Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа
Целью данной работы является проблема формирования карьерной стратегии персонала на действующем предприятии в условиях современного развития рынка.
Исходя из выдвинутой цели, поставлены следующие задачи:
Определить специфику понятия «карьера», выявить основополагающие функции, цели и задачи;
выявить факторы, принципы и методы формирования карьерной стратегии персонала на предприятии;
Введение
I. Карьера. Цели, задачи, функции
1.1. Карьера. Направления и типы
1.2. Факторы формирования карьеры
1.3. Концепция управления карьерой и ее функции
1.4. Миссия, цели, задачи стратегии
II Карьерная стратегия персонала как важный фактор стратегии предприятия
2.1. Классификация карьерной стратегии
2.2. Принципы и методы формирования и управления карьерной стратегии
2.3. Система функций управления карьерой
III Организация управления карьерой как основополагающая функция менеджера
3.1. Планирование и прогнозирование управления карьерой персонала
3.2. Стратегический план карьерного развития: разработка, внедрение, контроль
3.3. Организация, контроль и регулирование управления карьерой персонала на предприятии
Заключение
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Карьера. Цели, задачи, функции
1.1. Карьера. Направления и типы
1.2. Факторы формирования карьеры
1.3. Концепция управления карьерой и ее функции
1.4. Миссия, цели, задачи стратегии
II Карьерная стратегия персонала как важный фактор стратегии предприятия
2.1. Классификация карьерной стратегии
2.2. Принципы и методы
формирования и управления
2.3. Система функций управления карьерой
III Организация управления карьерой как основополагающая функция менеджера
3.1. Планирование и прогнозирование управления карьерой персонала
3.2. Стратегический план карьерного развития: разработка, внедрение, контроль
3.3. Организация, контроль и регулирование управления карьерой персонала на предприятии
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Термин «управление карьерой» для российской экономики достаточно новый, так как самоуправление карьерой как вид деятельности в нашей стране стало формироваться только с середины 90-х годов.
В отечественной литературе
понятие «управление карьерой» подчас смешивают с понятиями
«профессионально-
Между тем сегодня карьерное развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении организацией своих стратегических целей, ведь по мере того, как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях поведения персонала. В интересах как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие «моральному износу» человеческого капитала.
Актуальность выбранной темы очевидна: в последнее время особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Также, менеджерами современных предприятий осознается проблема формирования кадрового потенциала компании, без которого не возможно успешное существование компании в рамках жесткой рыночной конкурентной среде.
Целью данной работы является проблема формирования карьерной стратегии персонала на действующем предприятии в условиях современного развития рынка.
Исходя из выдвинутой цели, поставлены следующие задачи:
Теоретическая ценность данной работы заключается в осмыслении таких новых для российского бизнеса понятий как «карьерная стратегия» и «управление карьерой».
Практическая же ценность – в том, что в работе приведены конкретные методы организации процесса управления карьерой персонала, которые применимы для действующих на рынке предприятий.
Теоретической и методологической базой данного исследования послужили основные положения теории организации, теории управления, основ менеджмента, психологии, а также законов РФ и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные исследованию мотивации к росту персонала.
Основными методами исследования
и подходами являются:
- общенаучные методы исследования: диалектический, абстрактно-логический, индукции
и дедукции, исторический, функционально-стоимостной
и сравнительный анализ и синтез, метод
экономико-статистических группировок
и другие;
- системный подход, использованный
при рассмотрении вопросов
- метод экспертных оценок.
I КАРЬЕРА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ.
1.1.Карьера. Направления и типы.
Выбор той или иной программы поддержки карьеры осуществляется на основе анализа характера и содержания проблем, проявляющихся в середине профессиональной карьеры. Инструментом анализа проблем карьеры может служить бланк, разработанный финскими учеными. С помощью этого бланка сотрудник с «синдромом сорокалетних» (сам или с помощью специалистов) получает возможность вербализовать свои проблемы, и проанализировать ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, определить наиболее важные объекты своего развития в ближайшее время и в перспективе, наметить направления подобного развития.
Внутриорганизационная карьера — это последовательная смена работником стадий использования возрастающего человеческого капитала в рамках одной организации. Она может быть:
а) вертикальной, или квалификационно-должностной. Это – индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением статуса работника по вертикальной шкале сложности труда;
б) горизонтальной, или собственно профессиональной. Это – индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением статуса работника на одном иерархическом уровне (т.е. без переходов работника между рабочими местами различных социальных рангов) в стратифицированной системе трудовой деятельности в организации.
в) центростремительной, или социальной. Это - индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением социального статуса работника, его ценностных ориентации, оценки им своей роли в качестве работника в организации.
