Теоретические аспекты предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование основ функционирования венчурных предприятий в экономике, анализ современного состояния и перспектив развития венчурного бизнеса в мире.
Задачи работы:
Рассмотреть зарождение, сущность и виды предпринимательства;
Рассмотреть зарождение венчурного предпринимательства, его плюсы и минусы
Выявить проблемы венчурного предпринимательства и найти их решения; рассмотреть тенденции и перспективы рискового предпринимательства

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

• поддержка развития "сетей деловых ангелов" для  создания; каналов связи между, "деловыми ангелами" и предпринимателями, нуждающимися в финансах. Развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малый бизнес снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок

разнообразными товарами и услугами.

Малые предприятия создают  около 12% ВВП. По объемам прибыли, ypовню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупным производством. При снижении инновационной восприимчивости крупных предприятий к высоким технологиям возрастает роль малых и средних предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию.

3. 2. Государственная поддержка  инновационного венчурного бизнеса

В целом роль государства  в области поддержки инноваций  можно свести к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение в экономике страны; фискальные и прочие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующие воздействия внешней среды, которые обуславливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Так, с начала 80-х годов государство стало стимулировать рисковое предпринимательство. Поводом послужила бесспорная роль катализатора, ускорителя инновационных процессов, структурной перестройки и реиндустриализации экономики. Для стимулирования процесса возникновения и развития венчур государство прибегло к несвойственной ему тактике. По существу оно стало учреждать и выращивать малый инновационный бизнес, осуществляя венчурное инвестирование путем выдачи субсидий и дополняя его рядом сопутствующих мер прямого и косвенного стимулирования. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона – Вайдлера «О технологических нововведения», предусматривающих ряд мер стимулирования промышленных инноваций.

В США система налоговых  льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производительной и торговой деятельностью налогоплатильщика, из сумм облагаемого налогом дохода.

Уже в 1982 г. конгресс принял закон о нововведениях и разработках  в малом бизнесе, увеличивший значение малого инновационного бизнеса в проводимых за счет средств государственного бюджета НИОКР. Была сформирована специальная программа нововведений и исследований в малом бизнесе (СБИР), координатором которой стала Администрация малого бизнеса (СБА). В соответствии с программой каждое федеральное учреждение, выдающая внешним исполнителям заказы на сумму выше 100 млн. долларов, должно было 1,25% из них выдавать в виде безвозвратных субсидий на НИОР в малом бизнесе.

Чтобы помочь венчурным  фондам выжить в период их становления, правительство правительства многих западноевропейских стран проводили политику режима наибольшего благоприятствования новой форме инвестиционного финансирования. К примеру, в Голландии была разработана вплоть до 1996 г. успешно функционировала такая форма поддержки венчурных фондов, как схема РРМ. В рамках этой схемы правительство Голландии гарантировало возврат 50% возможных убытков, связанных с инвестициями венчурных фондов в частные компании. Указанная схема была опробована в начале 80-х годов, в период глубокого промышленного спада, с которым столкнулись западноевропейские страны, в том числе и Голландия. Эта мера стимулировала бурный рост венчурных фондов, а следовательно, и активные финансовые влияния правительство Нидерландов активно стимулирует создание крупных венчурных фондов, ориентированных на инвестирование крупных наукоемких проектов, имеющих стратегическое значение для страны.

Кроме национальных программ поддержки венчурного бизнеса, инициированных правительствами западноевропейскими стран, есть целый ряд международных программ, реализуемых и финансируемых Европейским Советом. Так, программа «EuroTech Capital» нацелена на создание стимулов для привлечения венчурных фондов к финансированию крупных международных проектов в области высоких технологий, реализуемых в рамках межправительственных соглашений между странами Западной Европы. Программа «Sprint» призвана совместно с венчурными фондами оказывать финансовую поддержку малым и средним фирмам, занимающихся разработкой новейших технологий. В рамках программы «Value» производится финансирование исследований по целесообразности инвестиционных проектов, ориентированных на привлечение венчурного финансирования. Программа “Joint Venture Phare” стимулирует создание совместных предприятий с участием венчурного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы.

3.3. Тенденции и перспективы развития венчурного бизнеса

Венчурный бизнес сегодня  – не самый крупный сегмент  отрасли прямых инвестиций, однако значение его весьма велико, т.к. именно фонды венчурного капитала являются практически единственным источником финансовой поддержки малых инновационных  предприятий на самых ранних стадиях их становления – от идеи и бизнес-плана до выхода и закрепления их продукции на рынке. Поэтому развитие венчурного предпринимательства является одним из наиболее эффективных методов, способствующих повышению конкурентных преимуществ любой страны на мировой арене. Множество технологических инноваций было внедрено в широкие массы фирмами, финансируемыми венчурным капиталом. Ныне успешные и крупные компании, такие, как DEC, Apple Computer, Compaq, Sun Microsystems, Federal Express, Microsoft, Intel и Netscape встали на ноги благодаря венчурным инвестициям. Венчурный капитал поддерживает наиболее динамично развивающиеся и наукоемкие отрасли; благодаря ему развиваются новые отрасли, такие как нано и биотехнологии.

