Теоретически аспекты исследования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;
проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения;
проанализировать государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………2
1. Теоретически аспекты исследования предпринимательства
1.1 . Генезис понятия «предпринимательства»………………...4
1.2 . Функции и виды предпринимательства…………………...9
1.3 . Малый бизнес как вид предпринимательской деятельности………………………………………………...15
2. Особенности развития малого бизнеса в Краснодарском крае
2.1 . Анализ состояния малого бизнеса в России и Краснодарском крае………………………………………...19
2.2 . Привлекательность Краснодарского края в развитии малого бизнеса: высокий экономический потенциал…….24
2.3 . Благоприятный инвестиционный климат………………..27
3. Потенциал Краснодарского края в развитии предпринимательства
3.1 . Положение Российских регионов по индексу условий для развития малого бизнеса……………………………………33
3.2 . Результаты опроса малого бизнеса по Краснодарскому краю………………………………………………………….36
3.3 . Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае………………………………………...41
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………………....47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 569.51 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Функции и  виды предпринимательства

 

В развитой рыночной экономике  предпринимательство выполняет  следующие функции: новаторскую, организационную, хозяйственную, социальную, личностную. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Социальная функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она предполагает изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, вместе с тем объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики, составляет объективную основу проявления социальной функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального дохода, этот фактор также выступает как выражение в системе хозяйственных отношений социальной функции.

Хозяйственная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов.

Новаторская функция свойственна предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику.

Личностная функция предпринимательства заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей - людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать  сопротивление среды и добиваться поставленной цели.

Организационная функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в коллективном предпринимательстве, в создании народных предприятий.5

Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным  характерным признакам (Рисунок 2.). С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства.

 

 

 

Рисунок 2. Виды предпринимательской деятельности.

Источник: Жуликов П.П., Фузеев А.С Основы предпринимательства. – М.: «Либроком», 2009.

Во-первых, производственное предпринимательство. Это процесс  производства конкретных товаров, осуществления  работ и оказания услуг для  их реализации потребителям. Поскольку  производственное предпринимательство  осуществляется в сфере материального  производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной  деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственное  выделяют предпринимательство по отраслям, например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, в станкостроении.

Во-вторых, коммерческое предпринимательство. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребности, так как непосредственно связана  с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства  необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования. Третьим видом предпринимательства является финансовое предпринимательство. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги, валютные ценности и национальные деньги.

Третьим видом предпринимательства  является финансовое предпринимательство. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги, валютные ценности и национальные деньги. Для организации финансового предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании, фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации.

Четвертым видом предпринимательства  является консультативное предпринимательство. Слово «консультант» в переводе с латинского - соответствующий. Это  специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. По определению  Европейской федерации  ассоциаций консультантов по экономике  и управлению, консалтинг заключается  в предоставлении независимых советов  и помощи по вопросам управления, включая  определение и оценку проблем  и/или возможностей, рекомендацию соответствующих  мер и помощь в их реализации.6

По формам собственности  имущество предприятия может  быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений. При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений. [14,59]

По количеству собственников  предпринимательская деятельность может быть индивидуальной или коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность - это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников. [17;89]

В отношении законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное и  лжепредпринимательство. В соответствии со статьей 171 УК РФ незаконным предпринимательством является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо без специального разрешения (в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно) или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом в крупном размере понимается доход, превышающий сумму в двести минимальных размеров оплаты труда; доходом в особо крупном размере является доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 173 УК РФ лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее ущерб гражданам, организациям или государству. За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.7

В зависимости от состава  учредителей собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития. Например, в России создана Ассоциация женщин-предпринимателей России. [19;19]

По уровню прибыльности (темпам развития, доходности) предпринимательские организации бывают быстро и медленно растущими; высокоприбыльными и низкорентабельными; осуществляющими низкорисковые и очень рисковые операции. При этом нельзя поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку на конечные результаты деятельности предприятия одновременно воздействует огромное количество факторов.  [18;239]

По использованию в процессе деятельности инноваций (нововведений, трудовых технологий) для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения предпринимательская деятельность подразделяется на творческо-поисковую и продуктивную. [19;39]

По таким признакам, как численность  всего персонала, по удельному весу других субъектов в уставном (складочном) капитале определяется малое предпринимательство, имеющее важную роль в рыночной экономике. [19;57]

 

1.3. Малый бизнес как  вид предпринимательской деятельности

 

Существует немало подходов к определению сущности понятия  «малый бизнес». Если рассматривать  расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности. [15,132]

Также существует более широкое  понятие  - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период. [24,45]

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных  государств принято более 50 критериев  отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к  которым относятся следующие: численность  персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной  численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём  чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности. [21,134]

Основной федеральный  закон РФ, в котором прописаны  рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору  малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации ". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям. Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет. В США Малыми считаются предприятия со списочной численностью до 500 сотрудников. Однако большинство предприятий (около 85 %) имеют численность меньше 20 человек. 8

Спектр видов деятельности, которыми вправе заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые  законами Российской Федерации, а также  относящиеся к стратегическим отраслям экономики.

В процессе регистрации субъекта малого предпринимательства вид  деятельности определяется в соответствии с классификатором видов экономической  деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства  до лизинговых услуг и научно-исследовательской  деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному  лицензированию. В соответствии с  федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, производство алкогольной и табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других. С полным перечнем таких видов деятельности можно ознакомиться, обратившись к указанному закону. Соответственно, за нарушение данных норм законодательством РФ предусмотрены различные формы административного и уголовного наказания.9

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. [23,31]

Информация о работе Теоретически аспекты исследования предпринимательства