Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 09:50, реферат
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
1. Понятие и показатели качества продукции
2. Управление качеством продукции
3. Новая стратегия в управлении качеством
4. Стандартизация продукции
5. Сертификация продукции
6. Правовое регулирование качества продукции
7. Выводы
Список литературы
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают на допроизводственной и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.
Основной задачей каждого предприятия (организации) является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые: отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис.1).
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и должна включать: улучшение экономического положения предприятия; расширение или завоевание новых рынков сбыта; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм; ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; улучшение важнейших показателей качества продукции; снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; увеличение сроков гарантии на продукцию; развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис.2).
Рис. 2. Управление качеством продукции
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества — это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации кружков качества: добровольность участия; стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений; моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности; поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием; обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.
Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.
Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия. Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей.
III.
Новая стратегия в управлении
качеством
Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:
обеспечение
качества понимается не как техническая
функция, реализуемая каким-то одним
подразделением, а как систематический
процесс, пронизывающий всю
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Только непониманием проблемы качества можно объяснить такие заявления руководителей, как «управление качеством продукции означает ужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции означает более активное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собой статистику», «управление качеством на практике представляется весьма трудоемким процессом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отдел приемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукции исключают выполнение дополнительных мероприятий», «управление качеством не имеет отношения к администрации предприятия или отделу реализации».
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из характерных черт мирового рынка.
Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения: качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия; планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками; ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.
IV. Стандартизация продукции
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии: единый технический язык; унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.); типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.); систему классификаторов технико-экономической информации; достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Система стандартизации Российской Федерации
должна быть гармонизирована с международными,
региональными и национальными системами
и обеспечивать: защиту интересов потребителей
и государства в вопросах качества и номенклатуры
продукции, услуг и процессов, их безопасность
для жизни и здоровья людей, охрану окружающей
среды; повышение качества продукции в
соответствии с развитием
науки и техники, с потребностями населения
и народного хозяйства; совместимость
и взаимозаменяемость продукции; содействие
экономии людских и материальных ресурсов,
улучшение экономических показателей
производства; создание нормативно-технической
базы социально-экономичес-ких программ
и крупных проектов; устранение технических
барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность
продукции на мировом рынке и эффективное
участие в международном разделении труда;
безопасность народно-хозяйственных объектов
с учетом риска возникновения природных
и техногенных катастроф и других чрезвычайных
ситуаций; содействие повышению обороноспособности
и мобилизационной готовности.
Концепция системы стандартизации РФ
содержит также определенные требования
к формированию фонда стандартов: стандарты
должны быть социально и экономически
необходимыми. При разработке стандартов
должна существовать потребность заинтересованных
сторон достичь определенных соглашений
по номенклатуре и качеству продукции,
процессов и услуг; стандарт должен иметь
определенный круг пользователей и
конкретность требований; стандарты не
должны дублировать друг друга; стандартизация
должна быть комплексной, т.е. в странах
должны быть отражены взаимосогласованные
требования: а)по всем стадиям жизненного
цикла продукции от разработки до утилизации;
б)по всем уровням разукрупнения — от
материалов, веществ, технологий до конечной
продукции; в)по всем аспектам обеспечения
качества, включая установление в стандартах
взаимосогласованных требований к продукции,
методам контроля и испытаний, метрологическому
обеспечению.
Фонд государственных стандартов должен строиться на основе целесообразного равновесия между двумя принципами: не стать тормозом в процессе достижений науки и техники; обладать стабильностью требований в течение определенного периода, особенно это касается основополагающих и общетехнических стандартов.
Взаимосвязь внутри фонда стандартов должна подчиняться следующим правилам: большую свободу в выборе потребительских характеристик должны предоставлять стандарты на конечную продукцию; более жесткие требования к функциональным характеристикам, унификации, взаимозаменяемости, совместимости должны устанавливаться в стандартах на составные части, комплектующие элементы, материалы.
Стандартизация основана на ряде принципов:
1) повторяемость — определяет круг объектов,
к которым применимы вещи, процессы, отношения,
обладающие одним общим свойством — повторяемостью
либо во времени, либо в пространстве;
2) вариантность — создание рационального
многообразия — обеспечивает минимум
рациональных разновидностей стандартных
элементов, входящих в стандартизируемый
объект; 3) системность — определяет стандарт
как элемент системы и приводит к созданию
систем стандартов, связанных между собой
внутренней сущностью конкретных объектов
стандартизации; 4) взаимозаменяемость
— применительно к технике предусматривает
сборку или замену одинаковых деталей,
изготовленных в разное время и в различных
точках пространства.
V. Сертификация продукции
Сертификация продукции является
одним из способов подтверждения соответствия
продукции заданным требованиям.
По определению, данному в Руководстве № 2 Международной организации по сертификации «Стандартизация и смежные виды деятельности — Общий словарь», подтверждением соответствия является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются.
В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами — изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Последними, в частности, могут быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.).
Проверка соблюдения соответствия осуществляется посредством так называемых модулей, включающих в себя различный набор доказательств, в том числе и с привлечением третьей стороны. Результатом подтверждения соответствия является предоставление права поставщику проставлять на продукции европейский знак безопасности — СЕ.
Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.