Стадии использования человеческого капитала у работника, связанные с его переходом между рабочими местами в стратифицированной системе трудовой деятельности в организации, называются ступенями (стадиями) внутриорганизационной карьеры.
По скорости переходов между рабочими местами внутриорганизационная карьера может быть охарактеризована как стабильная, нормальная (равномерная) и стремительная. Если длительное время (семь-восемь лет) деятельность работника протекает в рамках одной должности, одного социального ранга, то принято говорить о стабильном характере карьеры. Если внутриорганизационная карьера связана с частой сменой (более одного раза в три года) рабочих мест, должностей, видов деятельности, то речь идет о стремительном характере карьеры. Если количество переходов не превышает одного раза в три года, то принято говорить о нормальном характере карьеры.
В зависимости от направленности ступеней внутриорганизационной карьеры («спад», «подъем») можно выделить шесть ее типов:
1) целевая карьера.
Сотрудник раз и навсегда
2) монотонная карьера. Сотрудник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и по его достижении не стремится к движению в организационной иерархии даже при наличии возможностей для профессионального совершенствования и улучшения своего социально-профессионального статуса и материального положения;
3) спиральная карьера.
Сотрудник мотивирован к
4) мимолетная карьера.
Перемещение с одного вида
деятельности на другой
5) стабилизационная карьера. Личность растет до определенного уровня и остается на нем длительное время — более восьми лет;
7) затухающая карьера.
Сотрудник растет до
1.2 Факторы формирования карьеры.
Вид карьеры, скорость переходов между рабочими местами, направленность стадий карьеры определяются действием системы факторов, участвующих в формировании карьеры.
Во-первых, это экономические
факторы: характер и содержание накопления
и использования человеческого
капитала обусловлены существующим
общественным разделением труда. Тем
самым карьера работника
Во-вторых, это социально-психологические
факторы, т.е. границы социально-
В-третьих, это социально-экономические
факторы: формирование карьеры определяется
уровнем образования и квалифик
В-четвертых, это социально-демографические факторы: характер и содержание карьеры связаны с социальным происхождением работника, его возрастом, полом и т.п. Пол, возраст и социальное происхождение тесно коррелируют со скоростью и направленностью карьерного развития. С возрастом в силу биолого-психологических особенностей работника замедляется его продвижение в иерархии организации. Это связано как с уменьшением количества рабочих мест по мере приближения к вершине организационной пирамиды, так и с увеличением требований к работнику в плане сложности работы.
В-пятых, это культурные факторы, а именно, культура, субкультура, социальное положение. Например, во многих культурах достаточно распространено мнение о сугубо мужских и сугубо женских профессиях. Мы уже почти забыли, скажем, слова «ткач», «маляр». Все чаще слышится: «ткачиха», «малярша».
1.3. Концепция управления карьерой
Формирование рыночной философии хозяйствования вызывает необходимость выделить управление карьерой как особую, самостоятельную функцию персонального менеджмента. Выделение функции управления карьерой — тенденция достаточно новая для российского менеджмента. Необходимость вычленения этой функции в самостоятельную обусловлена действием ряда факторов.
Во-первых, современные
макроэкономические процессы (изменение
форм собственности, экономический и инвестиционный
кризис, структурные сдвиги в экономике
и др.), накладываясь на тенденции формирования
спроса на рабочую силу при социализме
(такие, как государственная монополия
на рабочие места, отрицание собственности
на рабочую силу, завышение предъявляемого
спроса на рабочую силу по отношению к
реальной потребности экономики в ней,
занижение цены труда, деградация рабочей
силы, и т.д.), ведут к сокращению совокупного
спроса на рабочую силу, изменению профессионально-
Во-вторых, существенными факторами, определяющими потребность в управлении карьерой в современной организаций, является динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство). Жесткая рыночная конкуренция во всех ее проявлениях, активизация деятельности профсоюзов, а также законодательное регулирование кадровой работы со стороны государства (установление равных возможностей при выборе профессии, формы профессиональной подготовки, места работы, при продвижении по службе и т.д.) ориентируют работодателя на поиск для каждого работника такого рабочего места, где последний своим трудом создал бы потребительную стоимость, обладающую большей меновой стоимостью, чем стоимость его труда.
В-третьих, действие внутренних факторов, таких как возрастающая сложность производственно-коммерческой деятельности организаций, развитие техники и технологии (влекущее за собой появление новой продукции, услуг, приемов и методов работы), изменения в стратегии развития организации и организационных форм производства (базирующиеся на преимуществах небольших и средних предприятий), создание новой информационной технологии, повышение издержек на рабочую силу в стоимости продукции и услуг во многих современных организациях, заставляет работодателей заботиться об обеспечении постоянного соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям развивающегося рынка.