Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:43, курсовая работа
Решение советских властей о переходе к рынку сняло губительное противоречие между личным и общественным интересом. Это разлагающее личность и общество противоречие, десятилетиями тормозило наше развитие. Сейчас открылась возможность реабилитации и профессии «дельца», «коммерсанта», «бизнесмена», и людей этих профессий, желающих жить достойной жизнью, причем не за чей-то счет, а за счет своих способностей, инициативы, труда.
Введение.
2-4
Глава 1. Экономическая наука о предпринимательстве: эволюция представлений
Понятие предпринимательства и его зарождение.
5-10
1.2 Виды предпринимательской деятельности.
11-13
Глава 2. Сущность и функции предпринимательства.
13-20
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства
Государственная поддержка малого бизнеса.
21-23
Инфраструктура поддержки малого бизнеса
24-26
Заключение.
Список литературы.
27-28
29
Для законодательного обеспечения нормального развития и эффективной деятельности малого предприятия на различных этапах социально-экономических реформ, необходима разработка правовых актов, охватывающие основные вопросы деятельности малого предприятия его взаимодействия с органами власти всех уровней, судебными и правоохранительными органами. При этом система этих актов должна воспринять в себя наиболее эффективные и прогрессивные элементы рыночного законодательства стран с устоявшимися традициями содействия малому предприятию в условиях цивилизованной рыночной экономики.
В последние годы в мировой экономике имеет место устойчивая тенденция количественного и качественного развития малого бизнеса. В нашей стране в последние годы интерес к проблемам малого бизнеса возрос. В России он рассматривается Правительством как один из факторов реализации экономических реформ.
Важным этапом в формировании цивилизованной системы взаимоотношений государства и бизнеса на базе четких правовых норм стал Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в России», подписанный Президентом России, согласно которому ежегодно разрабатывается Государственная и региональные программы поддержки развития предпринимательства. В них предусматривается выделение средств из государственного и местных бюджетов на поддержку развития предпринимательства.
Закон определяет правовой статус субъектов малого предпринимательства, устанавливая понятие субъекта малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к категории малых, провозглашает гарантии им государственной поддержки, декларирует стабильность налогообложения субъектов малого предпринимательства в период их становления и развития.
В законе отмечены основные цели и направления государственной политики в области малого предпринимательства, формы и методы его государственной поддержки. Однако отсутствие достаточных механизмов его реализации не позволяет воспользоваться провозглашенными в нем возможностями.
На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств России.
Методы, механизмы государственного регулирования не остаются неизменными. Но государство всегда сохраняет определенные функции, в числе которых – защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности, обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование взаимоотношений между предпринимателями и наемными рабочими, обеспечение экономической безопасности страны. Глобальное возрастание роли государства в организации экономической жизни общества – это новая тенденция в современном мире.
Роль государственной поддержки предпринимательства чрезвычайно велика. Она состоит в формировании необходимой инфраструктуры, управленческих, информационных услуг для нового бизнеса.
Активная помощь оказывается мелким фирмам, особенно связанным с инновационной деятельностью. Это займы, субсидии, налоговая политика, содействие в разработке новой продукции, участие в подготовке кадров и т.д.
Важным элементом политики в отношении малого предпринимательства становятся государственные программы его поддержки, финансируемые из бюджетных источников.
Закон определяет основные формы и условия финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства, ключевым звеном которой является система специализированных фондов поддержки предпринимательства - некоммерческих организаций, создаваемых для финансирования на льготных условиях программ и проектов в сфере малого предпринимательства. Предполагается, что именно фонды будут аккумулировать и распределять бюджетные и иные средства, направляемые на поддержку малого бизнеса. Основные направления деятельности и задачи фондов детально регламентируются законом.
Наряду с прямой финансовой поддержкой закон предполагает возможность установления в налоговом законодательстве для субъектов малого предпринимательства и для объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, определенных налоговых льгот, использование которых поможет укрепить финансовое положение малых предприятий.
В результате реализации системы государственной поддержки России создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства, цель которой является формирование нормальных условий для развития бизнеса, стимулирование новых предприятий и производств.
3.2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса.
Для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес.Создание развитой инфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.
Целью формирования инфраструктуры развития предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.
В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура. На государственном уровне проблемами развития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о министерствах и ведомствах занимаются таки министерства и ведомства: Министерство экономики России, Министерство финансов России, Министерство по налогам и сборам России, Государственный комитет России по поддержке и развитию малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства и др.
Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, благотворительность и т.п.).
Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются по сути каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.
Результатом осуществления программ поддержки малого предпринимательства, в которых центральную часть обычно составляют подпрограммы создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении.
Программа поддержки малого предпринимательства в России дополняется мероприятиями по развитию предпринимательства в малых и средних поселениях. Субъектам малого предпринимательства, деятельность которых направлена на развитие (расширение) производства товаров (работ, услуг), агроэкотуризма, ремесленничества и народных промыслов, создание новых рабочих мест, планируется оказывать финансовую поддержку; под создание новых и расширение действующих производств предоставлять неиспользуемое государственное имущество; по наиболее востребованным в сельской местности видам бизнеса проводить обучающие семинары.Государство может принимать участие в создании и деятельности объектов инфраструктуры не только финансовыми средствами, но и другими ресурсами.
