Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:43, курсовая работа
Решение советских властей о переходе к рынку сняло губительное противоречие между личным и общественным интересом. Это разлагающее личность и общество противоречие, десятилетиями тормозило наше развитие. Сейчас открылась возможность реабилитации и профессии «дельца», «коммерсанта», «бизнесмена», и людей этих профессий, желающих жить достойной жизнью, причем не за чей-то счет, а за счет своих способностей, инициативы, труда.
Введение.
2-4
Глава 1. Экономическая наука о предпринимательстве: эволюция представлений
Понятие предпринимательства и его зарождение.
5-10
1.2 Виды предпринимательской деятельности.
11-13
Глава 2. Сущность и функции предпринимательства.
13-20
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства
Государственная поддержка малого бизнеса.
21-23
Инфраструктура поддержки малого бизнеса
24-26
Заключение.
Список литературы.
27-28
29
Введение. |
2-4 |
Глава 1. Экономическая наука о предпринимательстве: эволюция представлений | |
|
5-10 |
1.2 Виды предпринимательской деятельности. |
11-13 |
Глава 2. Сущность и функции предпринимательства. |
13-20 |
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства |
|
|
21-23 |
|
24-26 |
Заключение.Список литературы.
|
27-28 29 |
Тема, которую я рассматриваю , очень актуальна в наше время. Зарождение предпринимательства относится к античным временам. Деятельность торговца, купца и предпринимателя характеризовалась как греховная. А при феодальном строе, как известно, основной действующей фигурой был мирно обрабатывающий землю крестьянин. Из года в год повторялся его неизменный ритм жизни, который и являлся символом мирного развития общества. Предпринимателя воспринимали как фигуру, которая должна вносить изменения в устоявшиеся понятия, основываясь на свои способности.
Индустриализация европейских стран сопровождалась ликвидацией феодализма, которая предвещала освобождение сельского населения от крепостного права и переход значительной его части в промышленность. Каждый человек в зависимости от своих способностей, смог юридически законно обеспечить свое существование, что в следствие привело к огромному демографическому взрыву. Такие перемены способствовали успехам в медицине, в результате чего продолжительность жизни постоянно возрастала. Но на данном этапе научно-техническое развитие отставало от таких темпов роста населения, и числа мест на новых предприятиях не хватало для всех безработных. Из-за безработицы началось обнищание промышленного пролетариата, что вызвало гнев бедствующих рабочих.
Вся тогдашняя обстановка и обусловила появление способных, трудолюбивых, инициативных людей, умеющих производить какие-то изделия, оказывать массу нужных обществу услуг, обладающих неординарным мышлением, новаторскими идеями, способных быстро сориентироваться в любой обстановке, умеющих принять верное решение в сложившейся ситуации.
Переход экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Говоря об экономике в частности, неизбежно приходиться концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой части экономики.
За всю историю человечества выработаны всего два механизма решения хозяйственных вопросов: административно-командный и рыночный. Первый это механизм, в котором государство посредством жесткого централизованного планирования достигает баланса по всем народнохозяйственным позициям; рыночные инструменты в таких условиях не действуют. Второй, рыночный, механизм основан на противоположных принципах – полной хозяйственной самостоятельности производителей, свободе выбора потребителей.
За несколько десятилетий сложилось так, что слова «делец», «коммерсант», «бизнесмен» приобрели у нас оскорбительное значение. Вопреки здравому смыслу, они прилагались к людям, наиболее озабоченным тем, как накормить, одеть, обуть своих детей, как реально помочь своим близким преодолеть те трудности и лишения, которыми судьба щедро одаривает советского человека. Эта естественная забота почему-то трактовалась как эгоизм, как измена великой цели жить и работать, прежде всего, с мыслью об угнетенных и эксплуатируемых массах трудящихся в странах капитала, довольствуясь при этом нищенским жалованием от самого гуманного в мире государства.
Решение советских властей о переходе к рынку сняло губительное противоречие между личным и общественным интересом. Это разлагающее личность и общество противоречие, десятилетиями тормозило наше развитие. Сейчас открылась возможность реабилитации и профессии «дельца», «коммерсанта», «бизнесмена», и людей этих профессий, желающих жить достойной жизнью, причем не за чей-то счет, а за счет своих способностей, инициативы, труда.
Что бы ни говорили - рынок завоевал наше широкое экономическое пространство. Прошло чуть более десяти лет, с тех пор как наше общество встало на путь рыночных отношений. И вот, предпринимательство в нынешней России, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться.
Тема предпринимательства, волновала и продолжает волновать политиков, экономистов, начинающих предпринимателей и уже «бизнесменов со стажем». Этому вопросу посвящено множество изданий, учебных пособий и просто публикаций в экономической прессе.