Рассматривая проблему мирового финансового кризиса в глобальном аспекте, многие эксперты приходят к выводу, что существует колоссальный разрыв между стоимостным выражением реального сектора мировой экономики и «виртуальной экономики», т.е. средств, вкладываемых в какие-либо активы, стоимость которых отражает величину чисто спекулятивного, а не транзакционного спроса. Неравномерное распределение такого спекулятивного капитала часто приводит к формированию «пузырей» и последующему обвалу на финансовых рынках, как это было с ипотечными (субпрайм) кредитами в США. Главным противодействием такому раскладу обстоятельств является направление финансовых ресурсов в новые, высокотехнологичные отрасли и инновационные стартапы. Аккумулирование и инвестирование средств в данные сферы возможно с помощью фондов венчурного капитала.

В мировой экономике необходима реструктуризация венчурного капитала по отраслям. Большое количество средств направляется в сектор информационных технологий, где возможно вновь формирование «пузыря», с учетом того, что данный рынок практически монополизирован американцами по всему миру. Необходимо развитие новых отраслей, которые привнесут существенные изменения в технологическом базисе производства, позволят выпускать качественную высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Так, необходимо развивать нанотехнологии, биофармацевтику и альтернативную энергетику и инвестировать больше средств в эти области.

В России на сегодняшний  день венчурная индустрия сильно отстает от западных стран. Здесь  хотелось бы внести ясность в понимание того, что в России нет четкого разделения между венчурными и прямыми инвестициями. Такое разделение является строгим в США — на родине венчурного предпринимательства. В последние пять лет отрасль прямых инвестиций в России пережила значительный подъем. Однако кризис на мировых финансовых рынках в совокупности с трансформацией экономической ситуации прервали этот тренд с потенциально тяжелыми последствиями для фондов, их портфельных компаний и всей экономики в целом.

В нашем государстве сложилась уникальная ситуация для венчурного инвестирования: избыток финансовых средств и недостаток проектов, куда можно вложить деньги. Чтобы активизировать венчурное предпринимательство, необходимо работать над факторами, способствующими росту спроса на венчурный капитал, то есть стимулировать появление высокотехнологичных компаний. Президент В. В. Путин и премьер-министр Д. А. Медведев не раз высказывались относительно того, что для обеспечения перехода страны на инновационные рельсы необходимо построить соответствующую инфраструктуру.  
Принимая во внимание, что часть из объявленных планов уже находится в процессе реализации, в частности появляются бизнес-инкубаторы и формируются научные центры при университетах, непременно, количество должно перерасти в качество.

Все же, рассчитывать на скорый эффект не приходится. Для формирования спроса на венчурный капитал России потребуется не менее чем 5-7 лет. При поддержании темпов экономики  страны на уровне середины 2000-х гг., можно ожидать, что к 2020 году российский венчурный капитализм достигнет зрелости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Венчурное предпринимательство - это деятельность по организации  посредничества между венчурным  инвестором и фирмами-реципиентами инвестиций, направленная на разделение рисков между всеми субъектами контрактных отношений и получение прибыли посредством «выхода». Изначально созданный как вариант инновационной политики, на современном этапе он превратился в уникальный механизм коммерциализации инноваций и стимулирования их разработок. Именно применение этого механизма позволило США сделать уникальный рывок вперед в применении научных достижений. На рубеже XXI века венчурную отрасль потряс «технологический» кризис Интернет-компаний, в результате чего резко сократились инвестиции в США и практически рухнула отрасль в Европе. Венчурный бизнес отличают некоторые особенности: во-первых, долевое участие инвестора в капитале компании-реципиента в прямой или опосредованной форме, во-вторых, молодые компании получают не только деньги, но и другие многочисленные услуги. Эталоном венчурной отрасли считаются Соединенные Штаты Америки, ее развитие в Европе носит догоняющий характер. За время своего развития в России, венчурное предпринимательство так и не смогло привлечь к себе такой же повышенный интерес, как на Западе. Не смотря на наличие всех стартовых предпосылок для развития, эта отрасль в настоящий момент развивается очень медленно в силу ряда проблем, первоочередной из которых является создание нормативно-правовой базы.

Таким образом, в ходе данной работы мы описали механизм венчурного предпринимательства, определили его роль в экономике, выявили тенденции и перспективы развития венчурного бизнеса . Следовательно, цель нашей работы успешно выполнена. Но стремление венчурной отрасли к постоянной модификации делает актуальным постоянное ее исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Теоретические аспекты предпринимательства