Сущность и типы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

С общецивилизационных позиций государственность – фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости, полноценное и гармоничное развитие личности.
Каждый шаг вперёд по пути культуры, отмечал Ф. Энгельс, является шагом к свободе. Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и её сообщества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.08 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

С общецивилизационных позиций государственность – фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости, полноценное и гармоничное развитие личности.

Каждый шаг вперёд по пути культуры, отмечал Ф. Энгельс, является шагом к свободе. Государственное  общение возникло и функционирует  как форма и средство достижения свободы личности и её сообщества.

Государство – основной институт политической системы классового общества. Государство призвано воплощать  в законы, реализовывать в жизнь  правовые начала высшего, общесоциального порядка.

Тема моей курсовой работы: «Сущность и типы государства». Нет  более спорного вопроса, чем вопрос о государстве, его природе и  роли в общественной жизни. Проблема типологии государства долгое время  является актуальной в рамках теории государства и права. Типология  государства неразрывно связано  с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

В курсовой работе, как было отмечено, говорится о типах государства. На данный момент известно два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизованный.

Для написания курсовой работы были использованы несколько источников учебной литературы: учебное пособие  «Теория государства и права» М.Н. Марченко; учебник «Теория государства  и права» Л.А. Морозова; учебник «Теория  государства и права» В.Н. Хропанюк и другие.

Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых, исследовать процесс эволюции и  общие закономерности возникновения  государства; во-вторых, получить представление  об основных категориях, отражающих особые свойства государства и получить представление о типах государств, характеризующихся общими сущностными  признаками.

Рассмотрение вопроса  государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в  жизни общества и логику функционирования.

 

ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА

§1. Важность исследования происхождения государства

Познание государства  следует начинать с вопроса о  происхождении государства. Это  позволяет уяснить причины и  формы появления государства, его  характерные, сущностные черты, отличие  от предыдущих организационных форм жизни общества. Изучение процесса происхождения государства имеет  не только познавательный, но и политическо-практический характер, позволяет лучше понять социальную природу государства, его особенности, причины и условия его возникновения и развития, более чётко определить все свойственные ему функции основные направления деятельности, место и роль в жизни общества и политической системы.

В зависимости от того, как, каким образом формируется новое  государство - создаётся ли путём  завоевания одних народов другими; образуется ли в результате освобождения народов и стран от колониальной зависимости, в момент образования  оно приобретает далеко не одинаковую социальную и морально-политическую основу для своего существования  и функционирования, а значит и  соответственно далеко не равнозначную базу для своей правотворческой  и правоприменительной деятельности.

В науке теории государства  и права существует множество  теорий о происхождении государства. Причины такого множества можно  объяснить следующим образом:

1. Формирование государства  у разных народов шло различными  путями, что обусловило разную  трактовку условий и причин  его возникновения; 

2. Неодинаковым мировоззрением  исследователей;

3. Сложностью процесса  формирования государства, что  вызывает трудности в адекватном  восприятии данного процесса.

Из опыта формирования и функционирования многочисленных государств следует, что те из них, которые при возникновении пользовались широкой поддержкой народных масс, всегда имеют больше шансов на выживание и развитие, нежели государства, не имеющие такой социальной опоры.

Первые государства на Земле появились в Северо-Восточной  Африке, Юго-Западной и Юго-Восточной  Азии (Египет, Вавилония, Индия, Китай). Для понимания сущности государства важным представляется познание тех объективных причин, которые вызвали его возникновение.

Основы современного научного ведения проблемы происхождения  государства были заложены в трудах классиков исторического материализма, сумевших раскрыть общие универсальные  законы трансформации первобытной  власти в государственную. Наиболее значимым из них является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

§2. Закономерности возникновения государства

В литературе выделяется целый  ряд закономерностей возникновения  государства. К ним относятся  следующие:

1. Возникновение государства  – это не одномоментный акт,  а 

достаточно длительный исторический процесс. Государство как система  специальных органов и отношений  между ними не может быть создано  за короткий срок.

2. Возникновение государства  является объективным процессом,  не зависит от желания и  усмотрения конкретных лиц. Другими  словами, конкретное лицо не  может без наличия соответствующих  условий создать или разрушить  государственность определенного  народа.

