Сущность малых предприятий и их место в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной тематики обусловлена важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном новой экономики. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создаёт благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведёт к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости, в которой малый бизнес предоставляет не менее половины рабочих мест в экономике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3
ГЛАВА 1. Малые предприятия и их развитие в современных условиях…..….4
1.1 Сущность малых предприятии и их место в экономике России…………4
1.2 Перспективы малого бизнеса в России…………………………….……….5
1.3 Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе………………….7
ГЛАВА 2. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Двина-Транс»………………………………………………………………..…9
2.1 Характеристика предприятия ООО «Двина-Транс»…………….………11
2.2 Общие сведения ООО «Двина - Транс»………………………..………….12
2.3 Структура управления……………………………………………….…….12
2.4 Анализ рынка………………………………………………………………13
2.5 Анализ финансового состояния предприятия…………………………...…15
ГЛАВА 3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем…………………………………………………………………………..19
3.1 Преимущества малого бизнеса……………………………………………..19
3.2 Проблемы малого бизнеса…………………………………………………..22
3.3 Государство и малый бизнес……………………………………………...…24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………....28

Файлы: 1 файл

катя.rtf

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3

ГЛАВА 1. Малые предприятия и их развитие в современных условиях…..….4

    1. Сущность малых предприятии и их место в экономике России…………4

1.2 Перспективы малого бизнеса в России…………………………….……….5

1.3 Малый бизнес в  Северо-Западном федеральном округе………………….7

ГЛАВА 2. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Двина-Транс»………………………………………………………………..…9

2.1Характеристика предприятия ООО «Двина-Транс»…………….………11

    1. Общие сведения ООО «Двина - Транс»………………………..………….12

2.3Структура управления……………………………………………….…….12

2.4 Анализ рынка………………………………………………………………13

2.5Анализ финансового состояния предприятия…………………………...…15

ГЛАВА 3.Приемущества  и проблемы малого предприятия, пути решения проблем…………………………………………………………………………..19

3.1 Преимущества малого бизнеса……………………………………………..19

3.2 Проблемы малого бизнеса…………………………………………………..22

3.3Государство и малый бизнес……………………………………………...…24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы……………………………………………………………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Экономика любой страны  не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся  мировая практика.          Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес.

Малые предприятия создают  благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идёт структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведёт к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

    Для чего нужны малые предприятия?  Для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, приумножения собственности, получения прибыли. Малое предприятие - инициативная деятельность, которая подталкивает стремиться к поиску нового пути. Малое предприятие включает в себя предпринимательскую деятельность, которая побуждает работать во благо народа.

    Актуальность выбранной тематики обусловлена важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и  нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном новой  экономики. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создаёт благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведёт к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости, в которой малый бизнес предоставляет не менее половины рабочих мест в экономике.

ГЛАВА 1. Малые предприятия и их развитие в современных условиях

1.1 Сущность малых предприятии и их место в экономике России

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

      В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие  малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие. [1]

        До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий на территории России. Так, около 30% всех действующих фирм расположены в центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство Москва и Санкт-Петербург. Структура сферы малого бизнеса за последние годы не изменилась. По-прежнему лидируют торговля и общепит - ими занимается половина предприятий. Пятая часть малого бизнеса оказывает разнообразные услуги. 11% фирм занято в строительстве, а 9% - в промышленности. Очень незначительна доля сельскохозяйственных компаний - около 2%.[2]

      Официальные данные о состоянии малого бизнеса в России не так- то просто

найти. Таков уж этот субъект экономики - ежемесячному подсчёту не поддаётся, в отраслевой статистике отдельно не вычленяется, даже уплаченные налоги можно подсчитать лишь у тех, кто работает на особых налоговых режимах. 
Доклад Национального института системных исследований, подготовленный на основе ежеквартальных данных Росстата, влил «ложку дёгтя» в сладкие речи тех, кто регулярно отчитывается о помощи государства малому бизнесу и о том, как усилия власти поддерживают и развивают этот сегмент экономики. 
    Однако в региональном разрезе «средняя температура по палате», конечно, не одинакова. Наибольшее сокращение малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей зафиксировано в Южном и Центральном федеральном округах. Но Дальневосточный, Уральский и Приволжский - в плюсе. Если же брать отдельные регионы, то плотность малых предприятий в расчете на тысячу жителей подросла в 45ти регионах.

    В России доля малых фирм в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микро предприятия составляют более 90%  от общего числа предприятий.

Это - не только самый низкий показатель среди крупных экономик мира, но и худший показатель для всех стран с «экспортно-сырьевой» моделью развития.

До сих пор считается, что в России малый бизнес фактически пребывает в состоянии стагнации.

1.2 Перспективы малого бизнеса в России

   Малый бизнес является одним из основных факторов развития для экономики многих зарубежных стран, но, к сожалению,  в Российской Федерации малый бизнес развивается медленно. Несмотря на то, что многие малые предприятия в России не могут просуществовать и двух лет, перспективы малого бизнеса в России выглядят весьма оптимистично.

Перспективы лучше видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, на котором достаточно свободных ниш. Также стоит отметить, что  многие люди, потерявшие работу в кризис, часто стараются найти возможность открыть собственное дело. Многие предприятия, которые не смогли выдержать натиска финансового кризиса, вынуждены были  очень дешево сдавать свои помещения и распродавать оборудование, что позволило начинающим бизнесменам довольно быстро открыть собственное дело. 

Перспективы малого бизнеса в России могут открыться в самых неожиданных областях, например, известны случаи, когда люди открывали ателье по пошиву одежды для домашних животных, которые приносили довольно приличную прибыль, хотя, казалось бы, данное предприятие больше напоминало авантюру. 