Приступая к изучению данной темы мною широко использовались такие источники по основам предпринимательства, как «Основы предпринимательской деятельности» Б.И. Врублевского, «Предпринимательство. Основной курс» А.В. Бусыгина и «Основы предпринимательства» под редакцией Э.М. Гайнутдинова. Вопросы становления и развития предпринимательства изучались по книгам И.Т. Балабанова «Новые формы организации предприятий», М.Ф. Грищенко, З.З. Дудич «Предпринимательская деятельность», а так же «Практикум по основам предпринимательства» Б.И. Врублевского и И.В. Сенько, и др. Опыт зарубежных стран, положительные сдвиги и перспективы развития предпринимательства в России рассматривались в публикуемых журналах «Индивидуальный предприниматель» и «Главный бухгалтер». «Экономика малого бизнеса» и др.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ.1.1 Понятие предпринимательства
и развитие в России.
Развитие современного российского общества проходит неизбежный кризисный этап. Он характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений. Прежние механизмы защиты и сохранения разрушены, новые не сформированы – экономика, политика и социальная структура нестабильны. Это создает колоссальные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения, требует глубокого и точного теоретического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений. Реальные социальные изменения, которые носят устойчивый, необратимый характер, связаны в России в первую очередь с экономическими реформами. А они развиваются сложно и противоречиво. Объективно ухудшается геополитическое и внешнеэкономическое положение страны, народнохозяйственный комплекс и национальная экономика на протяжении ряда лет переживают острый кризис, социально-экономическая напряженность способствует углублению социальных и этнических конфликтов. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества. Как отмечают профессионалы, ни концепция национальной безопасности, ни ее важная составная часть – стратегия поддержания экономической безопасности – до последнего времени не были сформулированы в целостном виде; ученые и практики отмечали отсутствие системного взгляда и комплексного подхода к решению существующих проблем. В значительной степени такое противоречивое состояние, когда практика реформирования и противоречия развития самого российского общества давно требовали конкретных, взвешенных, взаимосвязанных решений в области безопасности и в то же время на уровне государственной политики отсутствовали связные представления о том, какой комплекс задач необходимо решать и в какой стратегической перспективе, обусловлено весьма вескими причинами. Первая причина состоит в том, что российское общество, российское государство находится в процессе сложного качественного роста, когда принципиально меняются механизмы его социального и политического устройства. Российское общество, безусловно, является уникальным, поэтому трудно проводить какие-то параллели и некритически заимствовать опыт других государств в решении их социальных проблем. Оно к тому же переживает особый период постсоветской модернизации, изменения качества социальной системы. Вторая причина отсутствия ясной государственной стратегии безопасности была связана с тем, что становление российской государственности проходит весьма конфликтно, за практическое воплощение борются самые разные подходы и идеологические ценности. Состояния то возрастающей, то снижающейся политической нестабильности вызывали неопределенность в формулировке общей концепции национально-государственных интересов России и существенные трудности в разработке стратегии национальной безопасности. Естественно, когда нет представлений о целом, практически очень сложно определить место и значение отдельной части: разработать цели, механизмы и конкретные элементы системы экономической безопасности, социальной защиты. Третья причина состоит в том, что попытки осмыслить проблему социальной безопасности осуществлялись, если можно так выразиться, в функциональном разрезе. Преобладание односторонних подходов: государствоведов, с одной стороны, и экономистов – с другой, – приводило к тому, что стратегия безопасности разрабатывалась как бы для совершенно разных объектов. Одни выявляли меры экономической защиты государства и национальной экономики, другие – изучали возможности сохранения основ хозяйственного комплекса и экономической жизнеспособности страны. При этом в одном случае доминировали политические, а в другом – производственные проблемы экономической безопасности. Поэтому можно обоснованно сделать вывод об актуальности специального анализа проблем экономической безопасности российского общества. А этот объект нужно изучать социологически. Модели экономической безопасности. Общество находится в состоянии экономической безопасности, когда базисные факторы его воспроизводства надежно защищены, обеспечен стабильный экономический рост и сохраняются ресурсные резервы для восстановления жизнедеятельности социальной системы в чрезвычайных и кризисных обстоятельствах. Безопасность достигается тогда, когда блокированы внешние и внутренние угрозы, предусмотрена защита от рисков. Уровень безопасности зависит от пороговых значений в развитии социально-экономических процессов, что связано с необратимыми качественными изменениями, затрагивающими всю общественную систему. Концептуальные подходы профессиональных экономистов к решению проблем безопасности интересны и с социологической точки зрения, во-первых, как пример системного научного осмысления, которое пока не представлено в специальной социологической литературе, а во-вторых, как указание на важнейшие социальные проблемы современной экономической безопасности. Академик Л.И. Абалкин в своих публикациях сформулировал «реактивную» модель безопасности, которая может оказаться наиболее эффективной в кризисный период общественного развития. Как и многие другие исследователи, он связывает экономическую безопасность с более крупной системой государственно-национальной безопасности Объектом защиты от негативных воздействий ученый считает «национальную экономику», а содержание экономической безопасности определяет как «совокупность условий и факторов», обеспечивающих ее «независимость... стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию». Однако его подход нельзя однозначно трактовать как экономико-центрированный, поскольку большое значение в концепции Л.