В частности, объекты инфраструктуры, оказывающие имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, могут получать в свое распоряжение государственные и муниципальные земельные участки, в том числе предварительно оборудованные для коммерческого использования промышленных зон, бизнес-парков, и т.п.; объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности (для создания бизнес-инкубаторов, фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий, агентств по развитию предпринимательства и др.)
Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной государственной поддержке. Это означает не только финансирование из соответствующих бюджетов, но и использование методов косвенного стимулирования (налоговые льготы для объектов инфраструктуры, передача в собственность или пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса).
Для предпринимателей особое значение имеют прозрачность и гласность системы государственной поддержки. Предприниматель должен располагать необходимой информацией о том, куда и в каких случаях можно обратиться за помощью, в какие сроки и на каких условиях можно получить поддержку. Это требует проведения соответствующих информационных, рекламных и пропагандистских кампаний, а также периодической публичной отчетности.
Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
В настоящее время в правительстве России создана рабочая группа по либерализации законодательства в области предпринимательской деятельности. Эта группа работает над подготовкой нормативной законодательной базы, предусматривающей, в частности сокращение числа процедур и времени на регистрацию и закрытие субъектов хозяйствования, лицензирование, регистрацию собственности, оформление внешнеэкономической деятельности; снижение уровня налоговой нагрузки; обеспечение равноправия для всех субъектов хозяйствования в части доступности и стоимости банковских кредитов и др.
Подводя итог своей работе хочется отметить, что со стороны нашего государства оказывается всесторонняя помощь для успешного развития малого предпринимательства во всех его формах в различных отраслях экономики. Следствием этого должно послужить всестороннее развитие экономики нашей страны, рост уровня благосостояния народа и явиться предпосылкой для выхода России на уровень таких развитых капиталистических стран как США, Япония, Германия и др.
В связи с исследованием темы
можно сделать следующие заключения.
1.Предпринимательство — интеллектуальная
деятельность, связанная с недовольством,
неудовлетворенностью достигнутым. Предпринимательская
деятельность использует производственные
ресурсы: природные, трудовые, финансовые,
информационные. Предприниматель – это
человек, который что-либо предпринимает
(создает, организует и т.п.), т.е. действует
в соответствии с намеченной целью в интересах
достижения главной цели — максимизации
прибыли. Предпринимательство характеризуется
такими признаками, как самостоятельность,
ответственность, инициатива, риск, динамичность,
активный поиск решений. Можно выделить
четыре ступеньки иерархии. Первую, низшую
ступеньку в иерархии предпринимателей
занимают те бизнесмены, которые во многих
случаях свою деятельность строят на базе
тривиальных решений и тривиальных способах
их реализации. На второй ступеньке находятся
люди весьма инициативные, но в рамках
традиционного мышления, не способные
в полной мере критически осмысливать
опыт предшествующих поколений. Втретей
ступеньке иерархии находятся предприниматели,
для которых органической потребностью
является разработка совершенно нетрадиционных
решений и реализация их нетрадиционными
способами и средствами. И наконец, четвертая,
высшая группа предпринимателей, которая
является суперэлитной.
2. Правовая форма предприятия – это
комплекс юридических, правовых, хозяйственных
норм. Гражданский кодекс Российской Федерации
допускает существование следующих организационно-правовых
форм предприятий: хозяйственные товарищества,
хозяйственные общества, производственные
кооперативы, государственные и муниципальные
унитарные предприятия, некоммерческие
предприятия. Индивидуальное предпринимательство
– наиболее распространенный вид бизнеса,
и самый дешевый способ организации бизнеса.
В соответствии с Гражданским кодексом
РФ действуют два вида товариществ: 1) полно
товарищество; 2) товарищество на вере.Хозяйственное
общество может создаваться в форме общества
с ограниченной ответственностью, общества
с дополнительной ответственностью, акционерного
общества. Наиболее развитой формой предприятия
является АО, наиболее замкнутой — ЗАО,
наиболее открытой — ОАО.
3. Фирмы и предприятия представляют
собой самостоятельные хозяйственные
единицы разных форм собственности, объединившие
экономические ресурсы для осуществления
коммерческой деятельности по производству
товаров и оказанию услуг для третьих
лиц, физических и юридических, которая
должна приносить предприятию коммерческую
выгоду, а именно прибыль.Конечной целью
деятельности фирмы является упрочение
ее позиций на рынке, и прежде всего за
счет максимизации прибыли, увеличение
доли участия на рынке или захват нового
рынка; повышение качества продукции.
4. Характер предпринимательского
потенциала России обусловлен переходным
состоянием российской экономики, а также
его спецификой. Одним из ключевых факторов
является система образования, способная
предпринимателям привить определенную
систему моральных ценностей, выработать
новую предпринимательскую этику. Другой
ключевой фактор — осознание предпринимателями
своей социальной ответственности.