Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:01, лекция
1. Современные подходы к управлению запасами
2. Управление группами А, В и С
2.1. Классический порядок ABC – классификации
2.2. Современный подход к ABC - классификации
2.3. Графические методы определения границ групп А, В и С
2.4. Примеры состава групп АВС - классификаций
2.5. Рекомендации по управлению группами запаса ABC - классификации запасов
3. Управление группами X, У, Z
3.1. Общее описание метода XYZ
3.2. Механизм XYZ-классификации
3.3. Рекомендации по управлению группами XYZ-классификации запасов
4. Использование матрицы ABC-XYZ при управлении запасами в звене цепей поставок
В ней представлены результаты классификации номенклатуры запаса ряда отечественных и зарубежных предприятий. Как видно из таблицы, колебания границ группы А существенны и составляют от 65 до 89% значения накопленного качественного критерия (рис. З.а). В свою очередь, группа В имеет границы в диапазоне от 10 до 25% (рис. 3.б), а группа С — от 1 до 10% (рис. 3.в). Подобный разброс указывает на разнообразие бизнес-ситуаций и невозможность ориентироваться на единственное, зафиксированное как универсальное, соотношение границ групп классификаций по накопленному значению качественного критерия.
Рис. 3. (а) Соотношение группы А по накопленным значениям качественного критерия.
Рис. 3. (б) Соотношение группы В по накопленным значениям качественного критерия.
Рис. 3. (в) Соотношение группы С по накопленным значениям качественного критерия.
По доле в единицах запаса группы А, В и С имеется обратное соотношение (рис. 4): численность группы А минимальна во всех вариантах проведенных классификаций, численность С — максимальна. Таким образом, общая идея ABC -классификации, столь привлекательная в классическом варианте, остается без изменения: метод ABC позволяет объективно определить номенклатуру запаса, требующую максимального внимания специалистов из-за качественного влияния на деятельность организации, при этом ограничивая область управления до эффективного минимума.
Рис. 4. Соотношение групп А, В и С по числу номенклатурных позиций.
2.5. Рекомендации по управлению группами запаса ABC -классификации запасов
В зависимости от того, с запасом какого вида мы имеем дело, рекомендации имеют различный характер. Так, данные табл. 5 показывают, что рекомендуемый уровень обслуживания потребности в А, Б и С группах номенклатуры может быть различным (рис. 5).
Однозначен приоритет группы А в уровне обслуживания — 98—95%. Группа В имеет более низкий уровень обслуживания, а группа С — наименьший (75-90%). Логика снижения уровня обслуживания по группам номенклатура различна. Предприятие, обозначенное как «Вариант 4» (табл. 4), использует равномерную шкалу снижения уровня обслуживания: 95—85—75%. Предприятие «Вариант 5» — шкалу со снижением темпа сокращения уровня обслуживания: 98-90-85%. Предприятие «Вариант 7» не делает различия в уровне обслуживания потребности Л, Б и С групп номенклатуры, принимая 90% клиентов.
Рис. 5. Уровень обслуживания потребности в А, В и С группах номенклатур.
В табл. 5 приведены рекомендации, принятые к использованию на некоторых зарубежных предприятиях.
Приоритетное внимание к группе А выражается в повышении уровня контроля над состоянием запаса. Эта политика требует использования модели управления запасами с фиксированным уровнем заказа, модели с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня или их различных модификаций. Группа С — группа наименьшего приоритета — довольствуется периодическим контролем, который реализуется в модели управления с фиксированным интервалом времени между заказами, модели «минимум-максимум» или их модификациях
Таблица 5
Рекомендации по управлению запасами ЛВС-классификации
А |
В |
С |
Вариант a | ||
Группа высшего приоритета Максимально точный прогноз Точное определение объема заказа. Тщательный контроль уровня запаса Точный учет информации |
Обычный порядок управления запасами Использование экономичного размера заказа Обычный контроль |
Группа низшего приоритета Большие объемы заказа. Простейший вид контроля Отсутствие или незначительный учет информации |
Вариант b | ||
Тщательный контроль уровня запаса |
Использование экономичного размера заказа |
Большие объемы заказа |
Вариант с | ||
Еженедельная инвентаризация 6% единиц группы |
Еженедельная инвентаризация 4% единиц группы |
Еженедельная инвентаризация 2% единиц группы |
Вариант d | ||
Инвентаризация 6 раз в год Уровень обслуживания 99,5% Модель управления запасами с фиксированным размером заказа Горизонт планирования — неделя |
Инвентаризация 2 раза в год Уровень обслуживания 95% Горизонт планирования — месяц |
Инвентаризация 1 раз в год Уровень обслуживания 90% Модель управления запасами — «минимум-максимум» Горизонт планирования — по необходимости |
Вариант е | ||
Запасы хранятся в достаточном количестве на местных складах |
Запасы хранятся на региональных складах |
Запасы хранятся только на заводах |
При всех многочисленных плюсах данного метода существует один значительный минус: данный метод не позволяет оценивать сезонные колебания препаратов.
Сезонные товары из группы «А» могут мигрировать и в группу «В» и в группу «С», ложась грузом в товарные остатки, а непродуманное сокращение группы «С» может привести к сокращению ассортимента и к снижению оборота. Для принятия окончательного решения об оптимизации ассортимента и структуры товарных запасов используют сочетание АВС-анализа и XYZ - анализа.