Развитие малого бизнеса довольно часто упирается в невозможность сбыта своей продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого бизнеса, связанного с производством  продукции, необходимо рассматривать, прежде всего,  рынки сбыта. Продукция многих производителей  не может  попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а из-за довольно высоких аппетитов ритейлеров, которые хотят извлечь как можно больше прибыли.  Для того чтобы поддержать малый бизнес, многие региональные власти открывают специализированные ярмарки или магазины, где частные предприниматели могут реализовать свою  продукцию.  

Так же перспективы малого бизнеса в России в большей степени зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной и муниципальной власти. Некоторые малые предприятия вынуждены значительно повышать цены на свои товары и услуги или закрывать собственный бизнес из-за введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство становится нерентабельным.

Правительство Российской Федерации рассматривает малый бизнес как одно из основных направлений развития экономики.

По статистике, в большинстве развитых стран предприятия малого бизнеса составляют более половины экономики страны, в России же их процент очень мал. Правительство Российской Федерации принимает различные меры для помощи частными предпринимателям, которые хотят начать собственное дело. В настоящее время существует множество региональных программ, которые также могут помочь начинающим предпринимателям развивать предприятия малого бизнеса.

Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является сфера обслуживания.

Перспективы в области инновационных технологий также довольно высоки. Несмотря на то, что в России до сих пор существует «утечка умов» на Запад, в нашей стране  появляются небольшие  компании, которые работают в области высоких технологий.  Разработки подобных компаний пользуются огромной популярностью на зарубежных рынках, многие крупные компании предпочитают размещать свои заказы на российских малых предприятиях.

1.3 Малый бизнес в  Северо-Западном федеральном округе.

        Несмотря на то, что острая фаза кризиса осталась позади, оборот малого бизнеса СЗФО заметно сократился.

     Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе демонстрирует не лучшие результаты развития по сравнению с рядом других регионов. Согласно информации Росстата, оборот малых предприятий Северо-Запада в первом квартале текущего года составил 276,5 млрд. рублей. По этому показателю СЗФО - третий в России, его опередили Центральный федеральный округ (ЦФО) и Приволжье. Аналогичная расстановка мест и по количеству малых предприятий: на конец марта в СЗФО их насчитывалось 35,8 тыс., тогда как в ЦФО - 71 тыс., в Приволжском федеральном округе - 47,3 тыс. Примечательно, что по объему инвестиций в основной капитал Северо-Запад пропустил вперед еще одного «конкурента», Сибирский федеральный округ, и скатился на четвертую позицию. Претендовать на первенство СЗФО затруднительно, так как обогнать ЦФО ему вряд ли по силам, но второе место, учитывая выгодное географическое положение, в том числе близость к Европе, а также мощный потребительский потенциал (в частности, благодаря Санкт-Петербургу), регион вполне способен занять. Однако вместо подъема мы видим спад.[3]

Ориентироваться на официальную статистику можно с оглядкой на российскую специфику подсчета показателей, а также на то, что абсолютно достоверную картину по финансовым показателям предприятий  малого бизнеса нарисовать крайне  сложно в силу высокой степени непрозрачности их отчетности. Не стоит забывать и о том, что с учетом инфляции, которая росла в конце прошлого и начале этого года, реальное сокращение оборота малого бизнеса, вероятно, еще больше. Впрочем, это общестрановые факторы, в равной степени влияющие на ситуацию во всех регионах, тем не менее, то же Приволжье в цифрах выглядит намного более благоприятным для развития малого предпринимательства, чем СЗФО.[3]

     Малое предпринимательство в Архангельске сталкивается с рядом нерешенных проблем, характерных для малого бизнеса всей страны: несовершенство нормативно-правовой базы по малому и среднему предпринимательству; отсутствие комплексного сопровождения начинающих предпринимателей; слабые возможности пользования банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала; низкий уровень подготовки руководителей предприятий малого и среднего бизнеса в вопросах правового, финансового, налогового законодательства.[3]

  Но, однако, свет в конце тоннеля всё же виден.

  На сайте Правительства РФ помещена информация о стратегии социально - экономического развития  Северо  - Западного  федерального округа на период до 2020 года, принятая в ноябре  2011 года. В ней указано, что сектор малого предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе по сравнению с крупными предприятиями отличается большей стабильностью в отношении обеспечения объемов производства, реализации продукции, величины прибыли, уровня доходов работников, платежеспособности и уплаты налогов. Он нуждается в гораздо меньших исходных капиталовложениях и оборотных средствах. В округе насчитывается 261 тыс. малых предприятий с общей численностью работников около 1,2 млн. человек. [ 4]

ГЛАВА 2. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Двина-Транс»

          Транспорт - одна из ключевых отраслей народного хозяйства. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошего налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.

   До поры до времени общественный транспорт в Архангельске представлял собой систему трамваев, троллейбусов и автобусов. Трамвайные пути покрывали всю старую часть города: Соломбала, Троицкий, Ленинградский, и Сульфат. Троллейбусы -- Привокзальный район, Московский проспект, связь Привокзального района с историческим центром, Соломбала-Центр.

Систему электротранспорта дополнял автобус. Основные направления -- дальние части города (Экономия-Маймакса, Сульфат, Левый берег) и маршруты в центральной части не занятые электротранспортом (основные маршруты: №54 и №7).

Общественный транспорт имел высокую вместительность (один вагон трамвая -- от 160 чел), один троллейбус или автобус - не менее 100 чел.

Трамваи, как и положено, были или обособлены от проезжей части (Соломбала, Лененградский) или имели приоритет (Троицкий)

Главной проблемой общественного транспорта Архангельска было то, что его не развивали.

Информация о работе Сущность малых предприятий и их место в экономике России