Теоретически аспекты исследования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;
проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения;
проанализировать государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………2
1. Теоретически аспекты исследования предпринимательства
1.1 . Генезис понятия «предпринимательства»………………...4
1.2 . Функции и виды предпринимательства…………………...9
1.3 . Малый бизнес как вид предпринимательской деятельности………………………………………………...15
2. Особенности развития малого бизнеса в Краснодарском крае
2.1 . Анализ состояния малого бизнеса в России и Краснодарском крае………………………………………...19
2.2 . Привлекательность Краснодарского края в развитии малого бизнеса: высокий экономический потенциал…….24
2.3 . Благоприятный инвестиционный климат………………..27
3. Потенциал Краснодарского края в развитии предпринимательства
3.1 . Положение Российских регионов по индексу условий для развития малого бизнеса……………………………………33
3.2 . Результаты опроса малого бизнеса по Краснодарскому краю………………………………………………………….36
3.3 . Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае………………………………………...41
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………………....47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 569.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………2

 

  1. Теоретически аспекты исследования предпринимательства
    1. . Генезис понятия «предпринимательства»………………...4
    2. . Функции и виды предпринимательства…………………...9
    3. . Малый бизнес как вид предпринимательской деятельности………………………………………………...15
  2. Особенности развития малого бизнеса в Краснодарском крае
    1. . Анализ состояния малого бизнеса в России и Краснодарском крае………………………………………...19
    2. . Привлекательность Краснодарского края в развитии малого бизнеса: высокий экономический потенциал…….24
    3. . Благоприятный инвестиционный климат………………..27
  3. Потенциал Краснодарского края в развитии предпринимательства
    1. . Положение Российских регионов по индексу условий для развития малого бизнеса……………………………………33
    2. . Результаты опроса малого бизнеса по Краснодарскому краю………………………………………………………….36
    3. . Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае………………………………………...41

 

Заключение…………………………………………………….45

Список использованных источников……………………....47 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.

Нужно отметить, что малое  предпринимательство выполняет  основные функции, присущие предпринимательской  деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства  составляют крупные корпорации, уровень  научно-технического и производственного  потенциала, подлинной основой жизни  стран с рыночной системой хозяйствования определяют малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике. Их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, формирование среднего класса. То есть эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Год от года растет вклад  Краснодарского края в валовой внутренний продукт Российской Федерации (далее  также – ВВП) и в формирование федерального бюджета. Краснодарский  край стабильно входит в первую десятку  субъектов Российской Федерации  по объему валового регионального 

продукта (далее также – ВРП). Если в 2009 году край занимал в этом рейтинге десятое место, то уже в 2012 году – шестое место.

То есть крупные предприятия  перестали быть источником интенсивного развития экономики. Поэтому малому бизнесу, в котором производится практически пятая часть валового регионального продукта, придается  большое значение. В целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует в Южном федеральном округе.

Поэтому целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с  целью работы необходимо решить следующие  задачи:

    • рассмотреть привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;
    • проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения;
    • проанализировать государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае.

Объектом исследования являются малые предприятия и малый бизнес в целом по России и Краснодарскому краю.

Предмет исследования - социально-экономические отношения, связанные с функционированием малых предприятий.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные научные труды классиков экономической мысли: Р. Кантильона, Ж.Б. Сея,  А. Смита, Й. Шумпетера, Дж.М. Кейнса и др.

Методологическую основу исследования составляют принципы научного познания, системного анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии. 

Эмпирическую базу исследования составили такие методы, как наблюдение, описание, измерение.

 

 

    1. Теоретические аспекты исследования предпринимательства

 

 

1.1. Генезис понятия  «предпринимательство» в экономической  науке

 

 Предпринимательство  имеет многовековую историю. Со  временем оно меняло или развивало  формы, но при этом сохраняло  свою сущность. Мировая научная  мысль на протяжении длительного  времени активно занималась теорией  и практикой предпринимательства.  Приоритет научной мысли по  проблемам предпринимательства  принадлежит зарубежным экономистам,  которые внесли несомненный вклад  в разработку теорий и концепций  его развития.

Понятие «предпринимательство»  использовалось еще в античные времена. Так, в римском праве «предпринимательство»  рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался  арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие  «предприниматель» употреблялось  в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимающихся внешней торговлей.

Древнегреческий философ  Аристотель в книге «Умение наживать состояние» предпринимательство называл искусством. Он даже перечислял «три самые существенные исходные части наживать состояние». Наиболее значительным видом такой деятельности является дача денег в рост, а третьим - предоставление своего труда за плату. Именно в этих трех направлениях развивалось «искусство наживать состояние», пока, наконец, не превратилось в умение делать деньги. 1

В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые  появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 году, где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».1

Ученым-экономистом, разработавшим  одну из первых концепций предпринимательства, считают Ричарда Кантильона (1680-1734 гг.). Именно ему приписывается введение в научный оборот понятия «предприниматель».  По его мнению, предприниматель - это  субъект, наделенный особыми способностями  предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности  за принимаемые решения не только в стандартных ситуациях, но и  в обстоятельствах рисковых, в  том числе при внедрении инноваций. В то же время подобные субъекты не обязательно должны быть собственниками функционирующего капитала. Под предпринимательством Кантильон понимал производственно-хозяйственную  деятельность особого рода, включающую в себя элементы риска. Он не изобрел  никакой теории, но его определение  предпринимательства, появившегося задолго  до современных форм рыночного хозяйства, вполне соответствует нашему времени. [3;53]      

Значительный вклад в  разработку теории предпринимательства  внес Адам Смит (1723-1790 гг.). В своем  «исследовании о природе и  причинах богатства народов» (1776 г.) он довольно большое внимание уделил характеристике предпринимателя. Смит считал, что предприниматель-собственник  капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический  риск. По его мнению, предприниматель  большей частью является капиталистом. Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства  государства в предпринимательскую  деятельность. Он был сторонником  развития конкуренции между предпринимателями  и противником крупных монополий. Большое значение для развития предпринимательства имели разработанные ученым предложения о налоговой системе и таможенных пошлинах. Он первый из ученых-экономистов наиболее комплексно исследовал вопросы предпринимательства с учетом уровня развития экономической жизни в середине 18 века [5;231].

