Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:19, курсовая работа
С общецивилизационных позиций государственность – фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости, полноценное и гармоничное развитие личности.
Каждый шаг вперёд по пути культуры, отмечал Ф. Энгельс, является шагом к свободе. Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и её сообщества.
Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.
Основной смысл и содержание
формационного подхода
Формационный подход был
разработан классиками марксизма и
господствовал в советской
Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.
Переход от одного исторического
типа государства к другому
Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, являвшимися личной собственностью свободных граждан.
Рабовладельческий тип государства
– исторически первая государственно-классовая
организация общества. По своей сущности
рабовладельческое государство
– это организация политической
власти господствующего класса в
рабовладельческой общественно-
Рабовладельческая собственность – первая форма частной собственности. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудие их диктатуры.
Рабство – это экономическое и юридическое состояние, выступающее в своём единстве. Оно имело место и на определённых последующих этапах развития раннеклассового государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства.
В числе внутренних функций
можно назвать функцию создания
и поддержания наиболее оптимальных
условий для эксплуатации разорённых
свободных масс и рабов. В данной
функции отчётливо проявляются
эксплуататорский характер рабовладельческого
государства и его отношение
к экономическим интересам
Рабовладельческое государство выполняло также ряд внешних функций к ним относились такие направления деятельности, которые были связаны с завоеванием, порабощением других народов, обороной страны от внешних противников, управлением захваченных в результате войн территорий, установлением дипломатических связей с другими государствами.
Для выполнения внутренних и
внешних функций необходимо было
создание специальных органов, составляющих
государственный аппарат
Феодальное государство – это средство диктатуры класса феодалов – крупных собственников земли, эксплуатировавших труд экономически зависимых крестьян.
Феодальный тип государства
– результат гибели рабовладельческого
строя и возникновение
Феодальному государству, как и рабовладельческому, присущ ряд внутренних и внешних функций.
Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов; в охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в духовном подавлении трудящихся масс; в создании благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крестьян, ремесленников и других слоёв населения.
Внешние функции феодального государства отражали характер его деятельности на международной арене. Эти функции состояли в захвате чужих территорий, в установлении торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.
Капиталистическое государство – инструмент поддержания власти буржуазии над рабочим классом, который, обладая личной свободой, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.
Капиталистический тип государства
приходит на смену феодальной государственности.
Данный тип государства действует
на базе производственных отношений, основанных
на капиталистической частной
Экономическую основу капиталистического государства составляли капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Частная собственность была священной и неприкосновенной. На её охрану и защиту было направлено всё буржуазное законодательство.
Возникновение буржуазного государства означает движение вперёд по сравнению со Средневековьем. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. В рамках формационной теории это государство предстаёт сложным социальным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами.
Как утверждают основоположники
марксизма-ленинизма, буржуазный тип
государства – последний тип
эксплуататорского государства. Объективные
противоречия капиталистического общества
определяют неизбежность пролетарской
революции, перехода государственной
власти в руки трудящихся масс, возглавляемых
рабочим классом и его партией,
возникновение
Социалистическое государство – основано на общественной собственности на средства производства и выражающее в своей политике интересы широких слоёв населения.
Социалистический тип
государства отрицает предшествующий
тип производственных отношений
как эксплуататорский, новое государство
создаёт такую систему
Согласно формационной теории, в отличии от перечисленных выше типов государств, социалистическое государство выявляет свою сущность в следующих чертах:
1. Экономическую базу
2. Социалистическое государство
становится орудием
3. Социалистическое государство
имеет более широкую
Таким образом, в рамках формационной
типологии тип государства
§4. Цивилизационный подход
Наряду с формационным
подходом к решению вопроса о
соотношении государства и
Понятие «цивилизация» утвердилось
в европейской науке в эпоху
Просвещения. Учёные Запада и Востока
в своих исследованиях
Понятие цивилизации в
наиболее развёрнутом виде было сформулировано
английским историком А. Тойнби. Цивилизация
определялась им в виде относительно
устойчивого состояния
Суть цивилизованного подхода заключается в том, что за основу классификации государств берётся не принадлежность государств к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации.
Суть цивилизованного
подхода состоит в том, что
при характеристике развития определённых
стран и народов следует
Цивилизованный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути достижения к прогрессу.
В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному подходу исходят из таких типов цивилизаций, как первичный и вторичный.
Для первичных цивилизаций характерны:
1. Огромная роль государства
как объединяющей и
2. Соединение государства
с религией в политико-
Вторичным цивилизациям свойственны:
1. Отчётливое различие
между государственной властью
и культурно-религиозным
2. Двойственное положение
правителя, олицетворявшего
Цивилизованный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.
§5. Отличие между формационным и цивилизационным подходами
Цивилизационый подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с максимально широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационного подхода, аргументирующего наличие всеобщей детерминации государства экономическими причинами, цивилизованный подход доказывает и существование столь общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.
Цивилизованный подход к истории человечества и его государственности получает в современной науке всё большее признание. История показала, что формационный подход развития общества является одномерным, а значит, не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается много исторических моментов, которые составляют особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.