доходов государства. Тем временем в России национальный бюджет строится на совершенно противоположных началах: те же 90% доходов государства состоят в основном из отчислений крупного бизнеса – нефтяных и газовых компаний. У России имеется огромный потенциал экономического развития. А значит, есть все причины стремиться к тому, чтобы основой экономики стал малый и средний бизнес.

    Если мы сравним формы  предприятий друг с другом, то окажется, что частнопредпринимательские  фирмы занимают наибольший удельный вес от общего числа фирм, но обеспечивают только двадцатую часть совокупного выпуска США, на партнерства — десятая часть общего числа и 4—5% выпуска, на корпорации — соответственно до 20% и практически весь объем производства .

    Подобный парадокс легко  объясним, если мы подробнее познакомимся с достоинствами и недостатками каждого из указанных типов деловых  предприятий.

    Частнопредпринимательская фирма – это фирма, делец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности). Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

    Обычно собственником  классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.

    Обычно оборот небольшого магазина не превышает нескольких сот  тысяч рублей в месяц, такой бизнес обеспечивает собственнику лишь минимальную заработную плату. В развитых странах с рыночной экономикой такие компании многочисленны, но их доля в общем объеме продаж незначительна . Для успешной работы большинства мелких предприятий необходимо огромное количество личных трудовых усилий. Так люди, работающие сами на себя, часто не имеют отпусков и зачастую проводят на рабочем месте по 50 – 60 часов в неделю. Но всё же среднее время существования мелких предприятий не превышает года. Тем не менее, некоторые люди желают всегда иметь собственное дело. И их предприятия могут оказаться удачливыми, с оборотом в несколько миллионов рублей.

    Почему же так популярна  такая форма организации бизнеса? Ученые-экономисты  выделяют следующие  достоинства частнопредпринимательской фирмы: простота организации (учреждения, управления и т. д.); свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.); сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

    Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь: ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов); отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности); ненормированный рабочий день предпринимателя, отсутствие отпусков; существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

    Создать эффективное  дело нередко под силу одному человеку. Однако зачастую для организации бизнеса требуется взаимодействие нескольких профессионалов. Любые двое или более людей могут организовать партнерство (товарищество).

    Партнерство — это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих, управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам.

    Каждый из партнеров  берет на себя обязательство выполнять  некоторую часть работы и вносит свою долю капитала, получая в обмен  право на определенный процент прибыли  и обязанность разделять с  другими членами убытки и ответственность по долговым обязательствам.

    Партнеры осуществляют эффективный контроль над деятельностью  друг друга. Партнерства типичны  для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников. Бывает, что все партнеры принимают активное участие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются и партнеры, играющие пассивную роль. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).

    Партнерства разделяют  большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

    Как и частнопредпринимательская  фирма, партнерства обладают рядом недостатков. Помимо недостатка финансовых средств, известные западные экономисты подчеркивают такой недостаток партнерства, как неограниченная ответственность.

    Партнеры несут не ограниченную ничем ответственность  по всем долговым обязательствам своего предприятия. Если доля одного из партнеров  в товариществе составляет 1 процент, в случае банкротства он будет должен заплатить по предъявленным счетам 1 процент, а остальные 99 процентов заплатят другие партнеры. Но если они не в состоянии платить, то владельца одной сотой доли заставят рассчитываться по всем долгам, даже если для этого потребуется привлечь его собственное имущество.

    К этим недостаткам, во многом присущим и частнопредпринимательской  фирме, добавляются новые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов) и угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

    Иногда по типу партнерства  организованы большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все — владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права. Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). Такое «проедание» средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.

    Третьим и основным видом  делового предприятия является современная (открытая) корпорация. Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Несколько столетий назад право на создание корпораций предоставлялось специальными указами монарха или правовыми актами. Британская Ост-Индская компания была привилегированной корпорацией, и в качестве таковой она практически правила Индией более ста лет.

    Сегодня корпорация —  это общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акции (облигации). Однако в наше время выплата дивидендов стала практически символической. Основной объем корпоративной прибыли расходуется на инвестиции в производство, успешность корпорации растет, а значит, и на рынке ценных бумаг акции повышаются в цене. Владельцы акций получают выгоду от их продажи по цене, превышающей ту, за которую они эти акции купили. Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (в этом заключается право ограниченной ответственности).

    Информация о работе Сущность и формы предпринимательства