Вопросы для самопроверки.
3. Управление группами X, У, Z
3.1. Общее описание метода XYZ
XYZ-анализ
– метод, позволяющий
В сочетании с АВС – анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ ) и аутсайдеров (С Z ).
Результатом XYZ - является группировка ресурсов по трем категориям:
•Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования.
•Категория Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
•Категория Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
В сочетании с АВС – анализом XYZ – это выявление безусловных лидеров (группы АХ ) и аутсайдеров (С Z ). Всего при проведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:
•AX, AY, AZ
•BX, BY, BZ
•CX, CY, CZ
Группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 5 до 15%,
в группу Y - от 15 до 50%, в группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу. XYZ –анализ представляет наибольший интерес в первую очередь для дистрибуторов и производители, имеющие в России свои склады.
Не секрет, что любая закупка товаров связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т.д), а так же с прямыми рисками, как например списание товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия, где многие товары являются сезонными, а значит, подвержены значительным колебаниям продаж.
АВС-анализ и XYZ -анализ превосходно дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого товара в структуру сбыта, то XYZ -анализ позволяет оценить скачки сбыта (его нестабильность).
Сравним характеристики XYZ -классификацию с ABC -классификацией. Ключевые отличия этих инструментов управления номенклатурой запаса организации заключаются в следующем:
В отличие от ABC-классификации метод XYZ использует единственный показатель — характеристику потребности в запасе. Независимо от того, каким образом рассчитывается эта характеристика, ориентация метода XYZ на потребность в запасе делает его классическим инструментом не только классификации запаса, но и анализа состава и управления движением запасов в организации.
3.2. Механизм XYZ-классификации
Для получения количественной оценки характеристики потребности воспользуемся статистическим рядом отгрузок. В классическом варианте метода XYZ показателем, описывающим потребность в запасе, является коэффициент вариации V, представляющий собой отношение значения среднеквадратичного отклонения ряда к среднеарифметическому значению, показывающий отклонение анализируемого показателя от среднеарифметического значения. Методика XYZ -анализа заключается в присвоении каждой товарной позиции коэффициента вариации. Коэффициент вариации выражается в процентах.
где: v - коэффицент вариации,
- среднеквадротическое отклонение,
– среднеарифметическое отклонение.
Среднеквадротическое
где: Хi – i ое значение статистического ряда,
n – количество значений статистического ряда.
Среднеарифметическое
Пример 2. Расчет классификации XYZ
Таблица.6 содержит пример расчета вариации статистического ряда отгрузок номенклатуры оптового предприятия.
Таблица 6
Пример классификации XYZ номенклатуры запаса
Код товара |
Дата |
Среднеарифметическое |
Вариация, % V |
Группа | |||||||||||
01.09.2003 |
02.09.2003 |
03.09.2003 |
04.09.2003 |
05.09.2003 |
06.09.2003 |
08.09.2003 |
09.09.2003 |
10.09.2003 |
11.09.2003 |
12.09.2003 |
13.09.2003 | ||||
(1/543) |
120 |
140 |
120 |
140 |
120 |
120 |
120 |
140 |
120 |
140 |
120 |
120 |
126,667 |
7,8 |
X |
(1/559) |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
20 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15,4167 |
9,4 |
X |
(1/557) |
65 |
65 |
65 |
60 |
65 |
60 |
60 |
60 |
50 |
50 |
55 |
55 |
59,1667 |
9,4 |
X |
(1/506) |
25 |
25 |
20 |
25 |
25 |
25 |
20 |
25 |
25 |
25 |
20 |
25 |
23,75 |
9,5 |
X |
(1/373) |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
40 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
58,3333 |
9,9 |
X |
(1/548) |
30 |
35 |
30 |
40 |
45 |
40 |
30 |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
13,6 |
У |
(1/286) |
100 |
80 |
120 |
80 |
100 |
100 |
100 |
120 |
60 |
80 |
100 |
100 |
95 |
18,2 |
У |
(1/239) |
180 |
150 |
90 |
180 |
180 |
180 |
210 |
210 |
90 |
150 |
180 |
180 |
165 |
23,9 |
У |
(1/388) |
60 |
60 |
80 |
80 |
100 |
80 |
100 |
100 |
120 |
120 |
120 |
120 |
95 |
24 |
У |
(1/404) |
60 |
90 |
120 |
90 |
120 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
75 |
31,9 |
z |
(1/407) |
5 |
5 |
10 |
10 |
5 |
10 |
5 |
10 |
5 |
10 |
5 |
5 |
7,08333 |
36,3 |
z |
(1/558) |
40 |
40 |
40 |
80 |
80 |
80 |
80 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
53,3333 |
36,9 |
z |
(1/552) |
15 |
15 |
15 |
30 |
30 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
35 |
38 |
z |
(1/391) |
40 |
40 |
80 |
40 |
80 |
80 |
40 |
80 |
40 |
40 |
40 |
20 |
51,6667 |
41,9 |
z |
(1/366) |
80 |
60 |
60 |
40 |
60 |
60 |
40 |
40 |
20 |
20 |
20 |
80 |
48,3333 |
44,8 |
z |
(1/406) |
15 |
30 |
15 |
45 |
45 |
45 |
45 |
30 |
30 |
15 |
15 |
15 |
28,75 |
47 |
z |
Информация о работе Управление запасами широкой номенклатуры