Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;
проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения;
проанализировать государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае.
Введение……………………………………………………………2
1. Теоретически аспекты исследования предпринимательства
1.1 . Генезис понятия «предпринимательства»………………...4
1.2 . Функции и виды предпринимательства…………………...9
1.3 . Малый бизнес как вид предпринимательской деятельности………………………………………………...15
2. Особенности развития малого бизнеса в Краснодарском крае
2.1 . Анализ состояния малого бизнеса в России и Краснодарском крае………………………………………...19
2.2 . Привлекательность Краснодарского края в развитии малого бизнеса: высокий экономический потенциал…….24
2.3 . Благоприятный инвестиционный климат………………..27
3. Потенциал Краснодарского края в развитии предпринимательства
3.1 . Положение Российских регионов по индексу условий для развития малого бизнеса……………………………………33
3.2 . Результаты опроса малого бизнеса по Краснодарскому краю………………………………………………………….36
3.3 . Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае………………………………………...41
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………………....47
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………....47
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.
Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяют малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике. Их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, формирование среднего класса. То есть эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.
Год от года растет вклад Краснодарского края в валовой внутренний продукт Российской Федерации (далее также – ВВП) и в формирование федерального бюджета. Краснодарский край стабильно входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему валового регионального
продукта (далее также – ВРП). Если в 2009 году край занимал в этом рейтинге десятое место, то уже в 2012 году – шестое место.
То есть крупные предприятия
перестали быть источником интенсивного
развития экономики. Поэтому малому
бизнесу, в котором производится
практически пятая часть
Поэтому целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются малые предприятия и малый бизнес в целом по России и Краснодарскому краю.
Предмет исследования - социально-экономические отношения, связанные с функционированием малых предприятий.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные научные труды классиков экономической мысли: Р. Кантильона, Ж.Б. Сея, А. Смита, Й. Шумпетера, Дж.М. Кейнса и др.
Методологическую основу исследования составляют принципы научного познания, системного анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии.
Эмпирическую базу исследования составили такие методы, как наблюдение, описание, измерение.
1.1. Генезис понятия
«предпринимательство» в
Предпринимательство
имеет многовековую историю.
Понятие «предпринимательство»
использовалось еще в античные времена.
Так, в римском праве «
Древнегреческий философ Аристотель в книге «Умение наживать состояние» предпринимательство называл искусством. Он даже перечислял «три самые существенные исходные части наживать состояние». Наиболее значительным видом такой деятельности является дача денег в рост, а третьим - предоставление своего труда за плату. Именно в этих трех направлениях развивалось «искусство наживать состояние», пока, наконец, не превратилось в умение делать деньги. 1
В экономической литературе
понятие «предприниматель»
Ученым-экономистом, разработавшим
одну из первых концепций предпринимательства,
считают Ричарда Кантильона (1680-1734
гг.). Именно ему приписывается введение
в научный оборот понятия «предприниматель».
По его мнению, предприниматель - это
субъект, наделенный особыми способностями
предвидеть, рисковать, брать на себя
всю полноту ответственности
за принимаемые решения не только
в стандартных ситуациях, но и
в обстоятельствах рисковых, в
том числе при внедрении
Значительный вклад в
разработку теории предпринимательства
внес Адам Смит (1723-1790 гг.). В своем
«исследовании о природе и
причинах богатства народов» (1776 г.)
он довольно большое внимание уделил
характеристике предпринимателя. Смит
считал, что предприниматель-
Известный французский экономист
Жан Батист Сей (1767-1832 гг.) сделал следующий
шаг в области анализа
Весьма заметен вклад
в развитие теории предпринимательства
представителя немецкой классической
школы И. Тюнена, охарактеризовавшего
предпринимателя как обладателя
особых личностных качеств: он должен
уметь рисковать, принимать нестандартные
решения и отвечать за свои действия,
а потому может претендовать на незапланированный
доход. Следует отметить, что на протяжении
всего 19 века тема предпринимательства
возникла на страницах работ сторонников
разных подходов в экономической
теории. Интересовала эта мысль основателей
австрийской школы (Ф. Визер), сторонников
исторической школы (Ф. Лист), родоначальников
теоретического марксизма (К. Маркс, Ф.Энгельс).
Однако в научных трудах данных авторов
внимание уделялось все же лишь отдельным
аспектам предпринимательства в
контексте закономерностей
Выдающуюся роль в теории развития предпринимательства в период 19-20 сыграли работы Макса Вебера (1864-1920 гг.), прежде всего, «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.), и Венера Зомбарта (1863-1941 гг.), в первую очередь его классический труд «Буржуа» (1911 г.). В этих работах предпринимательство рассматривается как особая сторона деятельной жизни общества, а субъекты предпринимательства (предприниматели) - как особая социально-экономическая группа, представители которой являются обладателями особых человеческих качеств. Предпринимательство предстает как деятельный процесс, посредством которого осуществляется развитие коренных элементов социально-экономической жизни общества, а также воспроизведение его нравственных начал. [18;261]
В 20 веке выработался новый подход к предпринимателю, прежде всего, как к субъекту поиска и реализации новых идей.
Создателем теории предпринимателя-новатора
является выдающийся экономист Йозеф
Шумпетер (1883-1950 гг.), который подчеркивал
значение деятельности предпринимателя
для экономического развития, его
особую роль в обеспечении нововведений.
Шумпетер считал, что предпринимательство
- это универсальная
Проблема предпринимательства дальнейшее развитие получила в творчестве известного английского экономиста Дж. М. Кейнса. В его трудах отразилось резкое обострение противоречий западного общества, связанных с мировыми войнами, мировым экономическим кризисом 30-х годов, потрясениями в России и других странах мира. Кейнс считал, что в подобных условиях капитализм нуждается в поддержке, с помощью которой можно преодолеть трудности. Решающую роль в этом он отводил государству. В работах Кейнса понятие «предприниматель» трактуется как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого характерны не столько рациональная калькуляция или новаторство, сколько набор определенных психологических качеств: умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности. [5;211]
В 30-е годы появляются концепции,
которые отрицают ведущую роль традиционного
предпринимателя, обосновывают новое
видение предпринимательства. Это,
прежде всего, либеральные концепции,
значительный вклад в развитие которых
внес Ф.А. фон Хайек (1899-1984 гг.). По его
мнению, предприниматель как
Новейшие представления
о сущности предпринимательства
связаны с рассмотрением роли
предпринимательства в рыночном
процессе. В основном эти представления
связаны с трудами Кирцнера и
его школы. Сущность этих представлений
базируется на том, что в основе предпринимательства
лежит созидательный акт
Рисунок 1. Эволюция понятия «предпринимательство»
Источник: Грядов С.И. Теория предпринимательства. 2009 г.
Как видно из проведенного
анализа, проблема предпринимательства
достаточно давно и многообразно
решается экономической наукой. Сегодня
при всем различии подходов общим
является определение
Информация о работе Теоретически аспекты исследования предпринимательства