И. Абалкина уделено национально-государственной идентификации (осознания своей причастности и единства интересов) разных групп населения. Другой исследователь проблемы, К. Самсонов, констатирует изменения в структуре представлений о содержании безопасности: «В экономической сфере проблемы безопасности рассматривались преимущественно применительно к внешнеэкономической деятельности или экономической преступности. Лишь в последние годы стали уделять внимание и другим аспектам безопасности: экологии, прямым и косвенным последствиям чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения, нарастанию организованной преступности. Вызывают озабоченность утрата научно-технического потенциала, культурная и генетическая деградация нации». Исследователь подтверждает общую для экономистов позицию относительно объекта экономической безопасности. Однако в отличие от своих коллег дает ему весьма расширительную трактовку – это собственно экономическая система страны, но и «объекты на пересечении с другими возможными сферами: военной, общественной, экологической, информационной и т.д. »Поэтому все социальные проблемы и аспекты экономической безопасности входят, по его мнению, в область научного рассмотрения вопроса. Данный вывод имеет важное социологическое значение. Аргументы, подтверждающие актуальность проблем экономической безопасности, представляют собой взаимосвязанный комплекс причин: 1) базисная роль экономики в
обществе закрепляет 2) кризис российского общества
привел к практическому 3) экономическая оценка угроз
и экономические средства Группа специалистов, разработавших принципы макроэкономических подходов к безопасности по существу, еще ближе подошла к экономико-социологическому видению данной проблемы. Они исходят из того, что «в условиях кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и внеэкономического характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему». Эта противоречивость, по мнению исследователей, будет сохраняться достаточно длительное время. Поэтому содержательные критерии безопасности – эффективное развитие экономики и повышение качества жизни – трансформируются для них в оригинальную концепцию риска. Она включает два основных элемента: оценку риска и управление риском. При разработке концепций национальной безопасности нередко происходил синтез государственно-политических и экономических взглядов на проблему. Это обоснованный и в целом продуктивный подход, поскольку существенным образом изменились не только внутренние факторы развития экономики российского общества (природные, технологические, инфраструктурные, социальные и иные), но и внешние связи и условия (конкурентоспособность страны на мировых рынках, устойчивость национальной валюты, финансовое положение государства), растет экономическая преступность, усиливается утечка капиталов на Запад. «Экономическая безопасность включает в себя комплекс собственно экономических, политических, правовых, геополитических условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития, экологии». Такое политико-экономическое определение экономической безопасности имеет обоснованное право на существование. Особенности российской общественной эволюции состоят в том, что система безопасности должна, по сути, способствовать революционным социальным изменениям, рыночному переустройству хозяйственных связей, интеграции национальной экономики в мировую, а также предохранять от внутренней социально-экономической напряженности, структурных дисбалансов, разрушения механизмов социальной защиты населения. Наиболее глубокие теоретические представления о безопасности определяют ее как состояние социальной системы. В вытекающих отсюда концепциях речь идет не о защите (функциональный, ситуационно-факторный подход), а о защищенности, т.е. о характере социальных отношений (социальный, институциональный подход). И конечно, когда исследователи имеют в виду состояние общества, центр внимания перемещен на внутренние механизмы поддержания устойчивого, сбалансированного развития системы, воспроизводство ее основных параметров. Речь в них идет о гомеостатических механизмах стабильного самовоспроизводства общества и его базовых экономических элементов. Таким образом, рассмотрение различных точек зрения и разных видов аргументации приводит к выводу, что экономическая безопасность должна рассматриваться как институциональная система воспроизводства условий стабильной, устойчивой экономической динамики посредством действия самих социальных отношений.
|
1.2 Сущность и функции предпринимательства.
В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.
Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.
Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице 1.
Таблица 1.Виды, функции и формы предпринимательства
Виды Предпринимательства |
Основные функции |
Организационные формы |
Промышленное |
Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг |
Производственно- коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании |
Торговое |
Купля-продажа товаров и услуг |
Торгово-коммерческие организации, товарные биржи |
Банковское |
Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами |
Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании |
Аграрное |
Производство Сельскохозяйственной продукции и ее сбыт |
Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства |
Консультативное (консалтинг) |
Консультативные услуги |
Консультативные организации, фирмы, компании |
Силовое |
Защитные функции |
Вневедомственные охранные фирмы и т.п. |
Как видно, в таблице 1 наглядно представлены виды, формы, функции предпринимательства.
Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).
Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.
Кроме того, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.
Рассмотренная выше структура предпринимательства в России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости от многих факторов и поэтому возможно появление его новых видов и форм.
Переход к рынку в России требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных в частности на преодоление монополизма и развитие конкуренции. Как показывает опыт, решение этой задачи невозможно без развития малого предпринимательства.
Переход экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
Законы «О предпринимательстве в России», «О предприятиях в России», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в России», «О государственной поддержке малого предпринимательства в России».Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.