3. Государство возникает  в том случае, если усложнившаяся  социальная структура не может  управляться, а общественные противоречия–  разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является  результатом внутреннего развития  общества, а не силой, навязанной  ему извне.

5. Однажды возникнув у  определённого народа, государство,  как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство,  соответствующее общество уже  не возвращается впоследствии  в первобытное, безгосударственное состояние.

 

ГЛАВА II. РАЗНООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВА

Термин « государства» появился в XVI веке. Его ввёл итальянский  политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Разумеется, что государство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.

Сложность государства как  социального явления приводит к  многообразию его определения. Так  как государство представляет собой сложное явление с древних времён предпринимались попытки дать определение понятия «государства». Однако до настоящего времени отсутствует общепринятое представление о нём. Многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). И. Кант трактовал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом «политическая власть».

Аристотель считал, что  государство – «самодовлеющее общение  граждан, ни в каком другом общении  не нуждающееся и ни от кого другого  не зависящее». Н. Макиавелли определял  государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Французский мыслитель Ж. Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Английский философ Т. Гоббс определял государство  как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять  силы и способности всякого для  общего мира и защиты».

Создатель идейно-политической доктрины либерализма Д. Локк представлял  государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих  в государство».

Гегелевское понимание государства  базируется на его общей философской  системе, трактующей государство как  порождение особых духовных начал человеческого  бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая  мыслит и знает себя и выполняет  то, что она знает и поскольку  она знает»[1].

Марксистско-ленинская наука  определяет государство исходя из его  неизменной классовой природы. Поскольку  государство возникает как продукт  классового общества вследствие раскола  общества на непримиримые классы, то «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который  при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким  образом, новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса»[2].

В немецкой литературе государство  определялось в одних случаях  как «организация совместной народной жизни на определённой территории и  под одной высшей властью» (Р. Моль); в других – как «союз свободных  людей на определённой территории под  общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования  правовым состоянием» (Н. Аретин); в третьих-как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определённого правопорядка» (Л. Гумплович).

Заслуживает внимания то, как  определяли понятие государства  русские юристы. Коркунов[3], например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считает, что «есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин.

В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений государства. А.И. Денисов[4], опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал что «государство называется как раз та особая организация, по средствам которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть – диктатуру».

В учебной литературе также  рассматриваются взгляды на государство. Авторы учебника «Теория государства  и права» М. П. Карева, С.Ф. Кечекьян, А.С. Федосеев, Т.И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредствам которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за её пределами». Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нём государство рассматривается как «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны»[5].

В силу своих специфических  признаков государство как институт или организация всегда отличалась от других, догосударственных «существовавших до него» и негосударственных «существующих наряду с ним» институтов и организаций. Выявление и изучение этих признаков открывает путь к более глубокому пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.

За всю историю развития человечества великими мыслителями  и политическими деятелями разных времён было высказано множество  самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

По-видимому, каждый подход отражает ту или иную характеристику государства, и только в совокупности эти подходы  позволяют сформировать понимание  государства как целостного социального  института.

 

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ  СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

§1. Понятие сущности государства

Определить и объяснить  основные характеристики государства, то есть указать его главные признаки и тем самым раскрыть природу  государства, сформировать его понимание (понятие), - одна из основных задач теории государства. Само понятие «сущность  государства» стало широко использоваться в отечественной теории государства  и права, опиравшейся на материалистическую трактовку платоновской и гегелевской  диалектики. Под сущностью государства  понимались его классовая природа, использование государства для  утверждения власти господствующего  класса. При таком теоретическом  понятии сущности государства становится понятными и те практические следствия, выводы, которые были положены в  основу деятельности властей на социалистическом этапе российской государственности.

Под сущностью любого явления  в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных  связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и направления  развития. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Поэтому важное значение в процессе познания государства имеет определение его сущности. Сущность представляет собой один из наиболее глубинных аспектов исследования данной организации. Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается. Также различными составными частями государства – социальными группами, классами, классовыми прослойками, кланами и т. п. означает выявление его сущности. Выявить сущность рабовладельческого, феодального или любого иного государства – значит определить:

Информация о работе Сущность и типы государства