Известный французский экономист  Жан Батист Сей (1767-1832 гг.) сделал следующий  шаг в  области анализа предпринимательства. Обладая личным опытом в сфере  бизнеса, он считал, что предприниматель - центральная фигура в процессе производства и распределении благ. Сей впервые подошел к характеристике предпринимательства как многофункциональной  деятельности. Он определял предпринимательство  как оперирование тремя факторами  производства - извлечение их в одном  месте, где они дают малый доход, затем перемещение и новая  их комбинация в другом месте, где они дают наибольший доход. 2

Весьма заметен вклад  в развитие теории предпринимательства  представителя немецкой классической школы И. Тюнена, охарактеризовавшего  предпринимателя как обладателя особых личностных качеств: он должен уметь рисковать, принимать нестандартные  решения и отвечать за свои действия, а потому может претендовать на незапланированный  доход. Следует отметить, что на протяжении всего 19 века тема предпринимательства  возникла на страницах работ сторонников  разных подходов в экономической  теории. Интересовала эта мысль основателей  австрийской школы (Ф. Визер), сторонников  исторической школы (Ф. Лист), родоначальников  теоретического марксизма (К. Маркс, Ф.Энгельс). Однако в научных трудах данных авторов  внимание уделялось все же лишь отдельным  аспектам предпринимательства в  контексте закономерностей функционирования экономики, развития хозяйственной  жизни в процессе исторической эволюции [2;199].

Выдающуюся роль в теории развития предпринимательства в  период 19-20 сыграли работы Макса  Вебера (1864-1920 гг.), прежде всего, «Протестантская  этика и дух капитализма» (1905 г.), и Венера Зомбарта (1863-1941 гг.), в первую очередь его классический труд «Буржуа» (1911 г.). В этих работах предпринимательство рассматривается как особая сторона деятельной  жизни общества, а субъекты предпринимательства (предприниматели) - как особая социально-экономическая группа, представители которой являются обладателями особых человеческих качеств. Предпринимательство предстает как деятельный процесс, посредством которого осуществляется развитие коренных элементов социально-экономической жизни общества, а также воспроизведение его нравственных начал. [18;261]

В 20 веке выработался новый  подход к предпринимателю, прежде всего, как к субъекту поиска и реализации новых идей.

Создателем теории предпринимателя-новатора является выдающийся экономист Йозеф  Шумпетер (1883-1950 гг.), который подчеркивал  значение деятельности предпринимателя  для экономического развития, его  особую роль в обеспечении нововведений. Шумпетер считал, что предпринимательство - это универсальная общеэкономическая  функция любой общественной формации. Характерно, что, по мнению Шумпетера, индивид остается предпринимателем только до тех пор, пока его деятельность носит новаторский характер, и тотчас перестает им быть, как только деятельность становится рутинной. Йозеф Шумпетер был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.3

Проблема предпринимательства  дальнейшее развитие получила в творчестве известного английского экономиста Дж. М. Кейнса. В его трудах отразилось резкое обострение противоречий западного  общества, связанных с мировыми войнами, мировым экономическим кризисом 30-х годов, потрясениями в России и других странах мира. Кейнс считал, что в подобных условиях капитализм нуждается в поддержке, с помощью которой можно преодолеть трудности. Решающую роль в этом он отводил государству. В работах Кейнса понятие «предприниматель» трактуется как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого характерны не столько рациональная калькуляция или новаторство, сколько набор определенных психологических качеств: умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности. [5;211]

В 30-е годы появляются концепции, которые отрицают ведущую роль традиционного  предпринимателя, обосновывают новое  видение предпринимательства. Это, прежде всего, либеральные концепции, значительный вклад в развитие которых  внес Ф.А. фон Хайек (1899-1984 гг.). По его  мнению, предприниматель как хозяйствующий  субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения  прибыли, еще не замеченные другими  хозяйствующими субъектами.4

Новейшие представления  о сущности предпринимательства  связаны с рассмотрением  роли предпринимательства в рыночном процессе. В основном эти представления  связаны с трудами Кирцнера и  его школы. Сущность этих представлений  базируется на том, что в основе предпринимательства  лежит созидательный акт открытия новых прибыльных возможностей в  условиях неравномерного состояния  экономической системы. При этом сама сущность предпринимательства  есть не что иное, как особая чуткость к таким возможностям, умение увидеть  результаты и вообразить способы  их достижения. По мнению Кирцнера, основная роль предпринимателя - добиться такого регулирования рыночной системы, осуществить  такую подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия. То есть предприниматель представляет собой уравновешивающую силу, а не наоборот. [20;230]

Рисунок 1. Эволюция понятия «предпринимательство»

Источник: Грядов С.И. Теория предпринимательства. 2009 г.

Как видно из проведенного анализа, проблема предпринимательства  достаточно давно и многообразно решается экономической наукой. Сегодня  при всем различии подходов общим  является определение предпринимательства  как чрезвычайно сложного и многогранного  вида экономической  деятельности, распространяющейся на все отрасли  хозяйства и сферы экономики.

Информация о работе Теоретически аспекты исследования предпринимательства